Украинское злорадство над Крымом
Даже в скепсисе нельзя быть догматиком. Эта формула становится актуальной всякий раз, когда в Киеве принимаются комментировать события в аннексированном Крыму, пишет Павел Казарин для "Нового времени".
Последняя иллюстрация: упразднение Крымского федерального округа и присоединение украинского полуострова к Южному федеральному округу (ЮФО) с центром в Ростове. "Крым лишили автономии", "Ростов сделали столицей полуострова" — большинство комментаторов, судя по всему, искали в этом событии повод для злорадства. Хотя предлог вряд ли можно назвать подходящим.
Система федеральных округов, подотчетных полномочным представителям президента РФ, появилась еще в 2000 году, вскоре после избрания Владимира Путина на первый срок. Кремль использовал эту схему для борьбы с сильными губернаторами: полпред был нужен как противовес избираемому руководителю области. Попутно шла ротация силовиков на местах, а региональные законы приводились в соответствие с федеральными. Центр начинал выстраивать ту самую вертикаль, напоминающую сегодня звенящий от напряжения столб.
Когда выборность губернаторов упразднили, значение полпредов резко уменьшилось — равно как и их влияние. Уже не было нужды в "государевом смотрящем" над продуктом избирательной кампании, роль человека Кремля стал исполнять сам глава региона, получавший ярлык на княжение непосредственно в Москве. Теперь силовая и правоохранительная вертикали замыкаются напрямую в Кремле, а полномочные представительства напоминают офисы "свадебных генералов". Эту должность используют либо для почетной отставки, когда на нее перебрасывают бывшего губернатора или важного силовика, либо в качестве запасного аэродрома для чиновника, которого собираются вернуть в вертикаль, но несколько позже.
Читайте:
Новости Крымнаша. Преступление и наказание
Федеральные округа не отменяли привычную областную структуру — они ее дублировали. После упразднения Крымского федерального округа украинский полуостров — в рамках российского подхода — остается все тем же отдельным субъектом федерации. С отдельным бюджетом, отдельными силовиками и органами власти. Столица Крыма никуда не переносилась, а судьба российских назначенцев в Симферополе и Севастополе продолжает решаться в Москве.
По большому счету, само по себе решение означает лишь одну вещь: с точки зрения Москвы аннексированный полуостров достаточно интегрирован в российскую вертикаль. Собственно, Крымский федеральный округ и создавался лишь затем, чтобы московский полпред Олег Белавенцев мог напрямую приглядывать за бывшими украинскими политиками, присягнувшими триколору. В тот момент, когда стало ясно, что для России Крым — это не более чем рядовая причерноморская "саратовская область",— нужда в отдельном федеральном округе отпала. И произошло слияние с ЮФО.
Поэтому все разговоры о том, что упразднение Крымского федерального округа — попытка "спрятать" Крым внутри российской вертикали, бессмысленны. Поскольку формальная подчиненность украинского полуострова в рамках российской вертикали не имеет никакого значения. Как только Москва нарушила собственную конституцию, аннексировав Крым, Россия превратилась в государство без общепризнанной государственной границы. Сам факт оккупации и аннексии зафиксирован в конституции РФ, называющей полуостров российской территорией. А все остальное — административно-территориальный фантик для международного права. Продолжение.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...