УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Владимир Олейник: "Люди оценят, кто пустословил, а кто - работал"

Владимир Олейник: 'Люди оценят, кто пустословил, а кто - работал'

730 дней президентства Виктора Януковича в политических и экспертных кругах оценивают по-разному. Оппоненты нынешней власти говорят преимущественно о политических репрессиях, сворачивании демократии и угрозе диктатуры. Сторонники действующего хозяина Банковой делают акцент на реформах, к проведению которых, по их мнению, ранее никто не подходил столь серьезно, а главное - комплексно.

Видео дня

В целом, хватает и критики, и комплиментов. Интервью с представителем оппозиционной фракции НУ-НС Тарасом Стецькивым, можно прочесть здесь. Сегодня «Обозреватель» подводит итоги двух лет президентства Виктора Януковича с представителем правящего парламентского большинства, регионалом Владимиром Олейником.

- Владимир Николаевич, попытайтесь оценить двухгодичную деятельность президента Януковича, с позиции представителя оппозиции. То есть, сделайте акцент на том, что не сделано или что сделано, но не на надлежащем уровне.

- Прежде всего, хочу отметить следующее. За последние два года произошло 2 этапа. Первый этап – возобновление политической стабильности в государстве. Ведь до этого был политический кризис - все мы видели противоречия между президентом, премьером. Помимо этого, был экономический провал, и нужно было выходить из этой ситуации. Второй этап – это, несомненно, этап реформирования.

- Не забывайте, мы говорим о рабочих «пробелах»...

- Да, однако, все, как известно, познается в сравнении. Так вот, хочу напомнить, что в 2005 году страну сдали с такими показателями: 12% роста ВВП, 27 млрд на казначейском счету. В 2010-м власть получили с такими показателями: ВВП – минус 15%, ноль на казначейском счету, разграбленный Госрезерв. Кроме того, долгов у МВФ набрались столько, что только в 2011 году необходимо было отдавать 90 млрд.

Поэтому президент и его команда свои первые усилия направили на возобновление политической, экономической стабильности, и на этом фоне необходимо было проводить реформы. Начали с экономических реформ, с изменения законодательства, реорганизации административных структур и т.д. Предыдущая власть действовала в рамках модели, когда у одного министра было 14 заместителей! Это явно, как говорят, не вписывается ни в какие рамки.

При нынешней власти проведена административная реформа, в ходе которой произошло сокращение аппаратов, устранение дублирования функций. Далее, вне всякого сомнения, необходимо двигаться в направлении административно- территориальной реформы. Однако тут нужны затраты.

Очень много было сделано в плане реформирования органов уголовной юстиции и уголовного законодательства. Взять, к примеру, тот же Уголовно-процессуальный кодекс, который сейчас рассматривается в ВР. Он ведь коренным образом меняет ситуацию в плане свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

- То есть, при всем желании, вы не можете найти недостатки?

- Нет, почему же. Недостатки, несомненно, есть. Почему? Потому что, когда команда заходит, даже специалисты, которые хорошо знают ту или иную отрасль, попадают в иные условия. Это не та речка – изменились они, изменились обстоятельства. Безусловно, есть процесс кадрового обновления. Если все хорошо и результаты были очевидными, то президент предоставлял поддержку отдельным руководителям. Иных - остро критиковал за то, что все стоит на месте, реформы не проводятся, руководство не идет к людям и т.п. А ведь без публичной поддержки граждан провести реформы невозможно!

Президент, как я уже сказал, провел определенные кадровые перестановки. Наверное, они будут иметь место и в дальнейшем. Однако речь идет не о том, чтобы легко списать вину на подчиненных, а о том, чтобы дать им шанс: если начнут работать – поддержать. Но если у них не получается, нужно честно сказать об этом и предоставить возможность другим на надлежащем уровне реализовать программу. Кадровый вопрос – это ведь вопрос номер один.

- Кстати, о кадровом вопросе. Лично я считаю, что одной из ключевых ошибок Виктора Ющенко являлся его подход к формированию команды исполнителей. Как вы оцениваете позицию бывшего и действующего президента в этом немаловажном вопросе?

- Вы, наверное, помните о 26 тысячах уволенных в первые месяцы президентства Ющенко и премьерства Тимошенко? Людей уволили совершенно безосновательно! Это были политические преследования. 26 тысяч опытных руководителей среднего управленческого звена были заменены случайными людьми. Я знаю случаи, когда главами администраций становились учителя, руководители детских учреждений и т.п. Какая тут, скажите, может быть, оценка?

Оппозиция, критикуя власть, могла сказать: «Вы не проводите реформы, у вас нет результата. Вот, посмотрите, как мы в свое время прекрасно провели реформы». Пусть назовут хотя бы одну. Нет ни одной! Поэтому им критиковать власть сегодня можно разве что с позиции «не так». Однако предложить свое виденье, свой опыт они не могут. Потому что нет опыта. У них и ошибок нет, потому что они ничего не делали!

