Виталий Шапран
Виталий Шапран
Член Украинского общества финансовых аналитиков

Блог | Что будет с экономикой Украины до конца года

52,4 т.
Что будет с экономикой Украины до конца года

Середина июня ознаменовалась несколькими печальными событиями в реальном секторе. Весьма прискорбную статистику опубликовал Госкомстат: по его данным, оборот розничной торговли в Украине (без учета оккупированного Крыма и части зоны АТО) в январе - мае 2015 года снизился на 24,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в сопоставимых ценах. Следом один из ключевых министров Кабмина начал обсуждать с прессой правильность прогнозов международных финансово-кредитных организаций по падению ВВП на 2015 год. Напомню, что прогноз для Украины колебался в диапазоне от 7,5% до 9%, пишет Виталий Шапран для издания MIGnews.

Попробуем ответить на вопросы о том, отчего падает украинская экономика, и что будет с ней до конца 2015 года, а также о том, как это падение отразится на населении, бизнесе и госсекторе.

Рыночные реалии и пророческое постановление Кабмина

Отчего экономистов так сильно встревожило падение розничного товарооборота? Дело в том, что это практически единственный показатель, динамика которого дает полное понимание того, каким образом население тратит деньги. А еще розничный товарооборот является фундаментом затратного механизма, который стимулирует развитие экономики.

Читайте: Опубликованы три варианта развития Украины на следующие 5 лет: инфографика

Конечно, бывают сюрпризы, когда при падении розничных продаж промпроизводство и ВВП растут, но, как правило, такие аномалии связаны или с небольшими темпами падения розничных продаж, или с резким ростом экспорта. Учитывая темпы падения (за 5 месяцев - на 25%) украинская экономика довольно уверенно идет ко дну.

Правительству следует признать, что экономика сейчас развивается по негативному сценарию. Я напомню, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины №76 от 14.02.2015 предусмотрено три сценария развития ситуации в экономике, самый худший из которых - инфляция в 42,8%, при падении ВВП на 11,9%. Видимо, на этот вариант, закрепленный в официальном документе, нам и придется ориентироваться.

Рост без банков невозможен

Боюсь, что данные о падении розничного товарооборота косвенно указывают на то, что далеко не война и напряженные отношения Украины с некоторыми соседями являются основными причинами падения национальной экономики. Основное зло исходит от резкого снижения работающих кредитов, выданных украинскими банками.

На первый взгляд, статистика НБУ не вызывает вопросов. Так, на 01.01.2014 кредитный портфель украинских банков составлял около 800 млрд грн, а на 01.04.2015 объем кредитного портфеля в платежеспособных банках оценивался в 890 млрд грн. Казалось бы, рост налицо, однако рост произошел только в гривневом эквиваленте, и пересчет в иностранной валюте дает нам иную статистику.

Так, по состоянию на 01.01.2014 только 35% выданных кредитов были в иностранной валюте, а вот на 01.04.2015 доля валютных кредитов выросла до 55%. Если пересчитать в долларах США, то на 01.04.2014 кредитный портфель украинских банков состоял из 34 млрд долл. США валютных кредитов и 520 млрд грн. кредитов в иностранной валюте. На 01.04.2015 портфель кредитов украинских банков в иностранной валюте уже оценивался на уровне 22,25 млрд долл. США, а в национальной валюте - на уровне 400 млрд грн. Таким образом, объемы валютных кредитов за 15 месяцев упали на 34,55%, а кредиты в национальной валюте (внимание - при инфляции в годовом исчислении под 60%) снизились на 23,08%.

Читайте: В НБУ уточнили, какие депозиты украинцы могут снимать досрочно

Реально на кредитном рынке мы наблюдаем жесткую рестрикцию, при которой на 35% уменьшились кредиты субъектам внешнеэкономической деятельности и номинально на 23% сократились кредиты субъектам хозяйствования, привыкшим к использованию гривневого ресурса.

Конечно, эту ужасную статистику стоит уменьшить на эффект от потери контроля над Крымом и зоной АТО. Но даже такая корректировка статистики не делает степень падения объемов кредитного портфеля менее устрашающей. А поскольку фондовый рынок в Украине остается слабым звеном, то именно сокращение количества банков и снижение объемов работающих кредитов привели к тому, что, образно говоря, "финансировать ВВП просто нечем".

Сокращение валютного кредитного портфеля на фоне падения импорта и оттока капитала - это, в принципе, не беда, а логичное и прогнозируемое последствие политики девальвации. Но можно представить, какой негативный прессинг это оказывает на внутренний рынок, который лишился кредитной поддержки банков на сумму около 120 млрд грн, и это при том, что в среднем за 15 месяцев товары подорожали больше чем на 60%. Т.е. речь идет о падении кредитной поддержки банками внутреннего рынка в несколько раз.

Что делать?

Очевидно, что МВФ в своей стратегии для Украины понадеялся на стандартный книжный рецепт: девальвация - рост экспорта, который призван вытягивать небольшие национальные экономики.

Однако от взора заморского кредитора номер один ускользнула маленькая деталь - отсутствие компенсационного кредитного механизма для реального сектора при банкротстве большого количества банков. Получается, что в борьбе с диспропорцией "отложенной девальвации" НБУ и МВФ породили новую аномалию внутри украинского рынка, а именно - резкое ослабление кредитной поддержки внутреннего рынка.

Думаю, что идею наполнения иностранными банками своих кредитных портфелей в Украине нужно отложить как несостоятельную. Крупные игроки рынка из ЕС, США и РФ не спешат ввозить сюда капитал в объемах, которые могли бы повлиять на уровень фондирования ВВП.

Читайте: Украина возглавила рейтинг самых "медленных" экономик мира

Самые быстрые и доступные рычаги влияния на этот процесс в обозримом будущем следующие:

- госбанки должны получать больше капитала от государства и больше рефинансирования, для того чтобы резко оживить кредитную активность, ориентированную на внутренний рынок;

- НБУ стоит подумать над запуском программы вывода из банковской системы токсичных активов: проблемной валютной ипотеки населения, проблемных кредитов крупных заемщиков, привлекательных для национализации, и т.д.;

- НБУ стоит снизить учетную ставку до уровня 15-17%, чтобы получение рефинансирования банкам обходилось дешевле, чем привлечение депозитов от населения;

- МВФ не нужно настаивать на том, чтобы Минфин требовал списания части долгов перед частными иностранными кредиторами, поскольку это уже начало отпугивать иностранные банки от нашего финансового рынка;

- кредитная поддержка МВФ Украине должна быть до конца 2015 года увеличена настолько, чтобы Минфин мог безболезненно рассчитаться по внешним долгам, а наши внешние партнеры были уверены в валютной платежеспособности Украины и в 2016 году;

- часть кредитных средств МВФ и Мирового банка нужно пускать на спасение оставшихся финансовых институтов, создание переходного банка из ликвидационной массы в ФГВФЛ, а также нужно попробовать вернуть к жизни те банки, которые были признаны проблемными, но в которые еще не введена временная администрация.

Читайте: Опубликован ТОП-5 графиков, доказывающих – худшие времена в Украине позади

Как видим, вся активность должна быть направлена на восстановление кредитования внутреннего рынка, и здесь будет требоваться поддержка МВФ, а также новые договоренности с Фондом.

Продолжение же пагубной тактики ликвидации банков без применения инструментов для их спасения будет и дальше ослаблять кредитную поддержку внутреннего рынка. А значит, снижение потребления будет продолжаться, сопровождаясь при этом негативной статистикой падения ВВП и промпроизводства.

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...

Источник:MIGnews