Звезда сериала "Западное крыло" Джон Спенсер: актер с украинскими корнями, ставший мировой знаменитостью
Оказавшись на вершине, Спенсер не забывал, из какой среды вышел
Депутат-регионал Святослав Пискун пошел на выборы самовыдвиженцем, и теперь с удовольствием критикует команду у руля, потешаясь над незадачливым бело-синим кандидатом на своем избирательном округе в Бердичеве. Однако спешить причислять "трижды генерального" к потенциальным оппозиционерам не стоит, он скорее как бронепоезд на запасном пути власти.
Пока тихо стоит, а куда его двинут после 28 октября – один Бог знает. О безнаказанности высокопоставленных нарушителей закона, горькой и беспросветной судьбе заключенной Тимошенко и новых возможных сюрпризах в деле Гонгадзе - в эксклюзивном интервью "Обозревателю".
Нынешняя команда у власти – первая в Украине, которая начала сажать своих предшественников по обвинению в коррупции. В то же время, упрек в коррумпированности – пожалуй, самый главный, который звучит в адрес тех, кто сейчас руководит страной. Почему так получается? Почему президент Виктор Янукович все время призывает преодолеть это "позорное явление", однако "воз и ныне там"?
А потому что не выявляют коррупцию. Существует такая проблема - у каждой власти, не только у этой, - как фаворитизм. Те, кто близок к президенту, те, кто возле "кормушки", они понимают, что вся правоохранительная система у них в руках. И что можно спокойно воровать, ибо их не посадят. Вот и вся музыка.
Кто ж виноват?
Власть, понятное дело.
А персонально? Не президент ли?
Президент? Ну, как он может все проконтролировать? У него же, у Виктора Федоровича, нет такой машины, которая бы просвечивала всех, подобно рентгену. Те, кого он назначает на руководство правоохранительными органами, являются камнями в большом фундаменте власти. Если их в один момент всех повытаскивать, здание завалится. Отдельные, не добросовестные "камушки" пользуются своим положением, и занимаются грабежом, взяточничеством, откатами и так далее. Президент может об этом и не знать.
Кстати, если взять статистику, то за последние два с половиной года в Украине по коррупционным статьям привлечено к ответственности в несколько раз больше людей, чем за все правление Виктора Ющенко. И, тем не менее, мы понижаемся в международных рейтингах по борьбе с коррупцией…
Знаете, привлечен к ответственности – это еще не значит, что осужден. Одна статистика – это те, кому предъявлено обвинение, совсем другая – те, кто осужден судом. Так вот, между первым и вторым списком дистанция огромного размера.
Что же тут можно посоветовать президенту?
Я неоднократно говорил, что необходимо создать национальное бюро расследований. Которое должен возглавить человек, не ассоциирующийся "корнями" с представителями нынешней власти. По крайней мере, он должен быть точно не из Донецка, а хотя бы из Житомира. Вот как я (смеется).
Есть вещи, которые были неоднократно озвучены экспертами – например, что прокуратура не должна надзирать за следствием, которое у нее же и находится в подчинении. Президент это давно понял, и насколько я знаю, готовит законопроект о прокуратуре, по которому она не будет иметь в своей структуре следствие. Этим займется отдельный следственный орган.
Поговорим о резонансных делах. Дело осужденного лидера оппозиции Юлии Тимошенко понемногу теряет резонанс…
Ну, почему ж теряет? Вот будет убийство скоро!
Точнее сказать – оно уже было. Если речь об убийстве Щербаня.
Да, только теперь плотней за его расследование возьмутся.
Вы полагаете, есть шанс, что Тимошенко и за это привлекут?
Я не знаю, какие там есть шансы. Но если о наличии улик заявляет заместитель Генерального прокурора, это подтверждает Генеральный прокурор, то они, наверное, знают, о чем говорят. Раз они в этом уверены, значит, надо предъявлять обвинения, и - вперед. Идти с этим делом в суд. Потому что долгие разговоры о том, убила она или не убила, работают только Тимошенко на пользу.
Как известно, один из замов Генпрокурора ездил в Европу, рассказывал там о схемах оплаты киллеров связанными с Тимошенко коммерческими структурами, представлял доказательства, что с этих же счетов оплачивались личные покупки Юлии Тимошенко. Почему это никого не впечатлило на Западе?
Если вы тысячу раз повторите слово "сахар", вам слаще во рту не станет. Нужны конкретные доказательства. Либо это просто разговоры.
Еще одно дело в отношении Юлии Тимошенко, которое сулит ей новые серьезные неприятности – о деятельности ЕЭСУ. О чем, на ваш взгляд, свидетельствует иск Минобороны России относительно взыскания с украинского Кабмина 3 млрд. грн. долгов этой компании? (интервью записывалось до вынесения судом решения о взыскании с украинского правительства долга ЕЭСУ. - Ред. ) Наличие этого иска можно рассматривать как свидетельство того, что Тимошенко, будучи премьером, не торговала украинским суверенитетом? По принципу - прощение долгов за политические уступки Москве.
