Волонтерство и волонтеризм в Минобороны

15,2 т.
Волонтерство и волонтеризм в Минобороны

- ВЫ СТАВИТЕ НЕРЕАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ! ЭТО, КАК ЕГО? ВОЛОНТЕРИЗМ!!!

- В моем доме прошу не виражаться!

На днях позвонила подруга – известная, я бы сказала знаковая волонтерша:

-Приезжай в Минобороны, приглашает сам замминистра – Юрий Гусев, будем "мочить" военных медиков, не хотят реформироваться, бл***ть!

Я опешила и переспросила:

- Только неделю назад был брифинг медслужбы МОУ, с Даной Яровой, там, кажется, дали вполне исчерпывающую информацию, а Стеблюк (Всеволод Стеблюк – профессор, который сам был на передовой, герой-медик, сейчас – помощник Министра обороны Украины по медицине) даже пригласил на открытие первого в Украине Центра психо-физической реабилитации на 27 апреля…

- Ты приезжай, Гусев сказал – надо "мочить"!

И вот я в красивом "Зале протокольных встреч". Публика разношерстная: грустные военные медики во главе з страшно уставшим по внешнему виду полковником Андреем Вербой (легендарным фронтовым хирургом, который летом прошлого года под обстрелами выполнил более тысячи операций в полевом госпитале), господа профессора из Центра сердца и Института нейрохирургии, главврач киевской больницы, волонтеры известные и не очень, представитель диаспоры Уляна Супрун с аптечкой АйФАК.

Долго ждали самого главного реформатора обороны – Юрия Гусева. Параллельно слушали, как по телефону четким командным голосом (очевидно, чтобы весь зал понимал – кто в лесу хозяин) одиозная депутат от Радикальной партии Ляшка – Оксана Корчинская ругала и снимала с должности кого-то из медицинских начальников в зоне АТО (очевидно имеет на это манадат от Гусева, который так же баллотировался в парламент от РадиКалов).

Не дождавшись "реформатора" начали заседание. Пани Оксана долго рассказывала, что она – координатор АТО, как она организовала всю медслужбу в секторе "М", а потом и по всей зоне, какая она умная и инициативная, а вот военная медицина никуда не годиться. Потом перекрикивая друг-друга уважаемые и не очень волонтеры рассказывали, как они "были на передке", и только благодаря их усилиям "Ще не вмерла Украина".

Короче, пришлось Андрею Вербе взять инициативу, прекратить балаган и предложить начальникам подразделений медицинского департамента рассказать о существующей структуре и функции.

Были цветные презентации, заумно и заунывно грустные полковники рассказывали функциональные обязанности, перебиваемые волонтерскими возгласами типа: все у вас плохо, нельзя нормально эвакуировать раненых, на передовой нет санинструкторов, врачи служат саперами, короче реально есть серьезные проблемы.

Проблем много, но главная проблема, которая обрисовалась - это то, что У НАС ДВЕ (!!!!) ВОЕННЫЕ МЕДИЦИНЫ! И два органа управления военной медициной. Это военно-медицинский департамент Министерства обороны Украины и Центральное военно-медицинское управление Генерального Штаба.

Как мы поняли: все что на передовой, непосредственно в войсках (включая медиков батальонов, бригад, медицинские роты, эвакуация, аптечки у солдат) – это медики Генштаба. Госпиталя, реабилитационные центры, закупки аптечек – это медицина Министерства обороны. При этом начальников медицинской службы в АТО они назначают как-то вместе, для эвакуации используются две санитарные автороты от госпиталей МОУ.

Как на мой женский ум – абсурд, не подлежащий объяснениям. Жизнь у солдата одна. Здоровье одно. Но отвечают за это здоровье две структуры, сваливающие проблемы одна на другую. К слову – реформатор Юрий Гусев или не знает о существовании этих двух структур (о которых знают оказывается и депутаты и волонтеры), или просто подставляет руководство медицинского департамента, выставляя их виноватыми во всем, поскольку не пригласил представителя этого самого военно-медицинского управления Генштаба (ради правды, начальника этого управления вызвали, где-то к концу презентации).

Кого так и не дождались – это представителя Минздрава, о совместных госпитальных базах, существующих где-то на бумагах, едином медицинском пространстве, саботаже местных медиков в зоне АТО было сказано много, но в пустоту.

Наконец-то пришел Великий реформатор (он же в недалеком прошлом экономист команды Данилишина, каким-то образом избежавший ареста, специалист по инвестициями из команды Каськива, удачно организовавший победу в конкурсе "Олимпийская надежда Украины 2022" в пользу "минкума" Стеця, борец с коррупцией, едва не подвевший под статью Нелю Стельмах за закупки дизеля).

Фраза, которая расставила все на места: "Я не медик, я экономист. В медицине ничего не понимаю, но понимаю, что в военной медицине реформ нет, наши медики ни на что не способны и мы должны все вместе написать программу, которая перевернет все с ног на голову и приведет нас к стандартам НАТО". Дальше фраза, заставившая смутиться даже несмущаемых волонтеров: "Щас СЕВА (!) представит, что они там придумали". Севой оказался уважаемый в Украине и за ее границами доктор медицинских наук, профессор, Заслуженый врач Украины, полковник медицинской службы Стеблюк Всеволод Владимирович. Так что товарищ Гусев отнюдь не поднял свой авторитет таким панибратским обращением, зато выставил себе еще раз обыкновенным невоспитанным молодым человеком.

