"Обозревателю удалось пообщаться по телефону с "премьер-министром" Автономной республики Крым Сергеем Аксеновым. Лидер сепаратистов ответил на несколько наших вопросов о ситуации в Крыму. Насколько он был искренен, читатели могут убедиться сами.
- Чем вызвана спешка с решением о присоединении к России?
- На депутатов давят избиратели. Они разъезжают по округам, общаются с людьми. Нам поступают тысячи звонков на "горячую линию". Люди обеспокоены ситуацией, тем, что органы власти захвачены вооруженными людьми. Ни служба безопасности, ни милиция не реагировали на ситуацию. "Самооборона" в Киеве и Киевской области занимается грабежом. Криминогенная обстановка с каждым днем ухудшается. В то время как в Крыму абсолютно чистая ситуация. У нас упали показатели активности криминальных элементов. У людей нет проблем, но обеспокоенность избиратели высказывают регулярно.
- Не связана ли эта спешка с постановлением Киева о вашем аресте?
- Нет, абсолютно. Почему они не издали постановления об аресте тех, кто захватывал здания Совета министров и Верховного Совета Крыма. Издавать постановлений можно сколько угодно. Кого они могут арестовать, когда мы уже в России? Мы обращались, чтобы власти отреагировали и вывели из админзданий вооруженных людей. Но не пришел ни один сотрудник милиции, ни один сотрудник СБУ. Аваков почему не прилетел или Наливайченко? Мы пять дней провели в осаде. Что нам было делать?
- Погодите, о каком вооруженном захвате речь?
- Мы говорим о Верховном Совете Крыма. Вы знаете, что там были вооруженные люди?
- Знаем, но это же были ваши…
- Это была самооборона. Это были не наши, не мои люди. Поймите, мы не ставили им такую задачу по захвату. С учетом того, что происходило на Западной Украине, у нас появилось множество самостоятельных полурадикальных организаций. Я ими не руководил. Если бы я ими руководил - этого бы не было, я бы не дал им захватить здание. К нам эти люди никакого отношения не имеют. Уже пост фактум они сказали, мол, "мы русские, мы такие-то, мы считаем, что должна быть такая-то ситуация". При этом мы искали контакты с Киевом, но мы не увидели здесь ни одной штурмовой группы - никто не приехал, чтобы освободить наши здания. И вот мы ходим на работу, извините, как дураки, и ни один сотрудник милиции не появляется, чтобы освободить захваченное здание. Это нормально, что ли? И они еще кого-то собираются арестовывать! Пусть арестуют тех, кто захватил. И своих пусть арестуют, тех, кто во Львовской области части позахватывал, кто избивал прокуроров и милиционеров.
- Как можно подготовить референдум за 10 дней и как обеспечить прозрачность его проведения и подведения итогов без международных наблюдателей?
- Подготовкой референдума занимается Верховный Совет Автономной республики Крым. Я как исполнительная власть не имею к этому процессу никакого отношения. Моя задача - обеспечить финансирование, выплату зарплат, обеспечить жизнедеятельность АРК.
- На какие шаги вы готовы пойти, чтобы добиться своего? Не боитесь, что результатом этих решений станет кровопролитие?
- Мы на своей территории сами должны определяться, как нам жить. Когда во Львове захватили воинские части, когда ставили на колени "Беркут", мы же не ехали туда, чтобы разобраться с ними, и не собирались сражаться, никто не объявлял мобилизацию. Почему, когда крымчане голосуют за определенную политику, к нам кто-то должен вторгаться? Если кто-то собирается нам диктовать условия с позиции силы, ничего не получится - силы самообороны у нас организованы, тем более что и сотрудники "Беркута", и сотрудники службы безопасности перешли сегодня на сторону правительства АРК. Условия для того, что происходит сегодня, создавали не мы, а Киев.
- Как Крым будет решать проблему украинских войск?
- Спокойно будет решать. Как только пройдет референдум, мы разблокируем все воинские части. Мы предложим всем, кто не захочет служить АРК, покинуть территорию автономии. Им будет выплачено полностью все воинское довольствие, зарплаты, социальные выплаты. Все, что зависит от нас, мы сделаем, и никто их судить или преследовать не будет. Из воинских частей, которые сейчас заблокированы, нам звонят солдаты и офицеры, и четко и ясно говорят, что как только состоится референдум 16 марта, они перейдут на сторону верховной власти. Никаких вопросов! Там в каждой части всего по несколько украинских офицеров, которые подстрекают солдат не идти на встречу людям. К войскам Украины у нас нет никаких претензий. Мы лишь хотим, чтобы все спокойно закончилось, а воинские части подчинились воле народа Крыма.
- Ну, а если украинские войска откажутся покидать места дислокации?
- Тогда будем блокировать. Мы не хотим кровопролития и не допустим, чтобы солдаты и офицеры, русские и украинцы стреляли друг в друга.
- То есть, российские войска таки присутствуют в Крыму?
- Российские войска присутствуют в Крыму в течение 20 лет - это Черноморский Флот, и это ни для кого не новость. С точки зрения интервенции никаких вопросов, никакого патрулирования они не осуществляют. По ряду жизненно важных объектов наша самооборона координирует действия с Черноморским флотом.
Если верить Аксенову, вот эти люди с российским вооружением и на российских военных автомобилях - "самооборона Крыма".
Фото - Евгений Фельдман
- Сколько в Крыму граждан России? Как будет осуществляться переход жителей Крыма в российское гражданство?
- Деталей я не могу вам сказать, еще не занимался этим вопросом. дождемся волеизъявления крымчан. Когда оно будет, будем полностью готовить переход на документальной основе. Как это будет - не знаю, пока просто некогда этим заниматься. Сейчас я занят обеспечением жизнедеятельности автономии.
- Кстати, о жизнедеятельности. Как вы собираетесь обеспечивать Крым электроэнергией и водой, если, не дай бог, конечно, Украина перекроет днепровскую воду и электроэнергию?
- У нас есть на этот случай план, который предусматривает в том числе и помощь со стороны Российской Федерации. Но какие основания на сегодняшний день отрезать нас от электроэнергии или воды, если мы без задержек оплачиваем эти услуги? С платными услугами при условии их оплаты никаких проблем быть не должно.
- Как вы видите приближающийся курортный сезон?
- Будет спокойный курортный сезон, никаких проблем по этому поводу не будет, все будет тихо и спокойно.
- Пишут, что вы были членом ОПГ "Сейлем" и что ваша кличка "Гоблин"...
- Сплошное вранье. Это мои оппоненты писали. Ничего подобного не было. Я даже под следствием никогда не был. Еще во времена Ющенко, меня проверяли полностью, начиная с родословной, и лично Наливайченко приезжал и проводил со мной совещания. На меня ничего нет. Если я кого-то и знал из политиков, то в Крыму за двадцать лет независимости все кто-то кого-то знал и с кем-то общался.
- Меджлис заявил, что не признает результаты референдума. Как вы будете решать этот вопрос?
- Мы ведем с Меджлисом переговоры, мы общаемся и хотим однозначно сказать, что находимся с крымскими татарами на одной стороне, мы хотим Крым - крымчанам. Никаких претензий к крымским татарам - наоборот, мы готовы увеличить финансирование их обустройства. мы хотим удержать ситуацию от каких-то взрывов. Мы общаемся регулярно, и хочу сказать, что далеко не все крымские татары придерживаются позиции Меджлиса. Надеюсь, здравый смысл возобладает, и Рефат Чубаров спокойно будет с нами общаться, и у нас все получится… Извините, мне звонят, вынужден попрощаться.