Васадзе: Украина должна получать пользу от продажи иномарок
Народный депутат Украины, почетный президент Корпорации "УкрАвто" Тариэл Васадзе рассказал AUTO-Consulting о том, кто был инициатором введения спецпошлин, насколько действительно поднимутся цены на автомобили и о том, как сдали национальный автомобильный рынок.
AUTO-Consulting: хотелось бы начать с вопроса о скоропостижности введения спецпошлин. Но, возможно, сначала есть смысл, вкратце охарактеризовать нынешнее состояние национальной автомобильной промышленности, и это все объяснит?
Тариэл Васадзе: вопрос о том, почему почти год Межведомственная Комиссия не публиковала результатов спецрасследования, вполне логичный. Введение спецпошлин – серьезный шаг, и перед тем, как его сделать, наше правительство изучало ситуацию. Правительству надо было убедиться, что импорт автомобилей действительно угрожает экономике нашей страны. Для этого отслеживалась динамика производства и импорта автомобилей в Украине.
Ситуация в отечественной автомобильной промышленности катастрофически ухудшилась. Если в 2011 году доля автомобилей украинского производства на нашем рынке составляла 29%, то в 2012-м она сократилась до 10%. 90% автомобилей на отечественном рынке – это импорт!
Украина завершила 2012-й год с отрицательным внешнеторговым балансом около 15,9 миллиарда долларов. Автомобили – это третья позиция по оттоку валюты из страны. На первом месте – газ, на втором – нефть, на третьем – автомобили.
Сложившаяся ситуация и принудила правительство принять такое решение. Ведь стало понятно, что если не найти импортозамещение - то есть – не развивать индустрию в стране, то проблемы будут нарастать. Вечно нам деньги занимать не станут.
Конечно, свою положительную роль в принятии решения о введении спецпошлин, сыграл и визит нашего Президента Виктора Януковича на ЗАЗ. Он своими глазами все увидел, очень детально обо всем расспрашивал, изучал, что нужно сделать, чтобы оказать заводу содействие.
Кроме того, в правительство пришли новые люди. И вице-премьер Юрий Анатольевич Бойко, и министр экономического развития Игорь Николаевич Прасолов. Возобновило свою работу Министерство промышленной политики. Новый министр там – Михаил Константинович Короленко - человек с большим опытом, он был руководителем крупного ГОК. Эти люди проанализировали ситуацию. Да и сами производители инициировали, чтобы решение Комиссии вступило в силу.
В одном интервью AUTO-Consulting я уже говорил, что нашим гимном должна стать защита национального производителя. Можно считать, что первые аккорды этого гимна уже прозвучали. И я уверен: обязательно будет и сам гимн.
АС: то есть вы хотите сказать, что будут приняты и другие меры?
ТВ: спецпошлины – это только первый шаг в защиту национального производителя. Сегодня для нас большой проблемой является российский утилизационный сбор. Его влияние на наш автопром мы изучаем с сентября прошлого года. Думаю, что и эти наши проблемы будут скоро решены, и Украина тоже введет у себя утилизационный сбор. Автомобили российского производства завозят к нам без пошлины и без утилизационного собора, а мы, экспортируя в Россию свои авто, платим высокий утилизационный сбор и оказываемся фактически неконкурентоспособными. Я уверен, что и правительство, и Верховна Рада поддержат введение такого сбора в Украине. Тогда мы сможет сказать, что у нас начинает создаваться нормальный инвестиционный климат.
АС: из-за неожиданности публикации решения Межведомственной Комиссии по спецпошлинам, у многих сложилось впечатление, что это очередная PR-компания, которая создаст ажиотаж и поможет распродать склады 2012 года.
ТВ: нет – это результат и первые шаги системной серьезной работы, которая позволит машиностроению в нашей стране все же возродиться и развиваться.
АС: многие скептически относятся к введению спецпошлин, поскольку не верят, что это поможет национальному автопрому или привлечет инвестиции в нашу промышленность.
