Славянская душа "украинского немца"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Не секрет, что любой нормальный украинский музыкант ни о чем так не мечтает, как о признании за границей. Там ведь и сахар слаще, и подушки мягче, да и платят не чета нашим. Короче, если кто-то вам будет говорить, что ему плевать на заграницу, и он мечтает реализоваться здесь, перед вами – закоренелый лжец. Ну или суровый реалист, который понимает – за кордоном ему ничего не светит, кроме как играть в переходах, ресторанах или перед кучкой эмигрантов, ну, разве что за малым исключением, которые мы все прекрасно знаем поименно. Когда меня познакомили с Олегом Винником и сказали – вот человек, сделавший карьеру вокалиста в Германии и вернувшийся в Украину, чтобы работать здесь, я, честно говоря, решил, что это очередной пиар-прием хитрых продюсеров, чтобы любой ценой поднять интерес к артисту.
Поэтому и отнесся ко всему с присущим мне здоровым скепсисом. К удивлению моему, все оказалось правдой – Олег действительно много лет работал (да и сейчас работает) на Германской сцене, исполнил первые партии в немецких версиях всемирно известных мюзиклов, а теперь вернулся в Украину, алкая признания на родине. При этом Олег совсем не похож на утописта, совсем не юн (39 лет – не шутка) и достаточно целеустремлен в своих намерениях. Собственно, этим он меня и заинтересовал. О его вокальных данных я говорить не буду – о них гораздо лучше скажут профессиональные успехи, а прочее – дело вкуса.
Итак, Олег Винник, 39 лет, голубоглазый блондин, "украинский немец" (как его называют тут) и профессиональный вокалист, актер кино и сериалов.
- Олег, когда мне сказали, что ты "украинский немец", я, честно говоря, думал, что эмигрант, беженец, ну или родился в Германии. А оказалось, что ты до сих пор украинский гражданин и все совсем не так…
- Это правда! Я уже 15 лет живу и работаю в Германии, имею вид на жительство и возможность, при желании, получить гражданство, но украинский паспорт пока менять не собираюсь. Вообще, я довольно долго к этому шел.
- Ну так расскажи, как украинцы становятся успешными немецкими певцами?
- Родился я в Украине, в маленьком селе Черкасской области, его название вам ни о чем не скажет, там же окончил школу. Музыкантом стал, можно сказать, случайно – с легкой руки мамы (смеется). Или тяжелой? Короче, дело было так. В 1988 году, во время летних каникул, мы с другом создали группу и работали на свадьбах и торжествах. За короткое время я заработал приличную сумму денег – рублей 900 и решил реализовать давнишнюю мечту – купить мотоцикл. Я уже видел себя на нем, был бы первым парнем на деревне. Но мать, когда узнала о моих намерениях, буквально, костьми легла – настолько она была против. Она меня реально отлупила хворостиной и, как ни странно, выбила дурь из моей головы. Даже добавила денег, чтобы я купил что-то более полезное, по ее мнению. Этим "полезным" оказалась гитара – немецкий "LeadStar4" с "примочкой". Как оказалось – правильный был выбор, я потом не раз был благодарен судьбе и маме, что мотоцикл был заменен гитарой.
- То есть, мы бы могли сейчас иметь не Винника-певца, а Винника-байкера?
- Могли бы иметь мертвого Винника, потому, что дури в голове в то время было много, ездил я всегда на запредельной скорости, так что непременно бы куда-нибудь влип на этом самом мотоцикле. Был эпизод, когда я на мотоцикле товарища, ночью, выскочил "лоб в лоб" Камазу, в полете раза три увидел звездное небо, грохнулся собрыва, а потом еще и от водителя Камаза получил… А гитарой я увлекся не на шутку. В то время гремел Ингви Мальмстин, я его "снимал" на гитаре "в ноль", один к одному. Поэтому играть на танцах и свадьбах популярный в то время репертуар не составляло большого труда, и наша группа заработаластатус "звезд местного масштаба" и была весьма востребована.
