Блог | Один день из жизни британского вице-консула в Херсоне
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Один день из жизни Эдвина Каруана в 1913 году, британского вице-консула в Херсоне (Серия: Что таит в себе Южный Город Херсон. Старый Херсон).
Утро. Из Александровского парка солнечные лучи падали прямо на балдахин над кроватью ровно в 6.15 утра и спускались до уровня глаз около 6.45 утра. Ему нравилось просыпаться в этом доме, одном из самых красивых домов в городе. Он любил просыпаться именно так, и знал, что к семи утра солнце обязательно его разбудит.
"Красивый дом", как единодушно нарекли его жители-южане
Сегодняшний день не был исключением. Он открыл левый глаз, затем правый. Какая-то мысль навела его на игривое настроение. Он потянулся и попытался понять, что это за мысль.
Читайте: Вануату: красивая дорога и признание Абхазии
"Герцог Олбанский". Да, теперь он понял причину своей радости. Он давно не слышал о герцоге, не знал как его дела. И у него появилось желание написать ему и пригласить к себе погостить. Кроме того, герцог Олбанский славился своей коллекцией картин, а его дочери хорошо исполняли музыкальные произведения. "Решено, напишу. Это будет фурор в Херсоне." — подумал он и улыбнулся
Эдвин Каруана
Его звали Эдвин Каруана. Ему нравилось его имя и то, как местные жители произносили это имя и уважали его титул. И ему нравилось, что он был здесь вице-консулом. Это звучало дерзко, непривычно для обычного жителя Херсона.
Он был вице-консулом здесь уже 5 лет, с 1908 года.
Вообще, ему положительно нравилось всё, что он успел сделать за это время. Он приучал местных жителей к высокому, делая ежегодные выставки собственной коллекции картин. Но даже больше того, ему доставляло особенно удовольствие быть… как же это называется… филантропом, меценатом недавно организованного Херсонского общества любителей изящных искусств. Ему нравился этот чудаковатый дедушка, который собирал травки, насекомых и всё для музея. Как же его зовут… Кажется, Гершкович. Нет, Горшкевич.
Эдвин Каруана снимал первый этаж "Красивого дома". Так окрестили этот дом жители Херсона, которые жили в обычных одноэтажных домах, а те, кто побогаче, в лучшем случае, в отстроенных небольших особняках. В этом доме переплелись романский и мавританский стиль, и в целом он смотрелся очень хорошо. По сравнению с другими особняками, это был целый замок, да еще и с видом на красивый Александровский парк.
На втором этаже жил городской голова Блажков. Такое соседство было приятно, и Эдвин Каруана снова улыбнулся.
День начинался хорошо. Он потянулся и встал. За окном был парк, и он любил одеваться и смотреть в окно.
Нужно было обдумать свои планы на день.
Читайте: Путешествие фейсбучного червя по Украине
Сегодня суббота. Значит, вечером будет футбол. Как же многому нужно обучать этих портовых работников. Благо, что они хотят учиться и футбол им нравится.
Он поправил манжеты. Дендизм он не любил, но выглядел всегда идеально хорошо.
До вечера, он должен был решить вопросы с поставками. Прибыло два корабля, которые не начинали разгрузку из-за сложностей с бумагами. И еще с вечера, к нему прибыл капитан и они отлично откушали кофею вечером и обсудили вопрос разгрузки. Вопрос был не сложный, но хлопотный. Тем более, что с того времени, как оплата производилась бартером, необходимо было значительно серьёзнее подходить к обмену. Зерно, которое тщательно отвешивали, проверялось и погружалось на корабли только после того, как он, Эдвин Каруана, поставит свою печать.
"Футбол" — он снова вспомнил, что вечером будет игра и улыбнулся. Ему нравилось играть в футбол и войти в историю, как первый человек, который популяризировал футбол на Юге Российской Империи. "А может и во всей Российской Империи? А, впрочем, неважно".
Футбольная команда начала ХХ века
Ему нравилось, что благодаря ему и его деятельности поставляют мармелад и сладости в Киев и Петербург. Он бережно хранил два письма, написанные лично ему, одно от городского головы Киева Семёновского, а второе от приближенного к государю, члена Санкт-Петербургской городской думы Волконского. Во втором были особо теплые слова благодарности за качественный мармелад, который так полюбился государю.
Еще на эту субботу он планировал велосипедную прогулку. Благо, на одном из последних пароходов ему привезли два велосипеда, которые были так кстати.
Настало время первого завтрака. Было ровно восемь утра.
Он любил хороший английский завтрак: легко поджаренный тост, яичницу с беконом, помидоры, бобы в томатном соусе, иногда сосиски или нежно запеченный картофель в фольге. Конечно же с чаем с молоком. Ни бекон, ни бобы, ни сосиски, ни отборный чай с Цейлона не переводились в его кладовых.
Завтрак Эдвина Каруана в тот летний день 1913 года
Он сидел за столом, когда вышла жена с сыном, Володей. Ему нравилось, что его дети знали русский, как второй язык, а сын закончил Херсонскую мужскую гимназию. Этим летом сын приехал погостить к родителям, ему было уже 23 года, он закончил учебу в Кэмбридже и проводил второе лето подряд в Херсоне. Володя выглядел очень радостно и свежо, как выглядит любой молодой человек, любящий жизнь:
— Доброе утро.
— Доброе утро. Отец, меня пригласил друг, Боря Лавренёв поехать к реке, я могу сегодня поехать?
