Блог | Как власть собирается хранить тонны информации
На волне борьбы с терроризмом в Государственной Думе РФ в первом чтении приняли целый пакет документов, причем большая часть инициатив предложена депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Большая часть предложенного мне кажется абсурдом, не имеющим к борьбе с терроризмом прямого отношения, но прокомментировать и обсудить я предлагаю только одну часть, а именно хранение всех данных операторов за три года. То есть, в этих поправках содержится предложение, согласно которому российские операторы обязаны хранить все разговоры, SMS, переданные данные в течение трех лет.
Когда я впервые услышал об этом в апреле, у меня это вызвало не просто удивление, а осознание простого факта, что предлагавшие эту инициативу просто не понимают, что такое технологии, как устроен интернет и как работают операторы. Давайте вместе попробуем разобраться в этой истории, чтобы понимать, какой абсурд был предложен и принят в первом чтении в Государственной Думе.
Поправка в закон "О связи" п1. ст. 64 "Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трёх лет информацию о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи".
Читайте: Депутаты Госдумы решили жечь
В правительстве РФ уже выступили с предложением сократить срок хранения данных, но не указали, какой срок считают целесообразным. Ко второму чтению может оказаться так, что поправки внесены не будут, и если закон примут, то мы окажемся в ситуации, когда операторы физически не смогут его выполнить.
Итак, начнем с простой арифметики. Большая тройка подсчитала, сколько данных передается в их сетях, за точку отсчета они взяли 2015 год. В МТС считают объем данных, включая звонки и SMS, равным около 5-6 млн ТБ в год, в то время как Вымпелком приводит данные в 705.8 млрд минут голосовых звонков, 39 млрд SMS, 8.6 млн ТБ данных. Для МегаФон это около 700 млрд минут, 50 млрд сообщений и 6 млн ТБ трафика.
Чтобы хранить эти данные, необходимы дата-центры, которых сегодня не существует на территории РФ в достаточных количествах. Впрочем, нет ни одного проекта в мире, который бы позволял хранить такие объемы данных для операторов. С инженерной точки зрения подобные системы крайне сложны, и они просто не существуют в данный момент. Чтобы не оперировать миллионами терабайт, давайте перейдем на эксабайты, в одном эксабайте содержится миллион терабайт. Представили объем данных?
Среднестатистический человек обладает сегодня данными в 300-400 ГБ, продвинутый пользователь – около 100 ТБ. Единицы имеют коллекции файлов в пару тысяч ТБ, но это редкие птицы. И каждый из этих людей решает задачи по хранению данных очень просто, он загружает их на диски ПК, внешние носители, в облако. Но никогда не делает это в спешке. В то же время, для операторов необходимо будет создать систему, которая передает эти данные в режиме реального времени, учитывая пиковые периоды нагрузки, что подразумевает резервирование больших мощностей.
Читайте: Они все-таки рехнулись
Если специально упростить этот вопрос, то выглядит это так – вам нужно построить вторую опорную сеть для каждого оператора, чтобы она могла передавать в два раза больший объем данных. Либо, как второй вариант, снабдить каждый узел сети или базовую станцию запоминающими устройствами, что копят информацию и затем вне пиковых часов передают их в хранилище. Придумать инженерные решения возможно, но вопрос в их стоимости.
Исследуя этот вопрос, наткнулся на интересные цифры от IDC, весь рынок корпоративных систем хранения данных в 2015 году во всем мире был равен 37 млрд долларов, это стоимость оборудования.
Понятно, что также существует рынок серверов, которые все чаще используются для хранения данных, он оценивается отдельно, но его размер пока меньше, вот, посмотрите данные за квартал.
А теперь, внимание, оценка МегаФон, сколько будет стоить система хранения данных на три года – 21 млрд долларов. Причем эта оценка включает в себя только стоимость запуска системы, не учитывает рост трафика, а также не включает в себя стоимость обслуживания самой системы, которая ежегодно будет составлять десятки миллионов долларов. Оценки двух других операторов большой тройки примерно сравнимы, и все они грубы, никто серьезно не просчитывал эту историю.
Да ее и невозможно просчитать серьезно. Сразу возникает вопрос, где и на каких площадях будут строиться дата-центры, тем более что строительство одного комплекса должно занять 1.5-2 года. Этим комплексам необходимы современные системы охлаждения, а также питания, без электричества они не смогут работать. Вся эта инфраструктура требует гигантских затрат энергии. Давайте посмотрим на проекты из реального мира, чтобы оценить такие затраты.
Читайте: Сделать гадость Америке
В Неваде идет строительство целого комплекса дата-центров, один из которых обещает стать самым большим в мире, его полезная площадь составит 111 483 квадратных метров, имя центра – SUPERNAP Tahoe Reno 1. Всего будет построено семь дата-центров, их общая площадь превысит 600 000 квадратных метров. Компания Switch, затеявшая это строительство, рассчитывала, что уложится в один миллиард долларов для первого и самого крупного дата-центра, но реальность оказалась такова, что стоимость проекта уже выросла в несколько раз. И это в США, где стоимость строительных работ заметно ниже, как и стоимость оборудования.
У дата-центра собственная электростанция мощностью в 150 мегаватт, этого достаточно, чтобы давать энергию в 50-100 тысяч домов. Фактически, это станция, которая может поддерживать жизнь в небольшом российском городе.
Искренне сомневаюсь, что в России завалялось много свободных электростанций и их мощности простаивают. Строительство текущих дата-центров показывает, что основной проблемой становится отказоустойчивость и резервное питание, что вынуждает многие компании переносить инфраструктуру из безлюдных мест в мегаполисы, где этот вопрос худо-бедно можно решить. В этом коренное отличие от США, где для дата-центров задействуют пустыни и обеспечивают там все возможности для них. Тот же дата-центр Apple окружен полями солнечных батарей, которые обеспечивают его энергией. Частично, но обеспечивают.