ТВ: инвестиционный климат сам собой не появляется. Его надо сформировать. Ни в одну страну не приходит инвестор, если там нет рынка и нет защитных барьеров для его инвестиций. Нет рынка – инвестор не приходит. Есть рынок, но нет барьера – инвестор импортирует готовую продукцию. Есть рынок и есть барьер – инвестор открывает в стране свое производство. Барьер – это импортная пошлина. И спецпошлины – это первый шаг в данном направлении. Так было в Турции, Корее, Китае. Самый свежий пример – Россия.
АС: но ведь введение спецпошлин поднимет цены на автомобили на 15,6% и это ударит по простым гражданам?
ТВ: во-первых, спецпошлина вводится не для всех автомобилей. Она касается авто с бензиновыми двигателями до 1,5 л – 6%, от 1,5 л до 2,2 л – 12,95%, и не затрагивает большинство продуктов на автомобильном рынке Украины. Цена на автомобили не вырастет на 15,6% по многим причинам. Она поднимется незначительно.
АС: Тариэл Шакрович, почему вы считаете, что цена поднимется незначительно?
ТВ: рост цен на импортные автомобили, если и будет, то в пределах 3-5%. Что совсем не 15,6%, как это преподносят импортеры. Импортеры не совсем корректно считают. По нашим расчётам, спецпошлина в 12,95% в структуре цены автомобиля может дать в рознице рост стоимости не на 15,6%, а в среднем - на 11,53%. Это для автомобилей с моторами объемом 1,5-2,2 литра. А для авто с объемом до 1,5 л – это будет 6%.
При этом, не надо забывать, что часть этой спецпошлины абсорбирует производитель, а часть – сам импортер, который, на самом деле, имеет большой запас прочности. Я это знаю, поскольку Корпорация "УкрАвто" является не только производителем автомобилей, но и занимается их импортом. Кроме того, мы все видим, какие скидки дают дилеры во время всевозможных акций. Они доходят от 10 до 20%. Сопоставьте: 11,53% и 6% спецпошлины и скидки в 10-20%. Значит, есть такая возможность. И цена автомобиля в рознице не вырастет так, как это пытаются представить импортеры. В итоге, я думаю, подорожание импортных автомобилей будет не больше, чем средний ежегодный рост цен, который наблюдается на все товары.
АС: То есть – введение спецпошлин отразится и на "УкрАвто"? Ведь Корпорация импортирует в Украину многие автомобильные марки: Mercedes-Benz, Maserati, Cadillac, Smart, Dodge, Jeep, Opel, Chevrolet, Chery, Renault, Toyota, Nissan, Lada, KIA.
ТВ: да, отразится. Мы считаем, что Украина не предпринимает никаких заградительных или других мер, чтобы в стране не было импорта. В Украине должно развиваться внутреннее производство, создаваться добавочная стоимость и новые рабочие места. И, конечно, должен быть и импорт.
АС: как спецпошлины могут помочь национальному производителю, если цены на импортные автомобили не поднимутся?
ТВ: деньги от спецпошлин получает не национальный производитель, а бюджет государства. И они очень важны, поскольку помогают решать проблемы в бюджетной сфере. А для производителя – эти меры – защитный барьер. И 3-5% для производителя – это существенно. После введения спецпошлин, у импортеров больше не будет возможности на 10-20% опускать цену, тем самым заставляя украинских производителей продавать свою продукцию с убытками.
АС: некоторые импортеры называют введение спецпошлин попыткой передела рынка.
ТВ: передел рынка уже произошел. В 2008 году. И это был передел в пользу импортеров, когда каждый год национальный производитель терял часть рынка. О каком переделе еще могут говорить импортеры, занимая сегодня 90% рынка? Они хотят, чтобы было 100%?
Как бы реагировали производители в Евросоюзе, в той же Германии или Франции, если бы там было 90% импортных японских, корейских, американских или может украинских автомобилей? Я думаю, что мгновенно были бы приняты максимально защитные меры. США тоже многократно вводили спецпошлины на разные группы товаров.
