"На полу туалетная бумага и 13 детей": репортаж о жуткой бедности ромов в Украине
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Ряд прецедентов с нападениями правых организаций на сезонные лагеря ромов в городах Украины привели журналистов BBC в поселения беднейшей части национального меньшинства в попытках разобраться, действительно ли это "параллельное общество" настолько не замечается общественностью.
Как отметили журналисты, часть этих людей рождаются, вырастают и проживают всю свою жизнь в Украине, при этом все это время находятся полностью вне ее информационного поля. OBOZREVATEL собрал главную информацию эксклюзивного репортажа.
Как пишет источник, жители лагерей охотно идут на контакт: показывают журналистам свои пустые, приземистые лачуги, плохо говорят и понимают украинский, но все же находят способы рассказать о себе.
В одном из таких лагерей на окраине Баркасова (поселок в Закарпатской области. - Ред.) проживает порядка 2,5 тыс. человек. Более 90% - безработные, около 80% взрослых никогда не ходили в школу или покинули обучение еще в начальных классах, отмечают авторы, ссылаясь на данные правоохранительных органов.
Староста одной из ромских общин по имени Ферия рассказал, что за последнее десятилетие жизнь для местных изменилось к лучшему: их дома подключили к электросети, провели газ.
Местные жители все чаще ездят на заработки в соседние страны вроде Венгрии, Словакии, Чехии. Признаются, что порой опасаются искать работу в городах Украины, особенно после прошедших атак на лагеря. Себя же ромы зовут "мирным народом".
"Встречаю на улице молодую женщину. Ей 29 лет, имеет шестерых маленьких детей, никогда не ходила в школу. Рядом с нами бегают ее маленькие дочь и сын. У обоих на лицах - язвы. Если обычные присыпки не помогут их вылечить, детям припишут антибиотики", - рассказала журналистка Жанна Безпятчук.
Читайте: Погром лагеря ромов в Киеве: суд решил судьбу лидера С14
"Спрашиваю, ходят ли в школу. Да, ходят. Спрашиваю, есть ли возможность показать их врачам, или они внимательно к ним относятся. Отвечает, что проблем с этим нет: местные медики очень хороши к этим детям, - продолжила она. - Обращаюсь к ее сыну, пятилетнему Давиду, на украинском. Мальчик совсем не понимает. Многие дети подходили и спрашивали меня на украинском то же самое: "Как тебя зовут?" Но, кроме имени, ничего из ответов не понимали. Дети здесь не владеют украинским языком, хотя их родители и говорят, что они все-таки посещают школу".
В подобном лагере ромов в Харькове журналистам удалось пообщаться с 9-летним Ринатом, который живет в поселении вместе со своими родителями и 12-ю братьями и сестрами. Самой младшей его сестре - 2 года, самому старшему брату - 16.
Журналисты передали диалог с ребенком:
"Кем ты хочешь стать?" - "Полицейским".
"Нравится тебе в школе?" - "Да, нравится".
"У тебя там есть друзей?" - "Да, у меня много друзей".
"Можешь показать свои книги, тетради, где ты занимаешься?" - "У меня их нет, ничего нет. Все дети порвали (его братья и сестры. - Ред.)".
"А спишь ты где?" - "Вот здесь сплю. Мы здесь все спим". Показывает на небольшую комнатку без мебели, где на полу валяется туалетная бумага".
В доме Рената, как пишут очевидцы, нет ни кухни, ни ванной комнаты, ни даже умывальника или мебели. Под ногами - цементно-земляной пол. Мать мальчика - 34-летняя Индира надеется, чтобы ее дети обретут мечту "кем-то стать в этой жизни". Сама же она окончила только два класса начальной школы. Женщина никогда нигде не работала, ее муж сейчас тоже безработный. Живет их семья на 15 000 гривен социальных выплат, которые получает на детей.
Так, за счет социальных выплат, бедные семьи ромов живут и в других странах, но отличие в том, что в некоторых их получения напрямую зависит от того, посещают ли дети сад, школу, изучают ли язык страны. То есть в денежном измерении государство тратит те же средства, но получает рычаги влияния на интеграцию наиболее проблемных меньшинств в сообщество.
Как сообщал ранее OBOZREVATEL, в Раде предложили радикально решить проблему с ромами.