Андреас Умланд: Россия переходит к скрытым методам дестабилизации ситуации
С 1 марта Россия и Украина находятся в состоянии объявленной войны. Главные политические игроки на международной арене сдерживают переход военных действий в активную фазу дипломатическим и экономическим инструментарием. Главные действующие лица войны – украинские рядовые, сержанты, лейтенанты, майоры в Бельбеке, Феодосии, Керчи, Перевальном, Севастополе, Симферополе, Бахчисарае - сдерживают конфликт силой духа, преданностью присяге и игнорированием провокаций.
Россия тем временем ищет международное плечо, на которое могла бы опереться в безрезультатных попытках легитимизации своих военных действий. Для этого даже созвала экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Однако эффект вышел противоположным – против российской интервенции в Крым высказался даже Китай, ранее безропотно соглашавшийся с Россией во всем.
Зачем России нужна была война и какими методами она готова ее продолжать? Своим видением ситуации с "Обозревателем" поделился известный немецкий политолог, публицист, ученый, специализирующийся на изучении вопросов политических преобразований в Восточной Европе и праворадикальных, неофашистских организаций; член Международного дискуссионного клуба, занимающегося вопросами внешней политики России "Валдай" Андерс Умланд.
Накануне в США по инициативе РФ прошло чрезвычайное заседание Совета Безопасности ООН, на котором Россия пыталась аргументировать необходимость военного вторжения в Украину. Как Вы считаете, послу России в ООН Виталию Чуркину удалось убедить мировое сообщество в обоснованности российского вмешательства?
Нет. Я так не думаю. Хотя, к сожалению, в Германии и в других европейских странах есть отдельные политики и журналисты, которые считают, что у России был повод вводить войска. Российская информационная кампания, особенно среди левых политических сил, достаточно успешна - люди думают, что в Украине ущемляются права русскоязычного населения и растет неонацизм. Такое мнение находит свое отражение и в некоторых СМИ, например, в Германии, во влиятельном еженедельном журнале Spiegel. Это настораживает. Но в целом, думаю, дипломаты и политики разбираются в происходящем в Украине.
Для России сейчас довольно сложная ситуация, на заседании Совета Безопасности она не смогла как-то оправдать свое вторжение. Была лишь традиционная риторика о преследованиях русскоязычных и о правоэкстремизме. Люди не верят в это, как выяснилось на заседании. Думаю, что в связи с этим напряжение будет снижаться. Хотя Россия для дестабилизации ситуации в Украине, наверное, будет применять другие - не открытые, военные - а более скрытые методы.
Что Вы имеете в виду под скрытыми методами?
Это так называемые туристы, которых сейчас набирают. Они потом разъезжают по южным и восточным городам Украины и нагнетают там обстановку. Это менее очевидное вторжение и применение такого рода силы не регулируется международным правом, по сравнению с регулярными военными силами. Поэтому трудно сказать, насколько международное сообщество сможет и будет на это реагировать.
Посол России в ООН утверждает, что Виктор Янукович сам попросил Владимира Путина ввести войска. Насколько такая "просьба" укладывается в рамки законодательства и международных договоров?
В Украине уже говорили, что даже если Янукович был бы президентом, он не мог бы самостоятельно принять такое решение, поскольку это может сделать только Верховная Рада.
Меня также очень удивило, что нет видео обращения Януковича, а есть только подписанный документ. Это настораживает, так как он находится в России, и мы не знаем, в каких он там условиях. Я даже не исключаю, что это ложный документ или что Янукович подписал это документ под давлением, не совсем добровольно. Хотя я не исключаю и противоположный вариант, что Янукович действительно выдал такой документ и это все правда. Но то, что нет ни видео, ни аудиообращения Януковича, где бы он сам это зачитал,– это странно. С такими доказательствами, обращение было бы более убедительным.
Зачем России сейчас Янукович?
Януковичу Россия нужна для того, чтобы спастись, а для России он просто некий фактор, которым они могут воспользоваться. Они не знают пока, что с ним делать, но хотят использовать эту ситуацию.