Но получается, что она обманула Россию – раз иск заявлен!
Таки да.
Ну вот, ганьба! Что я еще могу сказать? Разве можно обманывать?!
Ряд политологов говорят, что иск, предъявленный россиянами по долгам ЕЭСУ, играет на пользу Тимошенко. Янукович поставлен перед выбором. Или выплатить России 3 млрд., признав виновность Юлии Владимировны. Или, если деньги России не выплачивать, тогда придется признать, что Тимошенко не виновата.
Понимаете, все равно Тимошенко будет сидеть в тюрьме - не зависимо от того, сколько дел по ней "пройдется". Будет иск, или еще какое-то новое дело - это уже никому не интересно. Она уже сидит, она не принимает участия в парламентских выборах, и, судя по всему, в президентских выборах тоже участвовать не будет. Так что по пяти делам ее осудят, или по двум – не имеет никакого значения. Она получила семь лет. Приговор никто не собирается отменять, его подтвердил Высший специализированный суд Украины, тема закрыта. Она за решеткой. Нынешняя власть приняла решение разобраться с Тимошенко – потому что предыдущая власть не нашла в себе сил этого сделать.
Думаете, что раньше присужденного строка она из заключения не выберется?
Ну, ей же дали 7 лет. Надо себя хорошо вести, чтобы было условно-досрочное освобождение.
По закону для этого нужно сначала немного отсидеть?
Половину строка хотя бы!
Виктор Ющенко тоже хотел ее посадить?
Да, Ющенко тоже пытался. После того, как снял с поста премьера.
А почему у него не получилось?
Потому что команда в правоохранительных органах была состоящей 50 на 50 из людей Тимошенко и Ющенко. Они же все-таки были "единоверцами" по оранжевой революции.
По поводу второго "узника Майдана". После перевода Юрия Луценко в Менскую колонию было высказано много опасений об опасности для его жизни там. Как вы думаете, насколько серьезно следует воспринимать эти опасения?
Главное, чтобы он не оказался в колонии с заключенными, которые не являются правоохранителями. Со стороны тех, кто обеспечивает отбывание наказаний, это был бы настоящий садизм.
Но ведь на него же могут "иметь зуб" и бывшие милиционеры – те, которые оказались за решеткой при его руководстве?
Ну, мало ли кто на кого "зуб имеет". Вот на меня может быть десятки прокуроров "имеют зуб" – которых я освободил с работы, и которые сегодня стоят при исполнении высоких должностных обязанностей. Ну, будут мстить и мне – я в этом не сомневаюсь.
Избирательная кампания набирает обороты. Какие наиболее серьезные нарушения закона вы уже заметили?
Самое главное, чтобы прокуратура не вмешивалась в избирательный процесс. Надеюсь, что у Генерального прокурора и у его подчиненных на местах хватит и опытности, и порядочности, и совестности не влезать в избирательный процесс. К тому же, те нарушения, которые будут обнаружены на выборах, обязательно должны получить оценку как минимум прокуроров областей. Потому что на районном уровне есть способы воздействовать на прокуратуру - со стороны местного начальства, крупных бизнесменов. Прокурор области должен лично принять решения по всем избирательным делам, которые попадут к нему на разрешение. Естественно, эти вопросы должны быть на контроле и у Генерального прокурора.
Как вы считаете, по делу Гонгадзе возможны какие-то свежие выбросы компромата – например, ближе ко дню голосования?
Мне кажется, что на сегодняшний день актуальность этого дела умышленно занижена. Сами журналисты разменяли его на какие-то поблажки, которые им давала власть. И дело, которое должно было стать "лакмусовой бумажкой" состояния демократии в стране, превратилось в заурядное уловное дело, по которому Пукач рассказывает какие-то сказки. Поэтому, я считаю, что тут вы, представители СМИ, не доработали – что дело практически заглохло.
Что же от него можно ожидать?
А что угодно. Я не удивлюсь, если например, Пукачу влепят 10 лет, и на этом все закончится.
Ну, а заказчиков еще реально найти?
Да там столько моментов, которые нужно расследовать! Я даже не говорю о заказчиках и организаторах. Почему бы нам не спросить, отчего тело Гонгадзе оказалось не там, где его убили? Кто его перезахоронил? Кто организовал подтасовку вещественных доказательств по этому уголовному делу? Это следственная работа, которую надо делать. Но при этом в деятельности органов прокуратуры не должно быть политики. Что сегодня обеспечить практически не возможно.
Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!
Оказавшись на вершине, Спенсер не забывал, из какой среды вышел