Сас: Ющенко должен покаяться
Сегодня, после непродолжительного пленарного тайм-аута, народные избранники приступят к работе в сессионном зале. Накануне старта сессионной недели парламентарии обсудили ключевые вопросы повестки дня. Таковых оказалось несколько. Первое – избрание уполномоченного ВР по правам человека. Голосование по кандидатуре нового омбудсмена запланировано на четверг. Срок полномочий Нины Карпачевой, напомним, истек в 8 февраля. В парламенте были зарегистрированы два кандидата - правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека Валерия Лутковская (креатура регионалов) и глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров (предложен оппозиционерами). Парламентский комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, рассмотрев обе кандидатуры, поддержал г-на Захарова.
В среду депутатский корпус по инициативе БЮТ-Б рассмотрит 2 проекта (от бютовцев и регионалов) постановлений, касающихся плана мероприятий по выполнению резолюции ПАСЕ. У «большевиков» - несколько иные приоритеты.
Воплотить в жизнь социальные инициативы президента готовы его парламентские соратники. В ближайшее время будут приняты соответствующие изменения в госбюджет и ряд других законов, - пообещали в ходе вчерашнего Согласительного совета представители правящего парламентского большинства.
Регионалы также реанимировали неизменно актуальную тематику отмены депутатской неприкосновенности. Этот вопрос актуализируется в избирательный период вот уже несколько лет кряду. Воз, тем не менее, и ныне там. Оппозиционеры хоть и раскритиковали оппонентов из ПР (мол, тема отмены пресловутого иммунитета – избирательный пиар, не более), но заявили, что готовы поддержать идею. Правда, при одном условии - неприкосновенности будут лишены не только нардепы, но и судьи, а также глава государства. Кстати, о президенте.
Сегодня глава государства намерен встретиться с предводителями парламентских фракций. Оппозиционеры, которые ранее настаивали на необходимости проведения диалога с Виктором Януковичем, заявили, что не намерены участвовать во встрече. Представителей парламентского меньшинства возмутил формат: они настаивали на встрече с гарантом в формате «тет-а-тет». Впрочем, следует отметить, что официальных заявлений о намерении игнорировать рандеву с президентом ни БЮТ-Б, ни НУ-НС так и не обнародовали. Все свелось к устным репликам представителей «оранжевой» и «сердечной» фракций.
О позиции оппозиции по данному вопросу и не только – говорим с заместителем председателя фракции БЮТ – «Батьківщина» Сергеем Сасом.
- Оппозиция в лице БЮТ-Б и НУ-НС, которая недавно инициировала проведение диалога с президентом, накануне встречи Виктора Януковича с лидерами парламентских фракций заявила, что проигнорирует данное мероприятие. Какова позиция, аргументы? То есть, тут наблюдается определенная нестыковка. Или вас, правда, смущает присутствие руководителей фракций, представляющих правящее большинство ВР?
- Я не считаю, что в данном случае целесообразно говорить о противоречивости, или, как вы говорите, нестыковке в нашей позиции. Дело в том, что у нас накопился целый ряд вопросов к президенту, на которые мы хотели получить ответ именно от него.
Президент Янукович неоднократно в своих публичных заявлениях говорил о готовности сотрудничать с оппозицией, которая, по его словам, является неотъемлемой частью государственного механизма. Эти заявления звучали регулярно, и оппозиция решила воспользоваться этим, чтобы пообщаться непосредственно с президентом и получить ответ на множество вопросов, имеющих общественный, политический интерес.
Я думаю, для вас не является секретом тот факт, что диалог в рамках «парламентское большинство – президент» присутствует постоянно. Более того, президент постоянно направляет и корректирует деятельность большинства ВР в том или ином направлении. Насколько это эффективно – отдельный вопрос. Почему? Потому что такого невиданного количества вето на законы, которые внесены представителями власти, правительства, правящего парламентского большинства, еще не было. Тем не менее, такое сотрудничество присутствует и это факт. А вот диалог (по многим причинам) между оппозицией и президентом державы отсутствует. Ранее этот, с позволения сказать диалог, сводился к так называемым собачьим боям, которые у нас в последнее время широко представлены в СМИ, в частности на телевидении. Другого рода контактов не было.
- Вы говорите, что у вас накопился целый ряд общественно значимых вопросов к президенту. Но скажите, что мешает задать их в присутствии руководителей других парламентских фракций? Это первое. Второе. Выделите ключевые вопросы, которые оппозиция хочет адресовать Виктору Януковичу.