Посол Украины в ООН Юрий Сергеев на заседании высказывал опасение, что Россия может продолжить вторжение и на территорию материковой части Украины. Насколько это реальный сценарий?
Это нельзя исключить, потому что поведение России в последние дни вообще было не очень рациональным. Политическая и экономическая цена этого поведения вышла высокой. Это мы видели по результатам работы российской биржи, видели, что и рубль упал в России. Поэтому я бы не исключил еще более нерациональных действия. Хотя, думаю, такого не будет. Скорее будет подрывная деятельность так называемых туристов – агентов влияния, которые будут проявлять активность на юге и востоке Украины, маскируясь под украинских граждан, которые якобы выступают за свои права.
Агенты влияния, о которых Вы говорите, будут проявлять активность на достаточно благодатной для себя почве. В Украине часть населения действительно выступает за объединение с Россией. Агенты влияния ситуацию только еще больше разогреют. Как с этим быть?
Это, действительно, сложная ситуация, у меня нет каких-то готовых рецептов насчет этого. Нужно находить аргументы, нужно принять новый закон о языке, который бы устроил русскоязычное население. Нужно, наверное, проводить региональные выборы в облсоветы, чтобы выяснить, какие именно силы имеют политическую поддержку, хотя это, конечно, тоже рискованно в каком-то отношении.
Как бы вы охарактеризовали по результатам Совета Безопасности оценку международного сообщества военной агрессии России и можно ли ожидать каких-либо действий со стороны членов Совета Безопасности?
Не думаю, что по результатам заседания Совета Безопасности будут какие-то действия. Но что интересно - Китай, от которого даже не ожидали какой-то позиции по этому вопросу, тоже однозначно высказался за территориальную неприкосновенность Украины. Обычно Китай или солидаризируется с Россией, или воздерживается от голоса, ведь на Совете Безопасности совсем не обязательно выступать. То, что Китай все-таки выступил в пользу Украины, - это знаковое явление.
Вы являетесь членом дискуссионного клуба "Валдай", который занимается изучением внешней и внутренней политики России. По Вашему мнению, зачем Путину нужна была эта война?
Проблема в том, что он объявил своей целью создание Евразийского союза, а Евразийский Союз без Украины не состоится. Для того, чтобы компенсировать потерю Украины, когда стало понятно, что она уже не станет членом Евразийского союза, Путин начал эту авантюру.
Думаю, главная функция всего этого – внутриполитическая: показать собственной аудитории, что он победитель, а не проигравший на международной сцене. Ему нужна маленькая победа для того, чтобы компенсировать потерю Украины.
То есть это маленькая победоносная война с расчетом на внутреннего зрителя?
Не обязательно война, но Путину нужен какой-то успех. Война тоже непопулярна в России. Поэтому он старается получить Крым или восточные области.
Что для Путина будет успехом, ведь мы видим, что украинские военные не сдаются и остаются верны украинской присяге?
Думаю, что с Крымом очень сложная ситуация. Я почти уверен в том, что вернуть Крым уже невозможно. Колесо истории уже пошло и обратно его уже открутить не удастся. Поэтому у Путина уже есть некий успех.
Как не допустить потери Юго-востока?
Вероятность, что это удастся, намного ниже. Это явление другого масштаба. Путин будет пробовать создать на юге и востоке хаос и анархию через агентов влияния. Будет стараться еще что-то большее выиграть. Когда и как он остановится – тяжело сказать.
На днях канцлер Германии Ангела Меркель договорилась с Владимиром Путиным о создании рабочей группы по Крыму. Будет ли ее деятельность влиять на решения президента России?
Если Россия не будет сотрудничать с этой группой или в результате ее работы станет понятна подрывная деятельность России, то тогда будет еще меньше оправданий для ее действий. Но результат может быть только через серьезные персональные экономические санкции.
Как мировое сообщество может и должно влиять на Путина?
Думаю, что главным действующим лицом в этом должен быть Европейский союз, потому что у него с Россией есть интенсивные торговые, экономические отношения. Россия почти половину торговли ведет в ЕС, три четверти иностранных инвестиций в российскую экономику приходят из Евросоюза. И можно только надеяться, что в какой-то момент экономический фактор начнет действовать.