УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Тейшейра: «Не хочу даже думать о переносе матчей Евро»

Тейшейра: «Не хочу даже думать о переносе матчей Евро»

Несмотря на резкие заявления европейских политиков касательно политических проблем в Украине, ситуация отнюдь не безнадежна, и вариант скорой нормализации отношений Украины с ЕС – отнюдь не фантастика. Так можно коротко резюмировать заявления, сделанные уполномоченным представителем Евросоюза в нашей стране в ходе пресс-конференции, посвящанной публикации ежегодного отчета по Украине в рамках Европейской политики соседства. Вопросы журналиста «Обозревателя» и других медийщиков, присутсвовавших на мероприятии, предлагаем внимаю читателя.

Видео дня

- Может ли Украина пойти по белорусскому сценарию в плане санкций против страны?

- Мы еще не достигли того этапа, когда можно говорить о введении санкций против Украины, или развитии в Украине такого сценария, как в Беларуси. Поэтому, мне хотелось бы более позитивно смотреть на нынешнюю ситуацию. Надеясь, что события будут развиваться примерно так, как заявила сегодня Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам г-жа Кэтрин Эштон. А именно — что Украина будет действовать согласно принципам, изложенным в соглашении о политической ассоциации с ЕС.

- В понедельник появилась информация, что УЕФА в течении недели может пересмотреть место проведения Чемпионата Европы по футболу, перенеся матчи из Украины в Германию. Почему Европа, требуя выполнения высоких стандартов от Украины, использует ее как разменную монету в своих предвыборных интересах?

- Вы ссылаетесь на решение УЕФА, которое мне не известно — о перенесении матчей чемпионата. Я лично очень жду Евро, я хочу сходить на некоторые матчи, и это было бы очень плохой новостью для меня – что их переносят. Я не хочу даже думать об этом.

Что касается заявлений, которые звучат из некоторых стран ЕС относительно присутствия на матчах персон определенного политического уровня, то действительно, подобное имеет место. Как вы знаете, у граждан Евросоюза в почете ценности демократии, верховенства права. И те новости, которые приходят из Украины, вызывают обеспокоенность среди общественности ЕС. А в Евросоюзе руководство страны подотчетно своим гражданам. Гражданам может не понравится, что лидеры их страны стоят плечо к плечу с теми людьми, которые, на их взгляд, упомянутые ценности не уважают. Я не думаю, что Украина будет использоваться европейцами в каком-то политическом или предвыборном контексте.

Вчера (в понедельник – прим. ред.) состоялось заседание министров иностранных дел ЕС. Там обсуждался вопрос Украины. Если подымается вопрос конкретной страны на подобном заседании, это значит, что ситуация в ней вызывает серьезную обеспокоенность. Результат этого заседания уже известен. Он опубликован на нашем веб-сайте, в частности - заявление, которое сделала по его итогам Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кетрин Эштон. Речь о том, что могут быть приняты решения относительно участия в чемпионате на политическом уровне. Это очень отличается от проведения самого чемпионата и его матчей. Такие решения могут быть приняты на уровне ЕС, они могут приниматься отдельными странами ЕС. Но в данный момент подобных решений нет.

- Не кажется ли вам, что бойкотируя Украину в лице ее руководства, европейские политики тем самым выполняют программу президента России Владимира Путина? Задача которого – изолировать Украину от Европы, и вернуть ее обратно в лоно российской империи.

- Как вы знаете, и как мы уже не единожды заявляли, Европейский Союз опирается на некоторые ключевые ценности. Это тот цемент, который объединяет страны Евросоюза, и который может помочь другим странам стать частью ЕС. Мы не берем во внимание возможные стратегии лидеров Российской Федерации, и никакие стратегии не могут увести нас от тех условий, при которых возможно углубление отношений Украины с ЕС. Данные процессы опираются только на наши ценности. И если украинские лидеры заявляют о поддержке этих ценностей, они должны соблюдать на деле. И это может упредить возможность того, чтобы Украина не стала частью российской империи, как вы говорите. Чтобы Украина снова не вернулась к российской империи, необходимо прекратить те практики, которые были присущи российской и советской империям. А именно – отсутствие демократии, уважения принципа верховенства права, уважения к правам человека, отсутствие прозрачных правил в экономике. Но сегодня мы видим, что Украина все глубже опускается в ситуацию отсутствия этих ценностей, которые я только что назвал. Когда страна заявляет о своей цели присоединиться к ЕС, и при этом практикует совсем другие ценности, нежели те ценности, на которые опирается ЕС, соответственно, это ведет ее в противоположном направлении. Сегодня все зависит оттого, что будут делать лидеры Украины, и от того выбора, который сделают украинские граждане относительно лидеров, которые могут повести их по пути настоящей европейской интеграции. Потому что нельзя заявлять об одной цели, и при этом практиковать совершенно не соответствующие этой цели процессы. Еще раз акцентирую на том, что сейчас все зависит от того, какое решение будут принимать граждане Украины относительно того, в каком направлении будет двигаться страна.