- Выбор был сделан?
- Выбор был сделан и я поступил в Каневское училище культуры на дирижерское отделение. Петь я, кстати, долго стеснялся, в училище попробовал себя в хоре, с этого все и началось. По окончании получил работу в Заслуженном Черкасском народном хоре и вскоре стал его солистом. В итоге, в составе хора я впервые приехал в Германию. Был 1993 год, мы приехали по программе культурного обмена в город Фирзен – город-побратим Канева. Там я впервые увидел огромную афишу мюзикла "Призрак оперы" и "заболел"! У меня появилась мечта, вернее, я понял, кем я хочу быть и чем заниматься. Причем, больше всего меня поразила гарнитура – два миниатюрных микрофона на голове главного героя, меня поразил тот факт, что с такими микрофонами можно играть роль, петь, свободно передвигаясь по сцене. Цель была поставлена – петь в мюзикле!
- А, если бы тебе на родине дали такой микрофончик, ты бы успокоился и не стал искать возможность работы в Германии?
- Все может быть (смеется). Я вернулся в Украину, но мечта уже прочно засела в голове. Поэтому, я начал учить язык и искать возможность получения рабочей визы. В 1996-м году музыкантам из стран СНГ было практически невозможно выехать в Европу и получить там работу по специальности - посольство не выдавало виз. Поэтому мое возвращение в Германию, стало возможным лишь когда я получил приглашение на работу бэби-ситера в семье известного хирурга. Я обучал музыке и вокалу его детей, возил их в школу, занимался их воспитанием и досугом. В выходные ездил на прослушивания и в одну из таких поездок я попал на "Стелла-студио", где меня случайно услышал пианист, игравший там. Что-то в моей манере исполнения его заинтересовало, так в моей жизни появился вокальный педагог – американец Джон Лемман. Я был счастлив возможности получить уроки у известного преподавателя мирового уровня, но один факт омрачил мою радость – занятие стоило 100 марок – абсолютно неподъемная сумма для украинца. К слову, Лемман, видя мое отчаяние, специально для меня сделал исключение и дал возможность записывать его мастер-классы на кассеты и ежедневно заниматься по его методике самостоятельно. Оплатить занятия помогли мои новые немецкие друзья-работодатели, впоследствии я с благодарностью вернул им потраченную на меня сумму. Эти самые уроки сделали чудо – за полгода я расширил свой диапазон (у меня был баритон с верхней нотой – ФА первой октавы) на квинту (до ДО второй октавы), те, кто понимает, оценят.
- Да, это серьезное достижение, фактически, ты стал тенором. И дальше?
- Дальше я продолжал ездить на прослушивания, вначале получил работу в опере "Tosca", потом были роли в мюзиклах "KissmeKate", "Титаник", американской постановке "Нотр Дам Де Пари", в которой я исполнил две главные роли - Фебуса и Клопена. Забыл сказать, что все эти годы я усердно совершенствовал свой немецкий язык. Постоянно работал со специальным педагогом, ставил фонетику и произношение. Вообще, чтобы петь на немецком, надо блестяще владеть этим языком, нужно уметь играть словами, интонацией, мелодика в корне отличается от русского, украинского и английского. В немецком совсем по-другому звуки произносятся, акценты другие, в общем, очень нелегко было. Кроме того, у исполнителя с акцентом и неправильным произношением нет шансов добиться большого успеха в Германии. Театры Австрии, Швейцарии, Германии имеют большую историю и традиции, публика не воспринимает исполнителей с плохим немецким. Мюзикл тем и отличается от оперы, что кроме вокала слушатель должен четко слышать текст, интонацию, эмоции и проживать историю на сцене вместе с тобой.
- Ну а сейчас-то ты владеешь языком в совершенстве, или хотя бы свободно?
