Если опустить дипломатические эвфемизмы участников встречи в Берлине, то окажется, что ее главным достижением стало то, что сама встреча состоялась.
И стоит признать, что на данном этапе это все-таки небольшой, но шаг вперед. Особенно учитывая, что еще буквально за два дня до встречи, исходя из заявлений президента РФ Путина на саммите БРИКС на Гоа, в ее реальность практически не верилось. Однако, как это было уже не раз, Путин в последний момент передумал, и уже утром 18 октября его пресс-секретарь Песков подтвердил участие главы Кремля на встрече в Берлине.
Объяснить столь резкий поворот в позиции российского президента можно лишь тем, что его все-таки убедили в реальности угрозы введения новых санкций против России со стороны Запада из-за Сирии, о чем накануне заявляли представители США, Великобритании, Германии и Франции.
Кроме того, исходя из нынешней международной повестки стран Запада, обсуждение сирийского кризиса и было приоритетным на встрече в Берлине, и именно для его обсуждения Путин и согласился прилететь в Германию. А обсуждение конфликта на Донбассе было лишь сопутствующим.
Подтверждением этого тезиса может служить и тот факт, что сразу после заседания глав четырех стран по украинскому вопросу, встреча продолжилась уже без участия Украины, где лидеры Германии, Франции и России обсуждали пути дээскалации сирийского конфликта.
Сама же встреча в нормандском формате имела символический и церемониальный характер, на котором Украина и Россия лишь озвучили свои позиции, которые являются для каждой из сторон принципиальными в решении конфликта на Донбассе, а также наметили дальнейшие шаги по согласованию собственных позиций в поиске компромисса.
Как следствие, как заявила канцлер Германии Ангела Меркель, "чуда не произошло".
Единственное, о чем договорились лидеры четырех государств, так это составление в течении ноября так называемой дорожной карты по реализации соглашений.
Читайте:
Бессилие "нормандского формата"
По словам президента Украины, "львиную долю обсуждения, на что ушло у нас почти четыре часа, заняло обсуждение вопросов безопасности, было четко указано, что все составляющие по вопросам безопасности минских договоренностей является составной частью "дорожной карты" и плана имплементации. Имеется в виду и вывода иностранных войск, и беспрепятственный доступ Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ ко всей оккупированной территории: и к линии соприкосновения, и к местам отвода техники, и к неконтролируемом участке российско-украинской границы. Договорились также о том, что никто не будет препятствовать деятельности ОБСЕ и обеспечения подготовки к предстоящим местным выборам, которые пройдут, когда условия безопасности дадут нам возможность проводить эти выборы. Мы сейчас сделаем попытку для того, чтобы ввести вооруженную, то есть полицейскую миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность во время выборов, так и на переходный период. Отдельно отмечаю, что российская сторона также поддержала необходимость введения вооруженного полицейской миссии ОБСЕ. Были отдельно обсуждены вопросы подготовки к выборам и договорились продолжить на уровне экспертов, на уровне рабочих групп подготовку концепции избирательного законодательства, реализации и так называемую формулу Штайнмайера (пункты выполняются не последовательно, а параллельно - Ред.), Где есть позиции, которые должны быть составляющими при признании выборов состоявшимися, что они являются свободным волеизъявлением граждан"
Если российская сторона действительно согласилась на введение вооруженной миссии ОБСЕ, то это действительно можно было бы считать серьезным прорывом. Ведь ранее Россия категорически отказывалась допустить любую третью вооруженную сторону на Донбасс. Но я уверен, что в ближайшее время вряд ли согласится на практике до решения политических вопросов минского протокола. А пока это лишь очередная попытка выиграть время и отсрочить вероятность введения новых санкций со стороны Запада.
Тем более, как следует из заявлений Ангелы Меркель, вопрос введения вооруженной миссии ОБСЕ "не является сейчас насущным вопросом".
Так что заявления Порошенко о "прорывах" в вопросах безопасности звучали для внутренней аудитории, но, к сожалению, никак не отображают реальные итоги переговоров.
А пока главным вопросом, о чем накануне встречи заявил и министр иностранных дел Франции Эро, является проведение выборов на Донбассе. Именно на них было сконцентрировано основное внимание, исходя из заявлений Меркель и Олланда
Так что в ближайшее время стоит ожидать усиления давления со стороны европейских союзников Украины по вопросу принятия закона о выборах на территории ОРДЛО. Что, в принципе, совпадает с интересами Кремля, учитывая, что вынесение его на обсуждение в Верховную Раду спровоцирует дальнейшее расшатывание внутренней ситуации в Украине и непременно будет использовано популистскими политическим силами для критики президента Украины с целью приблизить досрочные выборы в парламент.
Как шаг на опережение на дальнейшие попытки обвинить себя в срыве минских соглашений со стороны стран Запада следует воспринимать и следующее заявление Порошенко: "Отмечено всеобъемлющее и немедленное обеспечение режима прекращения огня, договорились о том, что после завершения разведения войск на трех предыдущих участках - Золотое, Петровское и Станица Луганская - там должны быть установлены постоянно действующие круглосуточные мониторинговые посты ОБСЕ, и после этого мы начнем переговоры о следующих четырех местах для разведения. Хочу подчеркнуть, что украинская сторона настаивала, чтобы среди этих четырех пунктов обязательно присутствовали Дебальцево, как место где мы должны обеспечить демилитаризацию этого района, поскольку по меморандуму от 19 сентября до 12 февраля, эта территория была под контролем украинских военных и мы считаем, в значительной мере будет способствовать процесса деэскалации и будет достаточно эффективно".
Ведь вполне очевидно, что на возврат Дебальцево Россия не пойдет, так как это является важным логистическим центром для поставки вооружений сепаратистам, и бои за него продолжались даже после подписания Минска -2 в феврале прошлого года. Уже сегодня это подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков:
"Что касается Дебальцево, то тут как раз ситуация, когда ранее достигнутые договоренности трактуются совершенно по-другому. Российская сторона абсолютно не согласна. И этот вопрос остался за скобками как несогласованный. Работа по этому вопросу будет продолжаться на уровне министров и помощников", - сказал он.
Читайте:
Крымская бомба под "Нормандскую четверку"
Так что даже этого условия выполнения со стороны Украины будет достаточно, чтобы процесс дальнейшей имплементации Минских соглашений остался на прежнем уровне, но помог смягчить давление со стороны Германии и Франции.
"Дорожная карта предусматривает пошаговую реализацию этапов Минских соглашений, которые были сформулированы, может быть, недостаточно четко, – сказала Меркель. - Об этих темах мы говорили, мы говорили о том, что мы хотели бы закончить составление "дорожной карты", но мне кажется, что нам предстоит еще большая работа в этой связи".
Иными словами, "воз и ныне там", продолжаем дискуссии в рабочих группах, имитируем процесс активного решения конфликта и ждем результатов выборов в США, которые к тому времени как раз закончатся.
Сейчас же самым интересным является то, станут ли известны тайные пункты Минских соглашений, о наличии которых заявил накануне встречи в Берлине заместитель наблюдательной миссии ОБСЕ на Донбассе Хуг. Судя по всему, "вот где собака зарыта" всех проблем вопросов безопасности и эффективности контроля по разоружению.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...