- Да, действительно, представители парламентской оппозиции инициировали проведение встречи с президентом. Однако вопрос в том, что тут речь идет не только и не столько об оппозиции, представленной в Верховной Раде. Тут стоит упомянуть и внепарламентскую оппозицию, общественные организации, поскольку в рамках КСД (Комитет Сопротивления Диктатуре – Авт.) ведутся переговоры не только с партиями, представленными в ВР.
Теперь о ключевых вопросах. Прежде всего, это блок вопросов, касающийся реформ, которые проводятся по инициативе президента. Вы знаете, что президент огласил о проведении реформ в 18-ти направлениях. Значительная часть реформ уже проведена, прочие – находятся в стадии реализации. Хотелось бы выяснить, что именно президент называет реформами, и какова их цель.
На мой взгляд, заслуживают внимания вопросы, связанные с беспрецедентной приватизацией объектов стратегического для государства значения. Я имею в виду принятый недавно закон касательно приватизации (а на самом деле – похищения из госсобственности) наиболее мощного государственного предприятия - «Укрзалізниця». Не буду пророком, если спрогнозирую, что в ближайшее время от этого мощного предприятия останется только вывеска, потому что все активы будут переданы в частные руки.
Также, если говорить о стратегических объектах, нас интересует перспектива приватизации предприятий угольной, энергетической (теплоэлектроцентрали, теплоэлектростанции) промышленности. Тут также стоит упомянуть о газотранспортной магистрали. Сейчас, как известно, предложения, касающиеся приватизации ГТС, по инициативе большинства и правительства, внесены в парламент. У нас по этому поводу возникает огромнейшее беспокойство, поскольку потеря государством этих стратегических объектов может поставить под сомнение саму независимость и существование нашей державы.
Я лично хотел бы задать вопрос касательно перспектив земельной реформы в нашем государстве, проведение которой, с подачи президента, проводится быстрыми темпами. Приватизация или продажа земли сельскохозяйственного назначения. Этот вопрос обсуждался и в ходе парламентских слушаний, и в обществе, и в СМИ. И ваше издание, насколько я помню, неоднократно обращало внимание на данную, очень и очень актуальную тематику.
Нас также интересуют вопросы социальной защиты населения. Мне, например, интересно было бы услышать, за какие средства будут реализовываться инициативы, провозглашенные на днях президентом.
- Вы имеете в виду выплату сбережений «Сбербанка» СССР, ипотеку под 2-3%, повышение пенсий, правильно?
- Совершенно верно. А также – повышение материального обеспечения военнослужащих и т.д. Инициативы прозвучали, а финансовые источники, которые позволят их реализовать, названы не были. Хотел бы обратить внимание на то, что ответственным за выполнение данных инициатив, президент определил главу Нацбанка. А возможности НБУ в части решения этой проблемы сводятся к станку, который, думаю, итак уже работает с большим перегревом. Почему? Да потому что последние два года пенсии выплачивают только что напечатанными купюрами.
- Позвольте с вами не согласиться в том плане, что об источниках не было ничего сказано. Вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что на реализацию большинства социальных инициатив президента в текущем году потребуется около 16 млрд. гривен. По словам Сергея Леонидовича, необходимое финансирование можно обеспечить, в частности, введением налога на роскошь, а также есть возможность для увеличения поступлений в госбюджет от таможни.
В Нацбанке тем временем создали рабочую группу по возвращению вкладов Сбербанка СССР. «Уже проведено первое совещание по этому вопросу, мы работаем и во вторник будем готовы предоставить предварительную информацию о выполнении поручения президента», - заявил давеча председатель НБУ Сергей Арбузов. При этом он категорически отрицает возможность дополнительной эмиссии денег.
- Я слышал данные комментарии, однако, согласитесь, конкретные источники так и не были названы. Риторика, не более. Кроме того, одни (представители КМУ) говорят, что цена вопроса 8 миллиардов, другие уверяют, что 18 млрд.
Два года президент Янукович и его правительство борются с детенизацией экономики, однако результаты этой борьбы почему-то не особо заметны. И потом. В бюджете средства на инициативы президента не предусмотрены, поэтому должны быть какие-то гарантированные источники.
Мы обеими руками выступаем «за» налог на роскошь, но если посмотреть на данную инициативу господина Тигипко, то мы увидим, что богатые останутся богатыми. Словом, этот налог коснется не такого уж большого количества граждан, чтобы можно было говорить о сумме, которая позволит выплатить по одной тысяче «сгоревших» вкладов «Сбербанка» шести миллионам наших граждан, которые не смогли получить компенсацию в 2008-м.
