Блог | Украина: статус лузера или везунчика
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Очень часто в публичных выступлениях политиков, экспертов и журналистов приходится слышать, что украинское общество инфантильно, Украина — молодая держава и стране необходимо срочно повзрослеть.
Если быть объективным, то детство и война слабо сочетаются между собой. Часть общества все еще находится в детском ощущении собственного бессилия. Но часть стремится брать ответственность на себя. На самом деле сегодняшнее украинское общество подобно подростку, - пишет Лариса Волошина для ДС. - То есть находится на переходном этапе между детством и взрослостью.
Здесь стоит сказать, что проводить прямую параллель между возрастной классификацией развития личности и этапами развития общество не совсем корректно. Социум — не личность. Но метафоры иногда настолько полно описывают происходящее, что удержаться невозможно.
Я называю пояснение с помощью психологии личности социальных процессов психологическим хулиганством. Не научно, зато познавательно. Если бы Украина была подростком, как бы мы могли описать происходящее с ней?
Каждый подростковый возраст начинается с кризиса. Сначала это осторожный отказ от старых детских привычек и стереотипов. Потом бунт — категорическое "нет" на любое предложение подходить к ситуации взвешенно. Затем наступает последний, посткритический этап подросткового кризиса — формирование новых жизненных ценностей и привычек, отношений с людьми. Подростки разрушают привычные авторитеты, чтобы тут же воздвигнуть новые пьедесталы.
Читайте: Возможен ли донбасский сценарий в странах Балтии?
Бернард Шоу когда-то так охарактеризовал подростковое восприятие мира: "В какой-то момент я стал с недоверием относиться ко всему, что говорит мой отец. Когда мне было восемнадцать лет, я считал своего отца идиотом. Когда мне исполнилось девятнадцать — я был поражен, как же он поумнел всего за один год".
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл говорил, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Детство тут можно сравнить с эпохой охоты и собирательства. Взрослость — с эпохой развитой цивилизации.
Подростковый период социума — это эпоха хаоса, бунтующее отрочество, насыщенное, согласно учению Холла, стрессами, конфликтами, нестабильностью, энтузиазмом и прочими противоречиями. Холл говорил об амбивалентности и парадоксальном характере подростка. Чрезмерная активность всегда приводит к изнурению, безумная веселость — к унынию, самоуверенность любого подростка рано или поздно переходит в застенчивость и трусость.
Эгоизм подростков сочетается с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению соседствует с замкнутостью. Тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, а стремление к реформаторству — в любовь к рутине.
Подростки увлечены наблюдениями, но редко находят основы для глубоких выводов, превращаясь лишь в бесконечные рассуждения обо всем на свете и ни о чем конкретно. Правда, похоже? Холл называл подростковый период периодом "бури и натиска". Быть подростком значит находиться в кризисе самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.
Читайте: Украина больше не зависит от России
В психоанализе подростковый период связан с неизбежным возрождением Эдипова комплекса. Мальчик убивает отца, чтобы соединиться со своей матерью. Украинцы погнали батю-Януковича, чтобы обрести страну. Правда, романтично? Фрейд считал, что успешным прохождением Эдипова комплекса, а значит, наступлением юности, можно считать момент, когда подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями и выстроить индивидуальный образ себя.
Как Холл, так и Фрейд считаются в современной науке сторонниками биологического универсализма. Кризис подросткового возраста они относили к явлениям неизбежным, присущим каждому человеческому существу.
Еще одна подростковая черта — перфекционизм, или максимализм. Подростку свойственно из единичного факта делать общие выводы и наклеивают ярлыки зрады или перемоги без какой-либо привязки к индивидуальным особенностям человека или ситуации. Статус лузера или везунчика среди подростков не имеет никакого отношения к затраченным усилиям или полученным результатам. Он просто есть. Почему? Подросток не знает. Подростки — это люди со взрослыми амбициями, которые живут в мире, полном детских страхов. Страх не быть собой, то есть стать кем-то другим, страх провала, осуждения и наказания, страх одиночества, бесперспективности, будущей самостоятельности, страх невозможности самореализоваться прямо тут и сейчас.
Подросток — это синоним "здесь и сейчас", когда речь заходит о желаниях. Подростки не могут ждать. Они живут в хаотическом мире фантазий о себе, мире и окружающих. И если взрослый человек спокойно относится к тому, что мнение окружающих противоречит его собственной Я-концепции, то подросток так не может. Его самооценка критически зависит от того, что о нем думают другие.
Читайте: Украина сама виновата? Думайте головой!
Войдя в свою коллективную взрослую жизнь через Майдан, российскую военную агрессию, беспомощность мира, мы уже утратили детские иллюзии. Научились спокойно, с некой иронией относиться к "глубокой озабоченности" Европы.
Но до сих пор не готовы констатировать, что "у Украины нет постоянных союзников, а есть постоянные интересы". Потому что наши интересы сегодня заключаются в том, чтобы быть принятыми теми, к чьей помощи мы обращаемся.
В подростковом возрасте личность постепенно формирует новую субъективную реальность. То есть преобразует детские иллюзии в четкие представления о себе и других. В результате у человека вырабатываются ценности, принципы, приоритеты и взрослые концепции поведения, которые и составляют индивидуальные неповторимые особенности каждой личности. Но до этого периода необходимо еще дожить. А пока...
Когда наступит наша коллективная юность? Тогда, когда мы научимся не бороться по-детски за признание окружающим миром, а начнем с ними конкурировать. Когда перестанем вешать ярлыки и сформируем реальное представление о себе, мире, ситуации, в которой оказалась страна. Но главное, когда сформируем идеалы, ценности и принципы, которые лягут в основу наших национальных интересов.