Дальше была презентации. Красивая, стройная, сопровождаемая эмоциональным комментарием профессионального лектора (ну профессор, что тут поделаешь, лекторский талант не пропьешь даже в Минобороны ). Хотелось слушать и все было понятно. К тому же предварительно были розданы выдачи слайдов.

Коротко суть направлений реформы сводиться к следующему:

- убрать из медицины функции, которые не отвечают главной задаче (сохранение здоровья военнослужащих, лечение и профилактика боевой травмы), а это госсзакупки, проведение тендеров (есть же департамент госсзакупок во главе с Нелли Стельмах), что уберет даже мысли о коррупционных схемах, передать оплату коммунальных услуг санаториев и организацию закупок продуктов питания соответствующим органам МОУ.

- Оптимизировать кадровую структуру: подготовка стрелков-санитаров и санинструкторов в специальных учебных центрах, обучение военных фельдшеров в медицинском колледже, военно-медицинская подготовка всех медиков с постановкой на воинский учет для формирования резерва, создание специальности "военная медицина" для врачей, обязательные 2 года службы таких врачей в войсках до вторичной специализации на хирургов, невропатологов и прочих узких специалистов, повышение требований к руководителям лечебных учреждений.

- Изменения медицины переднего края – введение системы тактической медицины, эвакуационные группы переднего края, типовые штаты госпиталей.

- Увеличение объема получаемой помощи через систему военно-медицинского страхования.

- Система ранней и непрерывной реабилитации, создание научно-практического центра по этой самой реабилитации, который откроется 27 апреля в Ирпенском госпитале.

Мне понравилось, всем понравилось тоже, даже замминистра сказал: "Спасибо тебе СЕВА (!) за презентацию и Иловайск!"

Потом были дебаты: профессор-кардиолог предлагал перейти на Израильскую модель, где нет военных госпиталей, но каждая больница – госпиталь ("7 этажей вверх и столько же вниз") , где за раненым идут три танка и вертолеты. Предложение интересное, осталось только достичь уровня медицине Израиля в Украине. Было еще много интересных и не очень предложений. Причем интересность была обратно пропорциональна уровню компетентности и профессионализма предлагающего. Чего не прозвучало так это ответа на следующие вопросы: "Что нужно, чтобы начать выполнять предложенную реформу? Кто будет отвечать за ее проведение и где конкретные сроки по каждому направлению?".

Зато прозвучало подкупающее своей новизной предложение – создать рабочие группы, которые возглавят волонтеры (по интересам, не взирая на уровень образования и компетентности), а старый воен-мед департамент, "если с***ки не перестроятся", разогнать ("резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!"). Что-то мне это напомнило: еще в сентябре-октябре рабочей группой, в которую входили 4 или 5 профессоров, военных и гражданских, участники боевых действий "афганцы" и "чернобыльцы", было оглашено основные принципы новой военно-медицинской доктрины. В ней были и вопросы военно-медицинского образования, и тактической медицины, и военно-медицинского страхования. НО! Вместо принятия доктрины, по этому поводу были собраны рабочие группы под руководством депутатов (ну все же знают, кто в Украине главный депутат-медик, который (ая) одна "знает и может", "не делом а словом", короче "никто кроме нее!"). В результате на сегодня ни доктрины, ни реформы, ни одного изменения в законы о лечении и реабилитации. Сплошной звездежь от звезд.

Причем подобное ожидается и от реформирования, объявленного Юрием Гусевым в военной медицине, если ведущим методом будет ВОЛОНТЕРИЗМ – подмена профессионализма (с отсутствием соответствующего профильного или хотя бы высшего образования, опыта, четкого плана) желанием приобщиться к чему-то значимому и в перспективе денежному (как то продажа американских аптечек, проведение обучения тактической медицине за деньги). Или же просто потешить больное самолюбие - количество помощников, советников, советников помощников и помощников советников в Минобороны уже зашкаливает, разместить негде!.

Я не тешу себя надеждой (обманывалась во власть имущих не раз), что мои пожелания услышат, но давайте:

Доверим реформу профессионалам, какими на мой взгляд являются Андрей Верба, Всеволод Стеблюк, они наберут в команду нужных людей, им помогут и волонтеры и профессионалы из военной и гражданской медицины, Из волотнеров я бы доверила помощь в снабжении Дане Яровой, эвакуацию – Олегу Хоменко, а тактическую медицину поможет наладить Анна Майборода (которая сумела организовать обучение мобилизантов тактической медицине, прошла обучение в Европе). Другие – не мешайте, я вас прошу! На месте Гусева – заставила бы реформаторов опубликовать четкий план: предложение – ответственный – конкретные шаги – график выполнения. Реформаторам – ежемесячно (возможно раз в две недели) отчитываться в МордоКниге (FB) о конкретных делах.

Может тогда мы увидим реальные, а не декларированные изменения в военной медицине.

А что касается реформирования, то если старый метод тонзилэктомии (удаления гланд) не устраивает, то модернизируют инструментарий, технику, медикаменты, но не удаляют гланды через задний проход.

P.S. Я "на передке" не была, я медицинский работник, работающий здесь, работающий на АТО в тылу, давно и ежедневно. Но если придется мне удалять аппендикс, я обращусь не к Оксане Корчинской (хотя уважаю ее волонтерскую деятельность), не к "Крохам", "Хоттабычам" и "Шаманам", а пойду к Андрею Вербе, он хирург-профессионал, ну а наркоз попрошу дать Всеволода Стеблюка (был хорошим анестезиологом). Хотя в последнее время он больше в области общественной психиатрии работает – все больше с "ментально незайманими", не понимающими основного принципа медицины: "НЕ НАВРЕДИ"

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...