Блог | Защита прав внутренних переселенцев - победа Украины в правовой войне
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Качественная, квалифицированная правовая помощь гражданам Украины, пострадавшим от российской военной агрессии в национальных органах и в Европейском суде по правам человека, является залогом победы Украины в правовой войне, а впоследствии стало быть и в остальных войнах.
По сообщению министра юстиции Украины, Павла Петренко, украинские граждане подали в Европейский суд по правам человека более 700 исков против России и их количество постоянно растет. Украинский Минюст официально призывает пострадавших в результате АТО и аннексии Крыма не дожидаться помощи от государства и обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По словам министра, потерявшие свои дома и близких в необъявленной войне могут таким образом взыскать материальный ущерб с России, как страны-агрессора. Агрессия России против Украины длиться уже больше двух лет. С учетом нескольких миллионов пострадавших от российской военной агрессии, такое количество жалоб абсолютно ничтожно.
Между тем, по сообщению официального представителя СК России Владимира Маркина, около 2,3 тысячи жалоб подали жители Донбасса в ЕСПЧ на действия властей Украины, сообщил 13.05.2016 в ходе лекции в МГУ. Он добавил, что сумма заявленных требований о компенсации составляет около 113 млн. Евро. Я не доверяю этой информации от следственного комитета РФ, и считаю, что указанное число жалоб жителей Донбасса на действия властей Украины завышено в несколько раз.
Стоит отметить, что с начала российской военной агрессии против Украины, при российском следственном комитете создано специальное управление, суть которого состоит в искусственном создании доказательственной базы обвинения украинских властей в якобы имевших место с их стороны военных преступлениях и в обеспечении сопровождения преступной российской информационной пропаганды. В частности, представители СК РФ негласно курируют на оккупированных территориях направление по составлению и подачи в Европейский суд жалоб против Украины со стороны несведущих жителей оккупированных территорий. Конторы на оккупированных территориях с вывесками, типа "подай в суд на укропов, получи миллион", негласно курируются сотрудниками СК РФ и путинской администрации.
Можно отметить лишь то, что благодаря своей относительной организованности, Россия преуспела в плане фальсификации различных ложных доказательств против Украины. И это серьезный сигнал для всей Украины, свидетельствующий о том, что Украине нужно серьезно сконцентрироваться на юридическом фронте против российского агрессора.
Задачи российского руководства состоят в том, чтобы тактически обыграть противника, — искусственно создать доказательства преступлений украинских сил АТО. Затем, на этом основании сшить уголовное дело, чтобы через уголовный процесс по-российски "легализовать" эти "доказательства", использовать их для вмешательства и шантажа руководства ВС Украины и представить международному сообществу "легализованные доказательства преступлений руководства ВС Украины" как истинные. При этом стоит особо отметить, что сотрудники СКР будут "собирать" именно те, доказательства и в таком формате, в котором им выгодно исключительно для обвинения украинских военных, т. е., следаки сделают доказательственный срез.
Понятно, что такими действиями, президент России Путин и его хунта собирают доказательства для Гаагского трибунала против лишь себя.
Тем не менее, руководство Украины должно создать специальный правовой режим, направленный на правовую поддержку перемещенных лиц – вынужденных переселенцев. Ведь обеспечивая правовую поддержку перемещенным лицам, государство таким образом обеспечивает себе свою защиту в различных международных инстанциях от преступной путинской военной агрессии.
Стоит отметить, что государство в полной мере не обеспечивает своих пострадавших от российской военной агрессии граждан, как в организационном, так и в правовом плане.
Недостатки в законе Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", отсутствие военного положения на всех оккупированных территориях, в том числе и на территории АР Крым, априори перекладывают бремя доказывания российский агрессии против Украины на рядовых пострадавших граждан.
Единственное спасение Украины в правовом плане, заключается в том, что нормы международного гуманитарного права, регламентирующие момент начала войны и правила ведения военных действий, начинают с момента войны действовать автоматически, вне зависимости от признания факта войны враждующими государствами.
Поэтому сознательным гражданам Украины, пострадавшим от рук путинских убийц приходится в Европейском суде по правам человека самостоятельно, за свое государство, доказывать как факты российской военной агрессии против Украины, так и факты причинения вреда собственному здоровью и имуществу.
На государственном уровне в Украине необходимо проводить активные компании по популяризации обращений со стороны жертв российской агрессии, жалоб к России в Европейский суд. В первую очередь нужно усилить правовое информирование среди пострадавших граждан Украины о необходимости обращаться через Европейский суд к России с требованиями возмещения ущерба, причинённого преступной российской военной агрессией.
Также, адвокатские образования и юридические службы Украины, должны осуществлять вид оказания юридических услуг для пострадавших лиц от российской агрессии по подготовке жалоб к России в Европейский суд. Причем, как частные, так и государственные образования.
К несчастью, в Украине до сих пор отсутствует "Единый реестр перемещенных лиц из временно оккупированных территорий", хотя деньги на его создание уже выделены и профильное Министерство соцполитики должно было их получить.
Какая должна быть создана система по защите и обеспечению прав перемещенных лиц из аннексированного Крыма и оккупированного Донбасса.
Как я уже неоднократно упоминал о том, что при службе безопасности Украины должно быть создано отдельное управление, со штатом около 1000 следователей, которое в круглосуточном режиме только бы и занималось сбором доказательств российской агрессии против Украины и расследованием всех вытекающих из нее преступлений.
При этом, алгоритм признания лица внутренне перемещенной особой должен быть аналогичен признанию лица потерпевшим по уголовному делу.
Алгоритм признания лица внутренним переселенцем может быть следующим.