- Почему премьер Азаров сегодня в Брюсселе встречается только с Кетрин Эштон, и не встречается с Баррозу и Ромпеем?

- У меня пока нет информации о том, что премьер-министр Азаров встречается с Кетрин Эштон. Азаров обратился с просьбой встретиться с президентом Совета ЕС Германом ванн Ромпеем и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Но эти встречи не были подтверждены.

- Вас уже спрашивали о санкциях против Украины. Насколько актуальны сегодня санкции против высших должностных лиц Украины персонально?

- Я уже сказал, что я не хотел бы рассматривать негативные сценарии. На сегодняшний день вопрос санкций Евросоюз не ставит. Я могу комментировать лишь ту политику, которая официально принята в ЕС, а не идеи или спекуляции, о которых мы очень много слышим в Украине, или которые обсуждаются среди общественности или в политикуме Евросоюза.

- Скоро в Украине будет отмечаться День Европы. Что вы ожидаете от этого дня, и как вы лично будете его отмечать?

- Я считаю, что мы всегда должны использовать празднование Дня Европы для того, чтобы пропагандировать европейские ценности. Объяснять общественности, что эти ценности значат, какими являются принципы, объединившие страны ЕС, и принесшие самый длинный период мира в истории европейского континента. Мы это делаем на протяжении уже нескольких лет. Такая цель у нас и в этом году. Как и в предыдущие года, мы собираемся посещать регионы Украины, где будут происходить празднования Дня Европы. Насколько мне известно, запланированы празднования в Киеве, которые состоятся на Крещатике. Что касается меня и еще восьми послов ЕС, то 18-19 мая мы будем в Виннице. Там мы возьмем участие в праздновании Дня Европы в этом городе. Там же у нас будет возможность посмотреть, как работают европейские предприятия, которые сделали инвестиции в данном регионе, мы ознакомимся с деятельностью проектов, которые запущены ЕС на Винничине, мы пообщаемся с представителями местной власти, проведем дебаты со студентами университетов и представителями общественности. Мы с нетерпением ожидаем на этот визит в Винницу. И что нам очень нравилось делать в прошлом, и нравится делать сейчас – мы получим возможность принести Европу в регионы, пообщаться с простыми украинцами. В том числе о будущем Европы и будущем Украины в Европе.

- Насколько сейчас вероятным есть политический бойкот Евро, когда именно будет принято решение об этом, и решили ли вы для себя, будете ли вы посещать матчи Евро, или не будете?

- Я не хотел бы заниматься спекуляциями на эту тему. Если и будет принято решение о политическом бойкоте, то оно будет касаться политических представителей очень высокого уровня из стран ЕС. Которые могут не приехать на матчи Евро. Что касается меня лично, то я акредитирован в Украине. И я не думаю, что такого рода решения каким-то образом могут повлиять на мою возможность представлять ЕС во всех аспектах двусторонних отношений. Хотел бы напомнить, что ЕС активно поддерживает контакты между гражданами Украины и гражданами стран ЕС. Евро-2012 – очень хороший повод для таких контактов. Я думаю, мы все с нетерпением ожидаем этой возможности. И всегда остается надежда на то, что ситуация в Украине очень быстро улучшится в том направлении, в котором ожидает Европейский Союз. И тогда не будет никаких оснований говорить о не посещении матчей Евро-2012.

- Вопрос касается Юлии Тимошенко. Отчет весь пронизан делами Юлии Тимошенко, Юрия Луценко, других оппозиционеров. Но Европа высказывает обеспокоенность с самого начала этих процессов. Кроме обеспокоенности на словах, возможного бойкота Евро, изоляции украинской власти за границей, какие еще шаги собирается предпринимать ЕС, чтобы продемонстрировать свою обеспокоенность?

- В течении последнего года ЕС действительно давал определенные мессиджи. И с каждым разом тон и конкретность этих мессиджей повышалась. У нас были определенные отношения с Украиной. Затем мы начали наблюдать некоторые события в жизни страны, которые вызывают нашу обеспокоенность. ЕС предпочитает начинать с мягких усилий, с мягких посылов – для того, чтобы попытаться повернуть ситуацию в правильном направлении. Как вы правильно отметили, пока ЕС не достиг успеха на этом поприще. Какие могут быть следующие посылы, я сказать не готов. Это зависит от решения, которое должны принять 27 стран ЕС. И только после того, как это решение будет принято всеми странами ЕС, я смогу говорить на эту тему, и давать свои комментарии.