Петр Порошенко идет дорогой Гейдара Алиева: зачем Украине перемирие?
Является ли заключенное в Минске перемирие капитуляцией украинских властей перед Москвой? Зачем оно понадобилось Владимиру Путину, войска которого развернули – уже без всякой маскировки под сепаратистов – успешное наступление в Приазовье? Почему Запад согласился с фактической аннексией еще одной части украинской территории Россией – и это при том, что после аннексии Крыма и Барак Обама, и европейские лидеры предупреждали Путина не переходить "красную черту" и не лезть на украинский материк?
Сразу скажу – на эти вопросы нет никакого смысла отвечать просто потому, что перемирие – это вообще еще не мир и даже не тень мира. Это просто некая перегруппировка сил, необходимая сторонам хотя бы потому, что в сложившейся ситуации в тупике оказались и Москва, и Киев.
Киев – потому, что украинскому руководству – и украинскому обществу – казалось, что победа над бесчинствующими бандитами, удерживающими города Донбасса, близка и нужно лишь несколько усилий, чтобы окончательно изгнать их с нашей земли. Но это при условии, что в дело не вмешаются регулярные российские войска – а как раз это и произошло.
А вот с регулярной российской армией украинским вооруженным силам и добровольческим батальонам воевать уже гораздо сложнее – сравнивать ресурсы просто не стоит.
Поэтому перед украинским политическим и военным командованием стала куда более важная задача – защиты уже освобожденной и еще не захваченной территории, то есть недопущение ситуации, когда новые десятки тысяч украинских граждан станут заложниками бандитов, приходящих в обозе оккупантов или оказывающихся их приспешниками в завоеванных городах.
И это – не фигура речи: Россия на захваченных территориях – от Крыма до Донбасса – опирается именно на уголовщину. А жить под властью бандитов хочет не каждый.
Но и у Путина непростая ситуация. Российский президент категорически не хочет признавать присутствия регулярных российских войск на украинской территории – поэтому его пропагандистская машина буквально извращается, чтобы скрыть – а теперь уже как-то объяснить – гибель российских военных на украинской земле.
К тому же первые результаты экономических санкций уже начали сказываться на уровне жизни россиян и новое обострение отношений с Западом не на руку Москве. Да, Путин явно не хочет останавливаться, но пауза ему нужна хотя бы для того, чтобы понять, что предпринимать дальше и для какого рода действий у него есть ресурсы и общественная поддержка.
Выходом из этого тупика для обеих сторон и оказалось перемирие, которое не стало даже намеком на возможные пути решения проблемы оккупированных территорий. Не случайно лидеры ДНР и ЛНР уже после подписания документа стали говорить, что они не оставляют мечты о независимости своих территорий и даже потребуют изменить Минский протокол.
Но факт остается фактом – в самом протоколе есть слова о возможном принятии закона об особом экономическом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей – и никакого упоминания о ДНР и ЛНР, их субъектности и политических правах. И этот протокол представители придуманных Москвой республик подписали без всяких должностей. А вот посол России Михаил Зурабов – с должностью.
Конечно, можно поразмышлять, каким будет настоящий статус оккупированных территорий – в составе Украины или вне ее, в виде автономии или же в качестве "районов с особым экономическим статусом", как предлагает президент Порошенко.
Но, как мне кажется, это еще очень несвоевременные размышления – потому что статус ДНР и ЛНР будет зависеть не от их пожеланий, а от воли и возможностей России и Украины. И, конечно, от того давления, который цивилизованный мир будет оказывать на оккупанта. А пока что мы не можем делать прогнозов даже на вечер понедельника – так о каком же статусе идет речь?
На утро понедельника ясно только то, что массированное вторжение российских войск на территорию Украины приостановилось – и неясно, будет ли оно вообще возобновлено. Это и есть самый главный вопрос украинского выживания.
У Путина больше не осталось никаких козырей, кроме этого вторжения и оккупации украинской территории. И если он не решится на большую войну – то проиграет. Впрочем, если решится – то тоже проиграет, просто погибнут сотни тысяч украинцев и россиян.
Но если вторжения не будет, контролируемые сейчас Россией районы Донбасса не смогут стать бревном на дороге украинского будущего. Они маргинализируются в составе Украины или вне ее.
И в этом выборе лично мне близка позиция Гейдара Алиева, который выбрал не бесконечную войну за возвращение территории, а развитие той территории, которая находилась под контролем Баку – и в результате получился современный Азербайджан.
Пока что Петр Порошенко идет дорогой Гейдара Алиева – но не знаю, хватит ли у него сил, мужества и общественной поддержки дойти до конца.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...