Блог | Мельницы ненависти
Чтобы больше к этому не возвращаться, повторю то, что говорю и пишу уже без малого два года. Так называемая "гибридная война", которую развязала моя страна против Украины в феврале 2014 года в Крыму и до сих пор продолжает в ее восточных областях, вопиюще противозаконна и аморальна. Как специалист не нахожу этим действиям России никаких оправданий, а как патриот испытываю стыд за преступления, совершаемые путинским режимом от имени моего народа.
Полагаю также, что как страна-агрессор Россия утратила моральное и политическое право участвовать в решении вопросов послевоенного устройства временно оккупированных украинских территорий.
В целом, исхожу из того, что суверенитет Украины над Крымом и ее восточными областями должен быть восстановлен в полном объеме. Так рано или поздно и случится. Потом, однако, многое будет зависеть от того, кем придет украинская власть на возвращенные территории, освободителем соотечественников или мстителем тем из них, кто в силу разных причин не боролся с оккупантами. Таких людей много, и, судя по ненависти к ним, широко распространенной в украинских социальных сетях, желающих отомстить "предателям" в Украине хватает. Думаю, что отстоявшей свою свободу и независимость Украина придется всерьез задуматься о национальном примирении, без которого нет и не может быть единой нации. Впрочем, этот вопрос касается только украинцев.
Меня же, как гражданина России не может не настораживать, я бы сказал, похожая вспышка ненависти ко всем, подчеркну, именно всем россиянам, которых многие в Украине вдруг принялись обвинять в пособничестве российской агрессии. Года полтора назад, когда опасность полномасштабного российского вторжения в Украину была высока, такой огульной и хорошо организованной ненависти к россиянам что-то не припомню. Сегодня же налицо некая кампания, парадоксальным образом направленная, прежде всего, против тех в России, кто последовательно осуждает путинскую политику. Идеологи этой кампании призывают российских друзей Украины понять, что степень их ответственности за преступления своего государства стократно выше, чем степень ответственности тех, кто эти преступления совершает и поддерживает. Логика примерно такая: если вы все понимаете, значит, не можете сидеть, сложа руки, должны что-то делать.
О том, что должны и что не должны делать российские друзья Украины, чтобы заслужить прощение украинских патриотов, поговорим отдельно. Пока же скажу, что ответственность россиян за военные преступления своего государства очень разная. Те, кто эти преступления совершает, и те, кто их с пеной у рта оправдывает, сутками напролет профессионально внушая соотечественникам ненависть к Украине – военные преступники. Их вина и ответственность безмерны. Городские телезрители в своей массе – зомбированные потребители предлагаемого им пропагандистского продукта. Они, конечно, виноваты в лени и невежестве. Степень их ответственности, согласитесь, поменьше. А уж у жителей забытых Богом деревень, имеющих доступ к двум-трем федеральным телеканалам, ответственности, вообще, извините, не вижу. Таких деревень, где доживают свой век несчастные старые люди, в огромной России десятки, если не сотни тысяч. Расскажите им об их ответственности, они не поймут, о чем вы говорите. Есть, однако, в России и те, кто все понимают и делают, что могут, чтобы донести до соотечественников правду. Они пишут статьи, когда получится, выступают на радио и ТВ, выходят на демонстрации, стоят в пикетах, сидят в обезьянниках. Отчасти они заняты примерно тем же, что и их высокомерные "разоблачители" в Украине, которые ничем, правда, не рискуя, в основном, только пишут и говорят. И при этом, зачастую, заговариваются.