Я бы хотел для наглядности, вернуться в 2008 год, когда мы вступили в ВТО на самых наихудших условиях. Тогда пошлина была 25%. Мы резко опустили ее до 10% и потом постепенно опускали. Сегодня на автомобили малого класса – это 10%, на автомобили с двигателями объемом свыше 3 л – 5%. Если проанализировать ситуацию, станет видно, что цены на автомобили от снижения пошлин не упали. Наоборот – они каждый год росли. Поэтому дилеры и дают сегодня покупателям скидки в 10, а иногда даже в 20%.
Есть много стран и с более высокими импортными пошлинами на автомобили. Но назовите мне хоть одну из них, где из-за этого не работают импортеры. Даже в Турции, где налог с продажи дорогих авто почти 100%, импортеры работают.
АС: автопроизводители просят поддержки, но при этом, не берут на себя никаких обязательств. Например, о снижении цен, о выводе на рынок новых моделей. Если спецпошлины введут, у производителей есть какая-то программа развития, которая бы объяснила простому покупателю, что даст введение спецпошлин на 3 года?
ТВ: конечно, такая программа есть. И у нас, и у каждого украинского производителя. Но прежде, чем начнется выполнение этих программ, необходимо создать равные условия конкуренции на внутреннем рынке. Даже если взять только оборотные средства и кредитование, мы увидим, что для иностранных производителей, которые импортируют свои авто в Украину, кредиты выдаются под 2-3%, а у нас они – от 20% и выше. Поэтому, мы и говорим о переходном периоде в 3 года, на который Украине нужна защита для создания равных условий конкуренции производителей с импортерами. А когда нам удастся создать равные условия, и ЗАЗ и другие украинские предприятия получат новых партнеров.
Вырастут у нас в стране и новые автомобильные заводы. Черкасский автомобильный завод активно работает с Hyundai, и как только появятся соответствующие условия, будет принято решение о запуске здесь одной из моделей Hyundai.
Кроме того, когда в России принимали известное 166-е Постановление, я не думаю, что к ним уже стояла очередь из инвесторов. И кто-то что-то конкретно обещал. Сперва, надо прописать, принять и обеспечить правила игры, а потом уже ждать инвесторов.
У ЗАЗа еще в 2007-2008 годах, когда происходил всеобщий рост, были конкретные предложения от инвесторов. Но после вступления в ВТО и значительного снижения пошлин им стало намного выгоднее импортировать к нам готовую продукцию, чем производить ее в Украине.
АС: что вы думаете об "итальянской забастовке", которую обещают импортеры? Они говорят, что перестанут завозить в страну автомобили.
ТВ: прежде всего, это, как минимум, недружелюбно к потребителям. Еще я хочу обратить внимание, что когда в ВААИД говорят, что перестанут завозить автомобили, как в 2009 году и бюджет перестанет получать деньги, они будто забывают, какое тогда было время. Вступление в ВТО, потом мировой кризис, девальвация, почти полная остановка кредитования в то время, когда уже почти 60% автомобилей в стране продавались в кредит. И падение продаж автомобилей произошло тогда не только в Украине, но и в мире.
К нам до кризиса завезли столько машин, что их распродавали и в 2008, и в 2009-м и в 2010 году. Несмотря на то, что автомобили "не завозили", в 2009-м было продано около 162 тысяч авто. Из них только 47 тысяч внутреннего производства, остальное – импорт. Так что разговоры о том, что был приостановлен импорт и бюджет ничего не получал – неправда.
Так же нельзя говорить и о том, что бюджет не получит тех доходов, которые получал до введения спецпошлины. Если пошлина растет – значит и поступления в бюджет увеличиваются.
АС: не приведет ли поддержка национального производителя к другой угрозе: для оптимизации налогов, у нас опять начнет развиваться отверточная сборка?