Приведенные выше цифры рынка носителей для хранения информации показывают, что если российские законы обяжут операторов хранить данные в течение трех лет, то их заказы превысят существующий объем всего мирового рынка в несколько раз. Это утопия. Во всем мире просто не хватит достаточно количества оборудования для хранения данных, и его невозможно быстро произвести.
Следующий немаловажный вопрос, кто должен будет оплатить амбиции нескольких государственных чиновников? Операторы являются коммерческими структурами, они не занимаются благотворительностью. Затраты на выполнение закона о связи должны быть перенесены на потребителей. Я хочу еще подчеркнуть немаловажный момент, связанный с тем, что эти поправки касаются всех операторов без исключения, это не только компании, предоставляющие мобильную связь.
Читайте: В России наступает тоталитарное безумие
Получается, что затраты всех операторов на внедрение систем хранения информации составят намного больше 150 миллиардов долларов единовременно. Более того, затраты на обслуживание таких систем обычно рассчитываются как максимум 10% от их первоначальной стоимости в год, что составит 10-15 миллиардов долларов ежегодно. Огромная цифра? Не то слово.
Для сравнения и перспективы скажу, что бюджет России в 2016 году составляет порядка 16 триллионов рублей, что грубо соответствует 240 миллиардов долларов. Депутаты предлагают операторам из своего кармана найти половину бюджета огромной страны? Утопия! Со всех точек зрения глупость несусветная, которая не имеет никаких оправданий. Я и вовсе считаю, что глупость не имеет оправданий, а в данном случае вдвойне.
Абсурдность предложенного чиновниками очевидна. Более того, для меня также ясно, что никто из технических специалистов к обсуждению этого проекта не привлекался. Иначе он бы не появился на свет. У меня возникает только один вопрос, почему в Государственной Думе тратят мои деньги налогоплательщика настолько бездарно. Мне хотелось бы, чтобы те, кто инициировал такие поправки, понесли личную ответственность за потраченные на эту белиберду налоговые деньги. Что также поддается вполне конкретному подсчету.
Разобравшись с технической стороной вопроса, давайте взглянем на эту историю с точки зрения здравого смысла при борьбе с терроризмом. Первый вопрос, на который надо получить ответ, – что будут хранить операторы, в каком виде им доступны данные. По мнению депутатов, это открытые SMS, голос и другой трафик, включая картинки и все остальное. И действительно, сегодня большая часть трафика именно такая, она видна операторам. Или не большая часть?
Оценки разнятся в числовых величинах, но все они сходятся в одном, с каждым годом количество незашифрованного трафика в сетях будет сокращаться. Посмотрите вот на этот график, который хорошо все описывает.
Стоит обратить внимание, что сюда входит и трафик, что шифруют сами операторы. Но если рассмотреть все в бытовом плане, то ваш чат в WhatsApp оператор не сможет прочесть, так как он зашифрован. Ровно то же самое касается большинства программ и ресурсов, что используют собственные системы криптозащиты. Мир идет в направлении развития криптозащиты, данные будут шифровать сами пользователи.
Открытым остается вопрос, какие государства будут иметь черные ходы к этим данным, но Россия в большинстве случаев такого доступа не получит, равно и операторы не смогут расшифровать трафик и передать его государству. То есть получится, что прими в России поправки в закон о связи, и нам придется тратить деньги на то, чтобы хранить данные, которые невозможно прочитать.
Это бесполезный груз, который не даст ровным счетом ничего в борьбе с терроризмом. И при этом число таких данных будет расти ежегодно. То есть, сама система становится бессмысленной в том виде, как ее предложили депутаты. Она не решает ни одной задачи, которую перед ней ставят.
Конечно, можно предположить, что террористы услужливо откажутся от шифрования данных, не будут использовать системы стойкой криптозащиты, но сегодня они ведут себя совершенно иначе, используют все эти возможности, чтобы защитить себя от прослушивания. И значит, они будут делать это и в будущем.
Читайте: Сидите дома: правительство России одобрило ограничение выезда граждан за рубеж
Чувствую себя глупо, ведь нам приходится обсуждать абсурдное предложение, которое не выдерживает никакой критики. В нем нет даже рационального зерна, а есть обывательские представления о прекрасном, которые могут быть разрушены после общения с любым технарем, обучавшимся в вузе. Глупость несусветная, но вокруг нее уже возникают вторичные вихри, в которых проявляются компании и люди, не рассказывающие, как дела обстоят на самом деле, а создающие и усиливающие эти фобии.
В качестве завершающего штриха могу сказать следующее. Посчитал на коленке, сколько будет стоить в среднем связь в России в случае, если эту систему внедрят и заставят операторов понести расходы. Вместо усредненных 500 рублей в месяц человек будет платить 20-30 тысяч рублей! Это утопия. Понятно, что ни в каком виде такая система реализована не будет, так как это технически невозможно.
Если поправку в закон примут, то это просто покажет слабость Минкомсвязи, а заодно и правительства, которые пропускают в жизнь заведомо абсурдные, невыполнимые решения. Нам необходимо было это обсудить и сделать это максимально публично, так как это затрагивает, без преуменьшения, всех людей, живущих в стране. Вместо усиления оперативной работы спецслужб и МВД нам предлагают скинуться на безумную систему, которая не решает ни одной задачи, декларируемой ее создателями. Ни одной! Слов у меня больше нет, одни эмоции.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...