Отец окинул его взглядом и удовлетворенно кивнул.
— После обеда велосипедная прогулка. А до этого времени ты свободен.
Сын кивнул. Отец продолжил:
— А Бориса я мало знаю, как он тебе?
Молодой Борис Лавренёв
— Мне с ним интересно. Много рассказывает, был в Москве, закончил учебу там. Тоже приехал на лето. Мы вот сейчас решили рисовать картины, уже запаслись углем.
— Хорошо. Но помни, что ты сын английского джентльмена, вице-консула, и веди себя соответственно.
— Хорошо.
— А завтракать не будешь?
— Нет. Не хочется.
Володя ушёл.
Эдвин Каруана не спеша приступил к завтраку.
Стоял 1913 год. Они с женой обычно завтракали почти не разговаривая друг с другом. И только иногда перебрасывались тем, о чем думали.
— Все-таки Потёмкин выбрал очень хорошее место. — сказал Эдвин, после того, как отхлебнул чая
— Ты находишь?
— Да. Выгодное местоположение, удачное для кораблей, хоть и фарватер тут не очень.
— Яхт-клуб, кстати, скоро достроят. Хорошо бы поехать посмотреть на него.
— Не могу сегодня никак. Тут еще и Тропины строят больницу, просят помочь с поставками каких-то медикаментов, которые, якобы есть только в Британии.
Читайте: Путешествие с убийцей: "россиян на Донбассе нет"
— Еще успеем. Главное — желание, а я очень хочу участвовать в парусных соревнованиях, — спокойно сказала жена, допивая последний глоток кофе.
Эдвин кивнул и тоже сделал последний глоток своего чая.
Известие об открытии больницы Тропиных, 1914 г.
…
Через 4 года, в 1917 г. разразилась февральская революция, затем Октябрьская. Эдвин Каруана был одним из последних иностранцев, кто покинул город. О его отъезде ходят разные слухи. Одни утверждают, что он до последнего он старался наладить мир и взаимопонимание во времена Гражданской войны на Юге Украины.
Другие, что это его идея — перевезти золотой запас Херсона в Одесский Народный банк. Который позже пропал.
В любом случае, достоверно известно, что в 1919 году Каруана погрузил свою коллекцию произведений искусства и навсегда отплыл в Великобританию.
__
Старый Херсон был таким!
Читайте: Все, що треба знати про Самуї
Художественное оформление реальных событий, описанных в рассказе выше — основано на реальных фактах. Среди них:
- Сын Эдвина Каруана учился в одном классе с Борисом Лавренёвым, известным советским писателем, уроженцем Херсона.
- "Красивый дом", как окрестили этот особняк херсонцы, принадлежал городскому голове, члену Государственной Думы России Николаю Ивановичу Блажкову. Здание было построено между 1904 и 1909 годами по проекту одесского архитектора Пауля Клейна. Он переработал свой предыдущий проект подобного жилого дома, построенного на Французском бульваре в Одессе. В архитектуре здания причудливо переплелись элементы романского и мавританского стиля. Часть помещений в доме арендовал для канцелярии и квартиры вице-консул Великобритании и Турции в Херсоне, агент пароходства Мак-Наб, крупный коллекционер предметов искусства Э.П.Каруана (Эдвин-Уильям Каруана). С 1952 года в доме Блажкова размещается музыкальная школа №1 (Кирова, 18).
- Достоверно известно, что Эдвин Каруана создал футбольную команду в Херсоне и обучал игре в этот вид спорта портовых рабочих и всех желающих.
- Английский консул Эдвин Каруана, как и многие его европейские коллеги, оставил заметный след в многогранной истории Херсонщины. Каруана родился в 1876 году на о. Мальта. Много лет прожил в России, 19 мая 1908 был назначен исполняющим обязанности, а через год утвержден в должности вице-консула Великобритании в Херсоне, кроме того, был наделен полномочиями консула Турции.
Читайте: В чому краса неймовірного острова Самуї
- Квартира английского консула Эдвина Каруана находилась в центре Херсона, в самой зеленой и уютной его части, возле Александровского парка по улице Лютеранской (ул. Кирова).
- Документы, рассказывающие о работе Эдвина Каруана, хранятся в фонде Херсонской таможни Государственного архива Херсонской области. До революции 80% херсонского зерна закупала Великобритания и Скандинавские страны. Низкая влажность в нашем регионе давала высокое качество зерна.
- Эдвин Каруана был известным коллекционером произведений искусства. Иногда он устраивал выставки своей коллекции в Херсонском обществе любителей изящных искусств. Сохранились каталоги этих выставок за 1909–1915 гг. Любопытно, что Эдвин Каруана стал первым заведующим открытого в 1912 г. в Херсоне Музея изящных искусств. Будучи не только коллекционером, а и меценатом, он преподносил дары Херсонскому музею древностей.
- В годы революции и гражданской войны Вице-консул Великобритании и консул Турции не оставлял свой пост. Это был самый трагический период в его работе. Он обращается с письмом к украинскому правительству с просьбой щадить людей, пытаться решать политические вопросы только мирным путем, принимает участие в подписании соглашения между всеми противоборствующими силами в городе. Однако, гражданская война, разразившаяся на Юге, не оставляла надежд. В январе 1919 года в Херсон прибывают два английских миноносца "Бриск" и "Нереида". 30 января 1919 г. вице-консул Великобритании и Турции Эдвин Каруана с семьей покинул наш город.