Блог | Солдаты "информационной" войны в странах Балтии
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Знаете, что меня больше всего бесит? Когда хороших журналистов и медиа-менеджеров автоматически включают в ряды солдат "информационной" войны. И так происходит не только в России, но и в странах Балтии.
В Латвии и Эстонии почти одновременно начались дискуссии о создании общественного телеканала на русском языке. В Эстонии его сделали, в Латвии ограничились полумерой — расширили "русские окна" на уже существующем телеканале LTV7. Решение о создании финансируемой из государственного бюджета платформы было принято на фоне украинских событий. Руководство двух балтийских государств пришло к выводу, что русские общины живут по "российской повестке" и почти не интересуются тем, что происходит в родных государствах. Все, конечно, понимают, что у политиков были иные цели — контрпропагандистские. Этого особо и не скрывали.
Читайте: Как живется гражданам и негражданам в Латвии
Но загвоздка в том, что прямого влияния на редакционную политику созданных каналов у политиков нет. Да, теоретически они могут "остановить" финансирование, но на практике их влияние не столь серьезно. Гораздо больше вреда они приносят своими комментариями в facebook и twitter. Если ты создаешь канал для общения с русской аудиторией, то ты должен завоевать ее доверие. Постоянные заявления со стороны политиков национального толка о том, что журналисты, работающие в общественных СМИ должны критиковать Россию, а не, предположим, Латвию, сильно бьют по репутации. "Вам выделили деньги — теперь вы солдаты", — так хотели бы видеть эту картину некоторые политические деятели. "Мы вас научим родину любить". Но деньги-то не их, а налогоплательщиков. А налоги платят все — вне зависимости от национальности и политических взглядов. Но круги по воде пошли. Национально настроенные балтийские политики призвали журналистов освещать темы с позиции правительства, пророссийские партии и организации сразу же повесили на журналистов общественных СМИ на русском языке ярлык контрпропагандистов. А теперь представьте себе среднестатистического русского зрителя в Балтийских странах. Он смотрит преимущественно российские каналы, бюджеты которых сопоставимы с бюджетами небольших государств. Они предлагают ему целый спектр программ — от развлекательных до политических. Местные каналы этим похвастаться не могут. Они привлекательны в первую очередь местной повесткой, а во вторую, большей политической свободой.
Читайте: Люблю я Бродского, люблю я Сталина
В моем эфире программы "Без обид" на LTV7 были и те, кто за "Крым наш", и те, кто против. Фрагмент интервью с экс-министром иностранных дел Латвии Янисом Юркансом крутили в прайм-тайм по всем российским федеральным каналам, потому что он сказал, казалось бы, крамольную для Латвии вещь, поддержал Россию в ее решении присоединить Крым. Это мнение в Латвии тоже популярно, можно делать вид, что его нет, но, как мне кажется, это уже не журналистика, а формирование правильного общественного настроения. А общества в постсоветских странах и так уже живут по принципам коллективного, а не индивидуального восприятия. Кто не с нами, тот против нас. Меня упрекали в том, что таким образом я подыграл Кремлю, говорили, что "дал им возможность для пропаганды". Но, честно говоря, эти претензии не кажутся обоснованными. Задача журналистики, на мой взгляд, не в том, чтобы делать из своей страны идеальную картинку, а рассказывать о реальном положении дел. "Потемкинские деревни" возводят другие, специально обученные люди. Важно рассказывать и показывать своей аудитории то, что есть разные точки зрения. И даже если они не в тренде – они все равно должны иметь возможность быть озвученными.
К всякого рода призывам это, безусловно, не относится.
Хотите считать нас солдатами? Я не против — только поле боя у нас иное и цели другие. И в этом смысле, как мне кажется, мы полностью совпадаем с нашими коллегами из Эстонии.