Вынужденный переселенец из оккупированной территории обращается в следственное управление с заявлением о возбуждении уголовного дела по фактам причинения умышленного вреда здоровью, имуществу, преследованию за свою гражданскую позицию. К заявлению, потерпевший от российской агрессии прилагает имеющиеся при себе доказательства совершенных против него преступлений российскими оккупантами.
Таковыми доказательствами могут являться: документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства и пр., а также фото и (или) видеоматериалы, подтверждающие причинение им вреда, их захват оккупантами, или полное уничтожение. Если таковые доказательства потерпевший от российской военной агрессии не в состоянии представить, то они могут быть получены в ходе опроса двух лиц в качестве свидетелей по инициативе потерпевшего, либо следователя. Достаточным доказательством может являться акт о причинении вреда здоровью и имуществу, составленный и подписанный потерпевшим и очевидцами.
Далее, следователь возбуждает уголовное дело, либо в рамках уже возбужденного уголовного дела, официально отдельным постановлением признает лицо потерпевшим, что одновременно означает признанием данного лица внутренним переселенцам.
В рамках доказывания обстоятельств и фактов преступлений, следователи обязаны по запросам истребовать из различных государственных реестров выписки, подтверждающие права собственности потерпевших на движимое и недвижимое имущество. Также, в рамках оценки причиненного вреда здоровью, или имуществу потерпевшего, следователь назначает медицинскую, или оценочную судебную экспертизу.
Затем, следователь обязан выдать потерпевшему переселенцу удостоверенные следователем копии судебных заключений и выписок об имуществе потерпевшего, а также копию аэрофотоснимков с геолокационной привязкой к местности, подтверждающих проживание потерпевшего и нахождение его имущества на территории, оккупированной российскими войсками и иные материалы, обеспечивающие достаточность, допустимость, достоверность и относительность собранных доказательств.
Иными словами в обязанность следователей необходимо вменить осуществление доказательственной поддержки внутренне перемещенных лиц, для того, чтобы потом, в частности, на основании доказательств, собранных следствием, эти лица могли беспрепятственно обращаться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ), минуя украинские национальные суды.
Такая деятельность следователей СБУ безусловно бы снизила нагрузку на национальные суды в Украине и потери времени у потерпевших, существенно облегчило бы потерпевшим бремя доказывания российских преступлений в национальных судах, а главное, - в Европейском суде по правам человека.
Таким образом, благодаря перераспределению обязанностей на следствие, государство решало бы две важные задачи:
1) путем возбуждения уголовных дел по фактам причинения вреда здоровью и имуществу потерпевших, преследованию оккупантами за их гражданскую позицию, осуществило бы сбор важных дополнительных доказательств преступной военной агрессии России против Украины;
2) путем сбора доказательств для потерпевших, подтвердило бы эти доказательства в Европейском суде по правам человека (международном органе), что впоследствии безусловно усилило бы позиции Украины в Международном уголовном суде.
Для этого, украинским правоприменителям совместно со специалистами из Европейского суда по правам человека необходимо выработать единые стандарты и правила по доказыванию фактов преступлений российской агрессии и ущерба, причиненного этими преступлениями гражданам Украины.
Ведь для подачи заявления в ЕСПЧ, внутренние переселенцы не обязаны обращаться в национальные суды Украины.
Оккупационные суды в аннексированном Крыму, в и оккупированном Донбассе, не являются объективными, беспристрастными и созданными на основе закона, а посему в силу норм международного права и международных прецедентов ЕСПЧ.
Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (ч. 3 ст. 5 Определение агрессии, Утв. Резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974). Данное положение основано на принципе римского права: "С неправомерного не может следовать право". Следовательно, незаконные действия не могут порождать акты, которые являются правомерными и законными. Силовой отжим территории АР Крым от Украины юридически не лишает Украину правового титула на Крымский полуостров, который юридически был, есть и остается частью территории украинского государства. Отсюда правовые акты, которые изданы на оккупированной территории, в том числе любые решения следственных органов и судов, являются юридически ничтожными.
Данное обстоятельство в частности подтверждается прецедентной практикой ЕСПЧ (см. пункты 44 – 45 Решения ЕСПЧ Лоизиду (LOIZIDOU) против Турции от 18.12.1996), а также "Саркисян против Азербайджана", "Чирагов и другие против Армении" и т. п.
Так, например, в решении ЕСПЧ по делу "Чирагов и другие против Армении", на основании имеющихся доказательств ЕСПЧ установил, что Армения была в значительной степени вовлечена в участие в конфликте с самого его начала в виде военного присутствия и предоставления вооружения и консультирования. Такая поддержка "была и продолжает быть решающей для захвата и удержания контроля над данной территорией" (п. 180). Более того, учитывая тесные политические связи и другие способы предоставления поддержки, Суд установил, что Армения и "Нагорно - карабахская Республика" "в значительной степени составляли единое целое в понимании практически всех важных аспектов" (п. 186). Характерно, что ЕСПЧ в п. 130 данного решения подтвердил свою позицию о том, что военная оккупация, по сути, является временной, и не завершается потерей суверенитета.
На законодательном уровне, депутаты Верховной Рады должны внести изменения в статью 3 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины". Важно законодательно распространить действие данного закона не только на оккупированные АР Крым и г. Севастополь, но и на оккупированный Донбасс, а именно на те районы, где фактически отсутствует украинская власть и существует невозможность обеспечения верховенства законов и конституции Украины. Такие меры снизили бы бремя доказывания преступлений российской стороны не только с заявителей в ЕСПЧ, пострадавших граждан, но и самого государства в международных инстанциях.
Также в качестве юридического закрепления военной агрессии России против Украины, Президент Украины обязан издать соответствующий Указ о введении военного положения
на всех оккупированных территориях, включая аннексированный Крым, обозначив в этом указе Россию в качестве государства агрессора.