Куликов: система биометрических паспортов окажется в частных руках
Во вторник, 2 октября, Верховная Рада одобрила Закон №10492 "О едином государственном демографическом реестре". По мнению многих народных депутатов и экспертов, данный документ является неоднозначным, так как имеет ряд спорных положений. О том, чем данный документ опасен для рядовых украинцев, рассказал "Обозревателю" народный депутат Кирилл Куликов, член комитета ВР по вопросам бюджета.
- Кирилл Борисович, расскажите, как получилось, что Верховная Рада приняла закон о биометрических паспортах? Ведь этот документ неоднократно критиковали и народные избранники, и эксперты. Также они говорили о том, что законопроект требует не только изменений, но и доработок…
- Этот документ уже несколько раз "продавливали" в Верховном Совете. Но несколько раз этот законопроект ветировал президент. На что мы с вами уповаем и сейчас. Потому идея этого законопроекта хорошая, но все в нем сделано плохо.
То есть основная цель этого закона – выполнение Украиной плана первоочередных действий по безвизовому режиму с ЕС. И это хорошо. Мы должны вводить биометрические паспорта. И мы должны искоренить то ужасное хамство, которое выдерживают украинские граждане в посольстве при получении виз.
- Идея, как Вы ее озвучиваете, в целом, неплохая. Но есть в документе и спорные положения?
- Хорошие начинания рубятся на корню. Так как все, что прописано в принятом законе, можно преподавать в национальных академиях государственной службы и прокуратуры как образчик коррупции. Например, впервые в законе прописано то, что само по себе не является предметом регулирования закона и противоречит Конституции. Речь идет о технических условиях изготовления этого паспорта. Положения закона четко разработаны под одну структуру, всем известную, - ЕДАПС. Это первое.
Второе. Вопрос состоит в том, что все такие документы, как паспорта, нужно изготавливать на государственном предприятии. В первом чтении по данному законопроекту это было. А во втором чтении пункт о том, что печатать паспорта должно госпредприятие "Украина", - просто исчез. Если бы это положение осталось, тогда отпали бы все вопросы.
Кроме того, в этот закон вписано все, что только можно по дополнительным документам. Паспорт гражданина Украины меняется на какую-то карточку с чипом. Водительские права также сюда записаны. То есть это просто закон о коррупции называется.
- Хотелось бы акцентировать внимание на такой детали. Почему Верховная Рада приняла закон о биопаспортах именно сейчас?
- Почему сейчас? Этот закон был правительственный. То есть вы представляете, чтобы правительственный закон проправительственное большинство провалило? Кроме того, мы опаздывали со сроками. А группа лоббистов, продавившая этот законопроект, просто шантажировала тех людей, которые отвечают за вопросы безвизового режима. Это раз. И второе, товарищ, который стоит за всеми этими законами, он покидает стены парламента, поэтому у него будет меньше возможностей влиять на все эти движения.
- Получается, что фактически сейчас в руках частной компании сосредоточиться вся информация о гражданах Украины?
- Абсолютно. Что противоречит всем декларациям о защите баз данных и т.д. Если в следующий раз ваш паспорт найдут где-то на трупе в Колумбии, с кого спрашивать?
- Но кто будет заказчиком всех документов, разве не Министерство внутренних дел? По идее, в этом ведомстве должна храниться вся база данных о гражданах Украины.
- Вся информация должна находиться в МВД. В "Єдиній державній автоматизованій паспортній системі", в ЕДАПС. А она - в частных руках. Возникает вопрос: как единая государственная система могла попасть в частные руки? Могу объяснить как. Договор с частной тогда структурой ЕДАПС подписывал начальник управления Министерства внутренних дел. Не догадываетесь, как его фамилия? Грицак. Вот и автор нынешнего закона также Грицак.
Поэтому вся информация будет находиться в частных руках. Сейчас разрабатываетс система, как будет изготавливаться чип, в котором будет кристалл, а ведь его еще надо вырастить. Сейчас с этой работой спешат.
- В этой ситуации интересно: не обсуждался ли властями вопрос о том, что современными технологиями необходимо оборудовать госпредприятие "Украина"? Ведь тогда биометрические паспорта можно было бы там печать.
- Абсолютно верно. На сегодняшний день власти массу раз заявляли о том, что государство это оборудование будет закупать, чтобы ликвидировать монополию и самостоятельно изготавливать паспорта. Это заявлял премьер-министр Николай Азаров. Это заявлял первый вице-премьер Валерий Хорошковский. А на самом деле получается, что Василий Грицак сильнее Азарова и всех остальных.
- Получается, что все паспорта, как внутренние, так и загранпаспорта, а также водительские права и другие документы граждане Украины должны будут менять в обязательном порядке?
- Внутренние паспорта должны будут поменять все. Грицак предлагает нам карточку с каким-то чипом. Потом еще будет создан государственный реестр, в котором будет храниться считываемая информация. И на это тоже надо потратить кучу денег. В общем, все за счет государства. Мы, получается, работаем на этого товарища.
- И сколько будут эти услуги в таком случае стоить? Может, будут какие-то категории граждан получать документы бесплатно?
- Когда есть монополия, эти услуги могут стоить хоть миллион. Когда вам нужно выехать, а вам не дают паспорт, вы готовы разбиться в щепку. Уже те паспорта, которые делает ЕДАПС, стоят дороже чем британские, европейские. Поэтому для такой страны, как Украина, слишком дорогой у нас получается товарищ Грицак.
- Как же в таком случае остановить реализацию этого закона?
- Я надеюсь, что у президента, который постоянно заявляет о борьбе с коррупцией, хватит силы воли на то, чтобы наложить вето и внести этот закон на рассмотрение в Раду со своими правками. Этот закон, действительно, должен быть принят, но только состоять из двух статей. Первая - о биометрическом паспорте. И вторая – биометрический паспорт должен изготавливаться на государственном предприятии "Украина", а также реализовываться гражданам Украины государственными структурами. Тогда все будет понятно. Тогда мы выполним свои обязательства перед Европой. И тогда полный вперед.