ТВ: такая вероятность есть. Ни в одной стране мира государство не дает льготы без обязательств. У нас, к сожалению, это по сей день существует. Я думаю, что сегодня, Украина такой "роскоши" позволить себе уже не может. Поэтому, как я уже говорил, спецпошлины – это только первый шаг. Правительством будет принято решение, что те, кто желает производить какую-нибудь модель автомобиля в Украине, должны взять обязательство, что впоследствии, в течение какого-то периода, должна произойти локализация ее производства. И это строгое обязательство: государство дает льготы, а производитель должен за какой-то период создать определенное количество рабочих мест и в итоге – создавать добавочную стоимость в нашей стране. В России, если такой производитель не выполнил своих обязательств, он должен вернуть все деньги, которые он в виде льгот получил за несколько лет. Причем, с пеней.
АС: какие еще шаги, по вашему мнению, надо предпринять, чтобы наш автопром получил от их введения эффект. Чтобы заработала комплексная система поддержки?
ТВ: первое – спецпошлины, второе – принятие закона по экологическому сбору, третье – определение четких правил для инвестора и государства.
Одна спецпошлина – это не решение вопроса, нужен пакет документов, целый комплекс мер. Проекты этих мер уже готовы и в ближайшее время они будут внесены и в Парламент, и в правительство. Стране нужна разумная регуляторная политика.
АС: если все пойдет так, как вы планируете, мы можем говорить о том, что уже в каком-то обозримом будущем мы увидим новые модели автомобилей, собранные на наших заводах?
ТВ: когда в России был создан инвестиционный климат, не только построились и строятся новые заводы, но и без инвестора не остался ни один из существующих заводов.
Говорить, что все эти меры у нас принимаются только для ЗАЗа, все равно, что утверждать, будто все защитные меры принятые Россией, делались для ВАЗа. Не АвтоВАЗ определяет политику России в автомобильной отрасли, а ее правительство. Благодаря пошлинам в России появилось и уже работают 18 полномасштабных автомобильных заводов и строится еще 4. При этом и АвтоВАЗ развивается, и сейчас Mercedes и Volkswagen начали работать с ГАЗом. А автозаводы Украины сегодня – не хуже. И если мы сделаем необходимые шаги, инвесторы и партнеры придут и на ЗАЗ, и на другие украинские автомобильные предприятия. Ведь благодаря межгосударственному соглашению, при соответствующей локализации автомобили, произведенные в Украине, могут беспошлинно поставляться в страны-участники соглашения (СНГ- ред.).
АС: но какой-то конкретики по этому вопросу пока нет?
ТВ: и Запорожский, и Черкасский автомобильный завод очень активно работают с Hyundai. И я думаю, что у них есть модель, которую они могут поставить на производство, при принятии тех мер, о которых я сказал.
АС: не станет ли введение спецпошлин в Украине, поводом для возмущений и санкций со стороны России или Евросоюза?
ТВ: у России нет повода для возмущения и негативной реакции на введение нами спецпошлин. 60% автомобилей, которые продаются на рынке России – это продукция их заводов. Они планируют довести эту цифру до 80%. Здесь и KIA, и Volkswagen, и Nissan, и Lada, и другие марки. А у нас 90% импорта.
Что касается Евросоюза, Украина действует в строгом соответствии с правилами ВТО. Да – они будут говорить о равных условиях, да – они хотят, чтобы все было открыто, и у них была возможность завозить готовую продукцию. В Европе пошлина выше, чем в Украине. А мнение ВААИД – это еще не мнение Евросоюза. Кроме того, мне не понятно, как несколько импортеров, среди которых граждане других стран, могут определять индустриальную политику для всей Украины. И обеспечивать "счастье нации". К слову, далеко не все импортеры - члены ВААИД.
Россия ввела у себя утилизационный сбор, и Европа молчит. Потому, что это – как еще одно обещание защищать инвестиции от президента России тем, кто уже построил там заводы. Нам надо самим понимать, чего мы хотим. Мы хотим иметь рабочие места? Мы хотим иметь нормальный внешнеторговый баланс? Мы сами должны у себя дома отстаивать свои интересы. Импорт должен быть дороже местных товаров. Ведь Украина тоже должна получать пользу от того, что автоконцерны зарабатывают на нашем рынке.