Помните, чем завершилась попытка проведения административно- территориальной реформы? Помните, как граждане преследовали Бессмертного? На этом реформаторские начинания и завершились. Вот такой у них подход...

- Ну, вам тоже, скажем так, не аплодировали. Все мы помним многочисленные митинги протеста против отдельных законодательных инициатив власти.

- А разве я вам не говорил о том, что действительно есть кадровые ошибки? Говорил. А кадровые ошибки тянут за собой иногда непродуманные решения. Это – с одной стороны. С другой стороны, я удивился бы, если бы люди не выходили. В Европе также люди вышли против повышения пенсионного возраста. Но это нормально, это свидетельствует о демократических процессах. Украинская власть отреагировала, ввела упрощенную систему налогообложения, и на сегодня в этом вопросе нет проблем.

Где есть проблема? Некоторые сегодня говорят, мол, вы гробите малый бизнес. Так вот, я хочу этим критиканам заявить: «Малый бизнес – весьма специфичный. Если падает платежеспособность населения, это в первую очередь отражается на малом бизнесе. Но когда она падает? Тогда, когда падает ВВП. Когда упало? В 2010-м – минус 15%. Сегодня есть рост – в прошлом году 5%, сейчас – 4 с лишним процента. О чем это свидетельствует? О постепенной динамике возобновления покупательской способности».

Вместе с тем хотел бы отдельно отметить, что реформы – это затратный механизм, а запас экономических возможностей далеко небезграничен. Что такое, например, качественно реформировать милицию? Это – повышение зарплаты, создание новых условий приема и т.п. А если денег нет, есть проблемы. Очень сложно, с одной стороны, бегать и искать деньги на то, чтобы заплатить за газ (а в том, что мы переплачиваем убедились уже все), а с другой – искать средства на реформы.

Поэтому сейчас мы проводим реформы законодательной базы, а не органов уголовной юстиции. Однако если мы примем новый Уголовно-процессуальный кодекс, но не реформируем все органы прокуратуры, адвокатуры, милиции, суда, это не даст эффекта. Нам нужен независимый суд. Поэтому в значительной степени темпы продвижения реформ зависят от экономического фактора. Необходимо искать ресурсную базу.

В целом, ситуация сложная. Мы 20 лет били баклуши, гуторили, вышиванки одевали, прически меняли, однако не меняли радикально ситуацию.

- На какие моменты внешнеполитической деятельности президента, на ваш взгляд, стоит обратить особое внимание?

- Знаете, за эти 2 года произошло разрушение сразу нескольких мифов. Один из них о том, что Янукович – прокремлевский политик. Пусть хоть кто-то придет и скажет вам это публично. Думаю, никто не скажет. Янукович – проукраинский, проевропейский политик.

- Представитель фракции НУ-НС Тарас Стецькив в интервью «Обозревателю» отметил следующее: «Дела Тимошенко и Луценко фактически привели к провалу, а именно срыву подписания Соглашения об ассоциации. В прошлом году Украина имела исторический шанс присоединиться к европейскому сообществу, подписав Соглашение об Ассоциации и Зоне свободной торговли. Но через откровенно неуступчивую позицию Януковича, этого не произошло». Прокомментируйте.

- На самом деле, существует огромный перечень требований к Украине. Они говорят: «Примите нужные законы, измените политическую, экономическую ситуацию, а потом будем говорить». Вы что, думаете, что после принятия нового УПК и освобождения тех, кого оппозиция называет политзаключенными, нас примут в Европу? Нет, конечно же.

Но знаете, что я услышал, когда был в Европарламенте? Один из венгерских депутатов сказал честно: «Коллеги, может быть, прекратим манипулировать Тимошенко? Может быть, скажем, Украине и украинцам, что проблема не в них. Мы не можем их принять – у нас сегодня в ЕС колоссальные проблемы». Сегодня вырисовывается новый Евросоюз, поэтому путь к нему более сложный. Но есть еще один немаловажный аспект. На мой взгляд, Франция и ФРГ делают все для того, чтобы мы шли в евроазиатщину.

- Оцените по пятибалльной шкале двухгодичную деятельность Виктора Януковича на президентском посту.

- По пятибалльной шкале – твердая четверка.

- Какие шансы у действующего президента переизбраться на второй срок?

- Что касается шансов и перспектив, то, знаете, все в руках Божьих. И когда кто-то сегодня говорит о том, что уже знает результаты выборов – 2015, он, мягко говоря, ошибается. Выборы – от слова «Выбор». Люди оценят, кто болтал, а кто - работал. А нынешняя оппозиция, вместо того чтобы критиковать, должна вносить разумные альтернативы.