Блог | Как власти терроризируют средний класс в России
Долгие годы знаменитый в России "путинский консенсус" поддерживался не только относительно приемлемым уровнем жизни, который обеспечивала гражданам действующая власть, но и ее качеством – характеризовавшимся в том числе и уважением "частного пространства" большинства россиян. Конечно, о подобном не могли мечтать те, кто грезил о "России без Путина" – но для державшихся на отдалении от политики экономическая и личная свобода были важнейшей основой повседневной жизни.
В последние несколько лет ситуация начала радикально меняться сразу по нескольким направлениям, - пишет Владислав Иноземцев для Intersectionproject. - Власти все активнее вторгаются на "территорию свободы" новыми и новыми ограничениями неполитического характера – и, на мой взгляд, продолжение подобной политики чревато даже более опасными последствиями, чем, например, общее снижение уровня жизни или отказ от индексации пенсий или зарплат госслужащих.
Достаточно привести только несколько примеров.
Возьмем, для начала, ситуацию с правами должников. В России банковские кредиты имеют более 38 млн человек. По данным Банка России, суммарный их объем достигает 10,5 трлн рублей, из которых 891 млрд приходится на займы, сроки выплат по которым нарушены. Это серьезная проблема, с которой сталкиваются в большинстве развитых стран, но, пожалуй, нигде не подходят к ней с такой жесткостью, как в России. С 2007 года действует норма, ограничивающая для должников их конституционное право на свободный выезд за пределы России.
Читайте: Спасти подполковника Путина
Сложно представить, что значительная часть неплательщиков или нерасплатившихся по экспресс-кредитам захотела бы навсегда распрощаться со страной, чтобы не платить несколько сот долларов или евро. Но факт остается фактом: сейчас права на выезд лишены почти 2 млн человек – при этом только за первые пять месяцев этого года их число пополнилось на 392 тысячи граждан (аналитики из коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" прогнозируют рост общей цифры до 4,5 млн человек в 2017 году). Только в Москве и Московской области живут около 550 тысяч "невыездных" россиян – почти 4% взрослого населения этих регионов.
Однако власти на этом не останавливаются – с 15 января 2016 года вступил в силу закон, позволяющий ограничивать должников в праве на вождение автомобиля (давайте, например, представим себе такую меру в США и задумаемся о политическом будущем конгрессмена или сенатора, который рискнул бы внести подобный закон в конгресс).
В целом проблема выезда за рубеж (право на который гарантировано ст. 27 Конституции России и рядом подписанных Российской Федерацией международных актов) остро стоит не только перед должниками, но и перед госслужащими: с 2014 года данного права фактически лишены более 1,5 млн работников силовых ведомств безотносительно к тому, имеют ли они доступ к государственной тайне или нет. Учащаются попытки "специалистов по безопасности" проводить собеседования даже с учащимися ВУЗов, которые едут на студенческие конференции, – так что можно предположить, что в этой сфере готовятся новые ограничения. Таким образом, до 4 млн человек уже сейчас лишены права на свободу передвижения.
Второй фактор, который начинает раздражать граждан – причем прежде всего в крупных городах – это разного рода штрафы. Особенно распространены они в отношении автомобилистов. Государство "потратилось" на создание инфраструктуры наружного наблюдения и обустройство платных парковок – и теперь начинает собирать "дань". Штраф за неоплаченную и/или неправильную парковку составляет в "городах федерального значения" 3000 рублей – примерно Є41 (эвакуация автомобиля обходится в 5000 рублей и более). Для сравнения, в Берлине стандартный штраф за такое правонарушение составляет Є10, в Париже – Є11, хотя средний подушевой доход, пересчитанный по текущему обменному курсу, у берлинца или парижанина в 3,2 раза больше, чем у москвича.