- У меня давно нет никаких проблем с языком. Есть, конечно, легкий акцент. Когда я жил в Штутгарте, меня принимали за жителя Берлина, в Берлине многие считают, что я скандинав, в том числе из-за внешних данных. То, что я украинец, узнают из моих слов, на гала-концертах я часто исполняю украинские народные песни, европейской публике они очень нравятся. Народные песни я с большим удовольствием пел в Венской опере, на закрытых приемах у канцлера Германии фрау Ангелы Меркель, у мера Берлина Клауса Воверайта, на приемах в посольстве Украины в Германии.
- А как же имя? Не выдает славянские корни?
- А вот с именем была интересная история. Немцы с трудом могли прочитать правильно мое имя, упорно называли или "Оле" или "Олех". На афишах у артиста должно быть имя, которое легко и понятно читается и произносится. Поэтому, мы с продюсером подумали и поставили в конце имени двойную букву "джи", вышло OLEGG. В Германии все знают меня по сценическому имени и обращаются "гер Олег" с ударением на первую букву, продолжая считать, что у меня скандинавские корни (смеется).
- Ну, с языком и именем разобрались, что было дальше?
- В 2003-м году я получил главную роль Жана Вальжана в мюзикле "Отверженные". В прослушивании принимали участие 1 200 профессиональных вокалистов со всего мира, продюсеры шоу выбрали меня. Для них это был большой риск – первый случай, когда выходец из "восточного блока" получил главную роль в мюзикле такого уровня. Это самая красивая и сложная (в вокальном плане) роль в мире мюзиклов. На утверждение моей кандидатуры и повторное прослушивание прилетел сам сэр Мэкэнтош – влиятельнейший музыкальный продюсер, владелец огромного количества мюзиклов. И он был полностью на моей стороне. После берлинской премьеры "Отверженных" он назвал меня "Лучшим Жаном Вальжаном за 25-летнюю историю мюзикла", а европейская пресса "Новым грандиозным голосом". Этим реально можно гордиться! Затем была главная роль Черного принца (Смерти) в мюзикле "Элизабет" – одного из самых популярных европейского мюзиклов.
- Как эти роли отразились на уровне твоей жизни в Германии?
- Без ложной скромности скажу, что я стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых артистов мюзиклов. На премьерах мюзиклов с моим участием побывали Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Орнела Мути, Крис де Бург, музыканты группы "Скорпионз"… Я получил предложения и снялся в ряде фильмов и сериалов на ведущих телеканалах Германии, к примеру, я стал главным героем одной из серий в сериале "Наш Чарли", который идет в 80 странах мира на протяжении 10 лет.
- Что сейчас? Ты вернулся на Родину?
- Не совсем так! На протяжении многих лет я работал по восемь шоу в неделю с двумя шоу в выходные дни. Можете представить, каждый день 3-х часовое шоу с оркестром и полностью "живым" исполнением. Любой вокалист вам скажет, то это очень тяжелый, практически, нереальный график. Я на время прекратил долгосрочные контракты и выступаю только на гала-концертах, благотворительных и светских мероприятиях. Все свое время посвящаю сольной карьере – пишу и записываю в студии песни, приезжаю с концертами в Украину.
- Ты ведь, насколько я знаю, пишешь сам? Говорят, сам делаешь аранжировку? Когда и на каком языке ты написал первую песню?
- Писать я начал внезапно для самого себя в 2003 году. Причем, первая песня начала рождаться в моей голове во время шоу, когда я пел на сцене. В антракте я наиграл мелодию на фортепиано и записал на мобильник, теперь я всегда так делаю. Это была песня на русском языке – "Аромат мечты". Почему на русском – не знаю. Мой родной язык – украинский, а на работе общаюсь исключительно на немецком. До сегодняшнего дня написал около шестидесяти песен на русском, украинском и немецком языках. В конце прошлого года презентовал первый альбом "Ангел", сейчас уже практически готов материал второго русскоязычного альбома. В этом году планирую выпустить свой первый украиноязычный альбом и презентовать его в Киеве и во Львове. Часть песен на немецком уже записаны, ведем переговоры о выпуске сингла и ротации на радио в Германии. По поводу аранжировок – я сам долгое время учился, специально брал уроки у опытного аранжировщика, сейчас практически, все треки пишу сам, в своей студии в Берлине, ну а сводим уже в зависимости от материала на разных студиях Европы. Часть треков альбома "Ангел", например, записывали и сводили на студии Trixx, одной из лучших студий Европы, созданной группой "Rammstain". Вокал всегда пишу в своей студии, я специально подобрал необходимое оборудование и микрофоны, которые больше всего подходят для записи моего голоса.
