Блог | ФРС Америки против гривни
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Пожалуй, наиболее значимым событием последних дней, влияющим на глобальные финансовые рынки, стало решение руководства Федеральной резервной системы США (ФРС), американского центрального банка, оставить текущую монетарную политику неизменной. Такой результат, собственно, и ожидался рынками. "Основные причины, озвученные председателем ФРС Джанет Эллен, две: слабый экономический рост за пределами США и рост колебаний финансовых рынков", - пишет Иван Компан в своем блоге на сайте "Новое время".
Чего ожидать от ФРС в текущем году? Изначально, в 2016-м ФРС планировал 4 повышения ставки, каждое по 0,25%. Тем не менее, учитывая реакцию финансовых рынков, в первую очередь валютного, а также расхождение монетарной политики США и других ведущих центральных банков мира, продолжающих снижение ставок, такой темп мог бы стать слишком большой угрозой для американской экономики.
На заседании в прошлую среду ФРС значительно смягчил тон высказываний относительно дальнейших повышений и снизил прогноз ставки на конец 2016-го года до 0.875%, что означает, как минимум, еще два повышения до конца года.
Прогнозы на конец 2017-го и 2018-го были снижены, соответственно, до 1.875% и 3.0%. Насколько подвержены изменениям такие оценки и какую роль они играют при принятии решения об изменении ставки? Статистика говорит о следующем: на основании прогноза, сделанного в конце 2014 года, ФРС должен был поднять ставки четыре раза по 0.25%, а сделал это всего один раз. Так что, вероятнее всего, траектория американской монетарной политики в этом году будет меняться в зависимости от текущих макроэкономических показателей и, похоже, не стоит ожидать резких движений в сторону повышения ставок. Тем более, при нынешних, и так очень низких ставках, у ФРС намного больше возможностей отреагировать на позитивные изменения в экономике США, чем на негативные.
Почему решение об изменении ставки, принимаемое ФРС, настолько важно для мировой экономической системы и глобальных рынков, что его, затаив дыхание, ждут все, кто имеет хоть какое-то отношение к экономике и финансам? Потому что изменение федеральной ставки, которую используют банки для краткосрочного кредитования на межбанковском рынке, напрямую влияет на краткосрочные ставки, которые платят как компании, так и простые граждане. В свою очередь, это оказывает эффект на долгосрочные ставки, включая ипотеку и корпоративные облигации. Ну, а долгосрочные ставки непосредственно влияют на стоимость активов, в том числе и рынки акций.
Повышение ставки ФРС в конце прошлого года привело к увеличению доходности американских облигаций и, соответственно, к повышению интереса к ним среди инвесторов. Это стимулировало спрос на доллары, в которых деноминированы облигации, и, как следствие, в начале текущего года стоимость доллара относительно корзины основных мировых валют достигла двенадцатилетнего пика.
Что касается остальных классов активов, то высокие ставки, как правило, указывают на то, что экономика растет, а это, безусловно, хорошо отражается на стоимости компаний, акции которых торгуются на бирже. То же самое касается и недвижимости, цены на которую, в подавляющем большинстве случаев, росли после повышения ставки. Наименее привлекательным активом становится золото, которое не генерирует никакого процентного дохода, но владеть которым будет все дороже, по мере увеличения ставок.
Какое влияние повышение ставок в США окажет на развивающиеся рынки? Самый сильный эффект – укрепление доллара и последующая за этим девальвация местных валют. Особенно чувствительно это будет для стран с медленнорастущей экономикой и дальнейшее повышение ставки в США вполне может вызвать кризисные явления в финансовых системах многих стран третьего мира.
Украина в этом отношении - не исключение. Повышение ставки в США теоретически должно оказывать дополнительное давление на гривну и провоцировать её дальнейшую девальвацию. Тем не менее, отсутствие в Украине финансовых рынков в цивилизованном понимании этого слова и самоизоляция Украины по отношению к глобальной финансовой системе позволят значительно смягчить негативный эффект.
Мизерные объемы торгов на валютном рынке и безвременная кончина внутреннего рынка ценных бумаг делают нас более защищенными от глобальных финансовых процессов. Хорошо это или плохо? Как посмотреть… Первобытный человек, сидя в пещере, тоже не страдает от того, что где-то могут отключить электричество или интернет. Как отреагирует на повышение ставки ФРС НБУ? Скорее всего, никак. Повышать нет смысла. Это, как правило, делается для того, чтобы разубедить иностранных инвесторов уходить с рынка, а в Украине разубеждать уже практически некого. Понизить, чтобы расшевелить экономику? Это создаст давление на гривню, а НБУ такого допустить не может. Так что, скорее всего, будем жить, как прежде.