Читайте: Ситуация ка-таст-ро-фи-чес-кая. Вариантов больше нет
При этом неоплаченные штрафы увеличиваются через месяц на 50-100% по решению судьи, а в некоторых случаях за их несвоевременную оплату можно получить административный арест на 15 суток (чего нет ни в одной европейской стране). Все это распространяется и на штрафы за, например, превышение скорости, фиксируемое видеокамерой, и оспорить наложение штрафа практически невозможно. Наконец, та же парковка, час которой в большинстве европейских столиц не превышает стоимости одной поездки на общественном транспорте, в центре Москвы оказывается в 2,6 раза дороже.
Парковка одной машины в центре города ежедневно на 8 часов обходится в 75% официальной зарплаты среднего москвича. Складывается однозначное ощущение, что власти терроризируют самую самостоятельную и относительно состоятельную часть населения – тот самый "средний класс", который долгие годы был главным бенефициаром экономического роста в стране и опорой путинского режима.
Стоит также отметить новую кампанейщину в связи с банковскими счетами, открытыми гражданами за рубежом. Можно понять, когда речь идет о пресловутой "деофшоризации" (фигуранты большинства подобных историй оказываются, как правило, столь же честными и порядочными людьми, как Сергей Ролдугин) – но сейчас законы существенно меняются. Уже 1 июля этого года завершается срок подачи сведений о зарубежных счетах, после чего их наличие будет считаться нарушением закона. Характерно, что делается это за полгода до того, как с 1 января 2017 года Россия и Европейский Союз наладят систему автоматического оповещения налоговых органов друг друга о наличии подобных счетов в своих банках.
С этого момента граждан может ожидать "штраф" за использование зарубежного счета, определяемый в 100% находящихся на нем средств (не вполне, впрочем, понятно, на какую конкретно дату, что еще больше запутывает дело). Замечу: только в Европе на российских граждан зарегистрировано более 700 тысяч объектов недвижимости (в основном – недорогих квартир и кондоминиумов в туристических точках) – и обслуживание любого из них практически наверняка предполагает наличие счета, нужного для оплаты коммунальных услуг и налогов. В странах ЕС учатся до 80-100 тысяч студентов из России, которые тоже имеют там счета, да и живет много наших сограждан. Так что мера затронет как минимум 2 млн человек – причем, что важно, одновременно меняется статус налогового резидента Российской Федерации.
Читайте: Пытки и террор: Россия входит в новую эпоху
Если раньше человек не считался таким, если проводил за границей больше половины дней в году, то теперь он может жить вне страны постоянно, но все равно останется ее налоговым резидентом, если имеет в России собственность. Иначе говоря, если, как у Путина, в гараже у вас где-нибудь в Урюпинске стоит развалина ГАЗ-21, а живете вы постоянно в Бельгии и имеете счет в Є200 тысяч, никто не гарантирует, что уже в 2017 году эти деньги не будут принадлежать российскому правительству (или, по крайней мере, на них не будут предъявлены его требования).
Можно довольно долго перечислять все творческие нововведения последнего времени – от повысившейся кадастровой стоимости земли и недвижимости, которая в условиях кризиса стала выше рыночной, до требования к индивидуальным предпринимателям иметь на счету при уплате налога как минимум вдвое большую сумму, чем сам налоговый платеж – но и так очевидно, что власти уверенно ведут наступление на средний класс, на тот слой в 10-15 млн человек, который чего-то сумел добиться в новой России и который был и останется наиболее активной частью общества.
При этом правительство продолжает делать очень многое для бюджетников и пенсионеров, стремится не допустить социального и экономического протеста в моногородах или в регионах, которые французы назвали бы défavorisé, не снижает финансирование ряда социальных программ. Однако опыт показывает, что старушки и служащие бюджетных учреждений практически никогда не спасают власти от очередной революции или майдана – а инициируют их как раз те самостоятельные и ответственные граждане, к которым путинский режим относится как к врагам, пребывая в наивной уверенности, что даже невыносимая тяжесть текущего бытия не сделает их таковыми…
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...