- Так, что все-таки тебя привело в Украину?
- Однажды, после моего шоу в Штутгарте, ко мне подошел молодой человек, сказал, что ему очень понравился мюзикл, в особенности, мое исполнение. Мы познакомились, оказалось, что он мой земляк – родился Черкасской области. Договорились встретиться в Киеве. По приезде в Украину, я передал ему два диска со своими песнями. Через несколько дней он позвонил и предложил снять клип на одну из песен и записать студийный альбом. Как потом выяснилось, Александр Горбенко – бизнесмен, руководитель одного из крупнейших украинских предприятий, в свободное время – большой ценитель музыки, мотоциклов и экстремального отдыха, а главное – грамотный и порядочный человек. Эта встреча в корне изменила мою судьбу – мы создали в Германии компанию "RockSoulanaMusicGmbH", организовали офис в Киеве, набрали команду и сегодня он мой большой друг и продюсер.
- И что, диски продаются?
- А диски сейчас нигде не продаются, появление интернета и МР-3 формата основательно подорвало эту статью дохода во всем мире. Так что основной заработок артистов – это концерты и "корпоративы". В Украине и России многое не так, как в Европе – здесь исполнители и продюсеры тратят огромные средства, чтобы их материалы попали на радио и телевидение. В Европе, если ты делаешь достойную продукцию, ТВ и радио с удовольствием размещает ее, да еще и деньги немалые за это платят. Все наоборот (смеется).
- Как ты считаешь, успехи на этом пути есть?
- Успехи есть. Песня "Счастье" стала самой заказываемой на радиостанциях, несколько месяцев находится на лидирующих позициях в Национальном хит-параде "Золотой граммофон" и музыкальных чартах Украины и России. В течение недели-двух выйдет в ротацию видео на эту песню. В этом году в России многие мои песни вошли в сборники хитов радиостанций. Гастролируем с сольными концертами, выступаю на Днях городов, государственных праздниках, достаточно много предложений от частных лиц – дни рождения и тому подобное… Работы хватает, на творчество времени остается не так много. В городах создаются фан-клубы, когда приезжаю - обязательно встречаюсь, подписываю диски и автограм-карточки, в соцсетях активно общаюсь со слушателями, стараюсь почаще бывать в прямых эфирах радиостанций. Проводим разного рода конкурсы и викторины с призами. Я очень ценю такого рода общение. Людей не обманешь и любовь их не купишь!
- А как вы ездите на гастроли? Большая у вас команда?
- Да, команда в поездках более десяти человек. Сказывается привычка качественно и комфортно работать, поэтому ездим с балетом, звукорежиссером, службой безопасности, PRслужбой. Устроители часто удивляются – "Почему столько людей, почему такой технический и бытовой райдер?". Я не привык экономить на комфорте коллектива, от этого зависит качество работы и, в конечном итоге, качество того, что видят и слышат люди на концерте. Сейчас провожу отбор музыкантов, хочу поехать в тур и выступать с "живой" группой. Но как оказалось, не так просто найти легких на подъем, мобильных и коммуникабельных профессионалов. Так что работаем, движемся вперед, свободное от поездок время стараюсь использовать для записи новых песен. Я очень люблю своих слушателей и стараюсь нести в своих песнях и выступлениях максимум позитива и положительных эмоций.