Блог | Резервы России: на век Путина хватит?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Отвечая на вопросы, Владимир Путин не без гордости и наглости заявил, что резервы РФ чуть не безграничны, их хватит на несколько лет или как минимум, еще на четыре месяца, если вообще ничего не делать, пишет Алексей Суховерхов для "Все инвестиции".
Ничего не делать, конечно, у действующей кремлевской власти получается неплохо. Политика государства на сегодняшний день как раз на то и направлена: не на борьбу с кризисом, а на создание иллюзии у населения, что экономическая ситуация не очень сильно ухудшается, и когда-то в будущем возможен рост. Об этом мы писали в статье "Варить медленно", а сейчас попробуем разобраться: так ли хорошо обстоит дело с государственными резервами. Или Владимир Путин, как обычно, говорит неправду.
Резервы РФ: сколько осталось денег
Выступая перед зрителями, Путин озвучил цифру, очевидно, предоставленную Банком России. И действительно, по сравнению с предыдущими месяцами этот показатель несколько вырос. Скорее всего, это связано со временным укреплением рубля, что дало возможность Центральному банку покупать валюту на рынке.
Отвечая на вопросы, президент заявил, что:
"Резервы вернулись на уровень начала 2014 года, 387 млрд долларов. И резервные фонды правительства, напомню, что у нас их два — Резервный фонд и Фонд национального достояния, — они уменьшились, но на очень незначительную величину. И сегодня составляют соответственно 50 млрд и 71 млрд в долларовом эквиваленте. Это 10,5% ВВП страны"
При этом он или слукавил, или не до конца разобрался в этом вопросе, или заведомо решил ввести слушателей в заблуждение. Дело в том, что любой финансист знает:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РФ, УЧИТЫВАЕМЫЕ БАНКОМ РОССИИ — ЭТО СУММА ВСЕХ РЕЗЕРВОВ: И САМОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, И ПРАВИТЕЛЬСТВА.
Таким образом, неправильно считать их по отдельности, иначе одна и та же цифра оказывается учтенной дважды. А "уменьшились на очень незначительную величину" — это "всего лишь" с 515,6 млрд долларов в конце 2013 года до названной цифры.
Резервы РФ: на самом деле
В действительности, правда, что общий размер резервов РФ составляет 387 млрд долларов. Но это все, что есть по состоянию на 1 апреля 2016 года. А распределяются эти средства следующим образом.
Резервы РФ в валюте — 328,9 млрд долларов, из которых непосредственно в валюте 318,9 млрд, счета СДР — 6,8 млрд и резервная позиция в Международном валютном фонде — 3,2 млрд.
Монетарное золото — 58,1 млрд долларов. Этот пункт условно можно исключить из активов, доступных быстро, так как продать такой объем драгоценного металла вряд ли представляется возможным без существенных потерь.
В итоге мы можем говорить, что в той или иной степени доступно только 270,8 млрд долларов. Но при этом где же находятся реальные живые деньги?
К сожалению, эти сведения публикуются с большим опозданием. По последним данным известно, что порядка 66,5 млрд долларов размещены в государственных облигациях департамента Казначейство США. То есть, опять же, эти деньги доступны в любую минуту, если продать бумаги. Но их использование возможно, скажем так, исходя из наших действий на международной арене.
А если уж совсем прямо назвать вещи своими именами, доступ к этим активам от нас вообще не зависит. Валюту можно получит только при адекватном поведении самого Владимира Путина, чего мы в последние три года наблюдаем не часто.
Оставшиеся деньги после вычета 66,5 млрд долларов находятся на корреспондентских счетах в той же Америке и Европе. Частично они переданы ЦБ РФ в формате межбанковских кредитов российским банкам через соответствующие аукционы.
Кому принадлежат резервы РФ
Резервы РФ принадлежат трем основным участникам большой политической игры. Во-первых, Банку России. Во-вторых, Министерству финансов. В-третьих, фондам, в том числе Резервному фонду и Фонду национального благосостояния.
В последнее время наблюдается очевидная тенденция обнародования сведений так же, как в последние годы умирающего Советского союза: часть данных умалчивается, другая — приукрашивается. Определенная доля показателей оказывается вообще фактически засекреченной.
Отчасти это связано в том числе и с делом "Юкоса": власть опасается ареста имущества за рубежом. Самый примитивный способ защиты заключается в умышленном сокрытии, сколько денег принадлежит формально независимому Банку России, а сколько — ответственному за разорение компании и другие грехи Минфину.
Сегодня мы уже не можем, как в лучшие, более или менее прозрачные времена, просто посмотреть главную цифру — остаток по текущему счету министерства. Все, что мы знаем, это общий объем резервов.
В действительности, по последним данным он составляет: резервный фонд — 75,1 млрд долларов, фонд национального благосостояния — 74,4 млрд долларов.
Кто и как может распоряжаться резервами РФ
Теоретически Минфин может распоряжаться по своему усмотрению только первым из них. Фонд национального благосостояния принадлежит будущим пенсионерам, именно для этой цели он создавался по закону.
Однако это только теоретически. Например, доподлинно известно, что именно из этих денег власть кредитовала падающее правительство коррумпированного Виктора Януковича в Украине. Причем так как у нас нет независимой правоохранительной и судебной системы, вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, принявших такое решение, за превышение служебных полномочий даже не рассматривался. По крайней мере, пока.