Взять, к примеру, известного украинского журналиста, называющего себя "продолжателем традиций вольной русской журналистики" и поминающего в этой связи имена Герцена, Галича, и Сахарова. У него, похоже, мания величия. Бог ему судья. Или врач. Я же замечу, что никто из трех этих великих людей не додумался бы до обвинения в пособничестве агрессии всех, кто живет в России, а значит, платит налоги, делает покупки в магазинах, ездит в метро и трамвае. Не додумались бы они и до обвинения в предательстве двух миллионов украинцев, выехавших в Россию на заработки. "Продолжателю" дела Герцена денег, по его признанию, хватает, понять украинских работяг ему трудно. Должен, кстати, напомнить, что налоги в России платят не только зарабатывающие себе на жизнь украинцы, но и, страшно сказать, предприятия, принадлежащие президенту Украины. Да и сам "продолжатель" дела Герцена долго работал в Москве, имел здесь жилье, которое, надо полагать, с выгодой потом продал, заплатив положенный налог.
Другой "разоблачитель" российских друзей Украины – человек суровый полувоенный: сам, естественно, не воюет, но деньги для армии, как говорят, бескорыстно собирает. Вот он рубит сплеча: не пускаете под откос идущие в Украину российские военные эшелоны – значит пособники агрессии, такие же, как все россияне. К которым полувоенный человек испытывает брезгливость, как к тараканам, за миг до удара тапком. Этот бред даже не комментирую. Удивлен только, что никто из его читателей ему не возразил. Третий "разоблачитель" – женщина под псевдонимом, тоже очень радикальная. Она категорически не желает слушать от российских друзей то, что готова слушать от украинцев. В горячие дни двух прошлых лет, когда война стояла у порога, многие украинцы были рады словам поддержки и добрым советам из России. Теперь не хотят. Четвертый "разоблачитель", патриотка, отчасти, парадоксальная. Некоторое время назад она меня забанила, когда я позволил себе усомниться в патриотичности ее намерения спрятать сыновей от призыва в украинскую армию. Как откосить от армии, она советовалась с друзьями, такими же украинскими патриотами. Которые дали ей массу дельных патриотических рекомендаций.
В целом, уж извините, я поражен тем, как до безумия непримиримы ко всем россиянам иные обеспеченные украинцы, сами никогда не воевавшие и, думаю, мало знакомые с жизнью украинской глубинки. Где, как и в российской глубинке, живут заботами о пропитании, смотрят два-три телеканала, и о ненависти к таким же простым людям в России не задумываются.
Когда битва Украины за независимость и территориальную целостность закончится ее исторически неизбежной победой, гипотетической новой российской власти придется компенсировать своим жертвам нанесенный ущерб. Суммы компенсации будут настолько велики, что для их финансирования в России придется, вероятно, ввести специальный налог. И для этого рассказать россиянам всю правду, побуждая их тем самым к массовому раскаянию. Что-то подсказывает, что осознать преступность "крымнашизма" россиянам будет не легче, чем немцам преступность нацизма. Но это непременно случится. А пока не стоит изобретать теории о поголовной вине и ответственности всех россиян, от мала до велика. Причем не только потому, что такие теории абсурдны. Но еще и потому, что сегодня они играют на руку путинскому режиму и, следовательно, вредят самой Украине. Вот об этом стоит подумать тем украинским патриотам и самопровозглашенным "продолжателям традиций вольной русской журналистики", которые, непонятно зачем, льют воду на мельницу ненависти ко всем россиянам, но попадают, прежде всего, в российских друзей Украины.
В контексте нашей темы интересен, на мой взгляд, опыт раскаяния за прошлое, накопленный немцами и японцами. Немцы раскаялись давно, искренне и почти без понуканий. Японцы продолжают каяться до сих пор, все более раздраженно реагируя на понукания своих главных жертв – китайцев и корейцев. Очень хорошо понимаю китайцев и корейцев, страшно пострадавших от военных преступлений Японии. Но понимаю и японцев: к раскаянию нельзя принудить.
И самое последнее. Продолжателей традиций вольной русской журналистики немало в самой России. Их объединяет любовь к своей стране и ненависть к ее преступному режиму. В России, между прочим, так чаще всего и бывает.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...