Что получается в итоге? Берем 75,1 плюс 74,4 равно 149,5 млрд долларов. Это все, чем может распоряжаться Минфин. Причем половину из этой суммы по закону он просто так тратить не имеет права. Это и есть те деньги, на которые правительство может либо разжигать очередную войну, либо поддерживать социальные программы. Либо раздавать ближайшему окружению действующей власти.
Остальные резервы РФ — 387 минус 149,5 равно 237,5 млрд долларов принадлежат Банку России. Они вложены в том числе и в банковский сектор. Конечно, у нас все возможно, но тратить их — значит, подвергать риску платежную систему. Именно на их наличии и держится национальная валюта. Иначе напечатанные рубли, как только они перестанут быть обеспеченными реальными долларами, евро или хотя бы золотом, превратятся в резанную бумагу с довольно дорогостоящим красочным покрытием, цена которого все равно не дотягивает до номинала.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание. В действительности, ни резервы Минфина, ни деньги Центробанка не хранятся просто на счетах. Не более 10% от названных сумм доступны реально прямо сейчас. Официальные данные об остатках на счетах публикуются только задним числом. Последняя доступная цифра — всего лишь порядка 36 млрд долларов на январь 2016 года. Подчеркиваем, это вся сумма, принадлежащая и Минфину, и Центробанку.
Резервы РФ и долги
Рассуждение о том, что у нас есть, без учета того, что мы должны — это разговор ни о чем. Помимо резервов, у России есть еще и долги, причем далеко не маленькие.
На 1 января 2016 года в общей сложности внешний долг составляет 516,1 млрд долларов. В действительности, даже несмотря на снижение этого показателя за прошлый год, это астрономическая цифра. Для сравнения: в момент дефолта 1998 года страна была должна "всего лишь" менее 150 млрд долларов, из которых львиная доля приходилась еще на СССР, и срочной расплаты не требовалось.
Среди должников, по состоянию на 1 апреля 2016 года, отметились: органы государственного управления, то есть сам Минфин, субъекты РФ и т. д. — 30,8 млрд долларов, ЦБ РФ — 9,8 млрд долларов, коммерческие банки — 129 млрд долларов, другие компании — 346 млрд долларов.
Не надо быть великим финансистом, чтобы понять: основной долг предприятий приходится на компании и банки, в которых государство является основным акционером. А то и фактическим управляющим, назначающим высшее руководство и влияющим на принятие наиболее важных решений.
Это значит, что мировое финансовое сообщество обязательно сделает все возможное, чтобы получить свои деньги в случае дефолта не с кого-нибудь, а с государства. Не обязательно это получится, но решаться вопрос будет жестко и долго.
Теоретически лишь 68 млрд долларов являются краткосрочным долгом. Остальные выплаты растянуты на годы. Но это только в том случае, если не произойдет технического дефолта в какой-то значимой структуре. Иначе произойдет кросс-дефолт, и расплачиваться придется за все и сразу.
Может ли такое произойти на практике? Напомним историю буквально последних нескольких дней. Власть направила замороженные деньги накопительной части пенсии на оплату долгов ВЭБа. Потому что платить пришлось немедленно. Как всегда нежданно-негаданно подошел срок, а для использования других активов, как нам объяснили, требовалось сложное ведомственное согласование.
Не будем даже останавливаться на моральной стороне вопроса. Скажем лишь, что в очередной раз российская финансовая система проскочила по лезвию бритвы.
При этом стоит понимать, что власть не может даже в экстренном случае направить все свои активы на срочную оплату долгов, так как для этого придется прекратить иные траты вообще, включая социальную сферу. И кто бы сомневался, что так можно добиться только одного: массового бунта, от которого не спасет никакая нацгвардия.
Резервы РФ: на сколько хватит
Это не только наше мнение. Например, по прогнозу Всемирного банка. Резервы РФ, скорее всего, закончатся уже в этом году. Мы не будем приводить какие-то точные даты, потому что в этом уравнении слишком много неизвестных.
Прежде всего, очевидно, что резервы РФ меньше того, что страна должна примерно в 1,3 раза. Поэтому размышления о том, на сколько времени хватит денег, вообще возможно лишь в том случае, если удастся сохранить доверие кредиторов. Иначе дефолт наступит немедленно.
На практике, резервы не расходуются лишь по одной простой причине: власти до сих пор удавалось покрывать дефицит бюджета, нередко за счет эмиссии, оформленной в виде сомнительных сделок между Минфином и Центробанком. Но такая мера дает лишь временный эффект, а на самом деле, раздувает объем необеспеченной денежной массы.
Доверие внутри страны зиждется на ни на чем не основанных утверждениях, что кризис закончится. Представители власти пытаются внушить нам третий год подряд, что вот-вот начнется некий хотя бы маленький рост экономики. Чего на самом деле точно не будет, потому что не с чего.
Внешние долги находятся в крайне шатком равновесии. Пока власть с ними справляется, но сколько времени это продлится — большой вопрос.
Так ли невозможен, как говорят представители власти, обвал экономики страны, подобный пережитому нами в 1998 году? На самом деле, это даже не вероятность. Это то, что нас поздно или рано ждет. Просто маячит перед глазами.
Страна слушает успокоительные речи Путина, его местами расплывчатые, а временами — вполне самоуверенные, но при этом не соответствующие действительности ответы на вопросы. Мы уже проспали свободу и демократию. Проспим и дефолт. Спи спокойно, Россия!.. Под общим наркозом — умирать легче.