Если говорить о повышении пенсии участникам боевых действий и ветеранам ВОВ, то, наверное, сначала нужно выполнить те предписания и законы, которые действуют сегодня. Я говорю о выплатах ко Дню победы. И говорю не о двух тысячах, а о той сумме, которая предусмотрена законодательством, а она намного большая. То есть, я вижу, что это - определенная игра, популистский избирательный шаг. Все эти нюансы мы хотели прояснить в ходе диалога с президентом.
- Вы ранее сказали, что такой диалог до сих пор не произошел по разным причинам. По каким именно? Сколько раз оппозиция инициировала встречу с главой государства? Обращался ли за два года президентства с подобным предложением к вам Виктор Янукович?
- Хочу еще раз подчеркнуть, что со стороны президента неоднократно звучали заявления…
- Сергей Владимирович, я хотела бы услышать не о публичных заявлениях, а о реальных предложениях.
- Я не готов утверждать наверняка, что реальных предложений не было. Однако я, по меньшей мере, о них не слышал. Вы также, думаю, можете выступить свидетелем того, что публично подобные инициативы со стороны президента не звучали.
Что касается оппозиции, и, в частности нашей политической силы. Вы знаете, чем, помимо выполнения программных принципов, с которыми шли на выборы, мы занимались. У нас была проблема. Проблема преследования, а затем - заключения нашего лидера.
В целом же, все эти действия по отношению к нашему лидеру, в законодательном аспекте имеют одно название – это пытки. Почему я об этом заявляю? Потому что все то, что происходило вокруг нашего лидера, подпадает под действие 3-й статьи Европейской Конвенции о защите прав человека. Украина, как вам известно, эту Конвенцию ратифицировала, и она является частью отечественного законодательства. А в упомянутой мною статье Конвенции четко указано, что никто не может быть подвергнут пыткам и прочим действиям, которые унижают человеческое достоинство. Мы же все стали свидетелями применения пыток в отношении Юлии Владимировны Тимошенко, Юрия Луценко, других политзаключенных. Все это происходит при непосредственном участии нашего президента.
Мы это понимали и понимаем. Поэтому, в тот момент диалога по этому поводу не могло быть. Сейчас же, считаем, диалог должен состояться. Хотя бы для того, чтобы президент публично высказал свое мнение, в том числе, о наличии в Украине политических заключенных. Заключенных, которые, по моему глубокому убеждению, никаких злодеяний не совершали и поддаются исключительно политическому преследованию.
Это – способ мести не только Юлии Тимошенко. Это также месть 11 миллионам украинцев, которые поддержали ее в ходе президентских выборов. И еще, наверное, десяткам миллионов граждан Украины, которые в процессе судебных перипетий четко осознали: то, что происходит вокруг Тимошенко, является политическим преследованием и местью. И эти десятки миллионов людей, если не поддерживают ее непосредственно, то уж точно искренне сочувствуют Юлии Владимировне. Потому что она страдает не за то, что совершила уголовное преступление, а потому что в определенное время своей политической деятельности нашла в себе мужество бороться. Сначала – против политики президента Кучмы, теперь – против политики президента Януковича.
- Вы вспомнили Кучму, а я хочу вспомнить Ющенко, который выражает готовность быть вторым, третьим номером в едином партийном списке объединенной оппозиции. Как вы относитесь к подобному заявлению экс-главы государства?
- Знаете, в свое время я был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Ющенко по 102-му избирательному округу (скандальный округ в Кировоградской области – Авт.). Сейчас вынужден констатировать, что президент Ющенко предал надежды миллионов украинцев. Можно долго говорить о непростых отношениях, которые складывались между нашей политической силой и президентом Ющенко. Однако я не хотел бы давать ему сейчас оценки. Президент Ющенко в украинской политике – это уже история.
Лично я считаю, что Украина никогда не простит Ющенко утерянный шанс. К сожалению, он останется в истории и общественном сознании тем, кто не оправдал надежды, кто предал их. А такое не прощается, как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
- То есть, в списке оппозиции вы его видеть не желаете, правильно я понимаю?
- В данном случае, я могу выказать только свое личное мнение. Так вот, я такой перспективы не допускаю, и даже обсуждать не хочу. Если Ющенко считает, что располагает общественной поддержкой (в чем у меня есть огромнейшее сомнение), в чем проблема? У него есть партия, которую он возглавляет. Вот пускай идет на выборы во главе этой партии, а не прячется за спинами тех, кто его в свое время привел к власти. Пускай он, таким образом, подтвердит свое реноме успешного политика, человека, который пользуется уважением хоть какой-то части общества.
Я думаю, Виктору Ющенко сейчас стоило бы заняться написанием мемуаров. Что полезное он мог бы сделать? Ну, если не попросить прощения, то, во всяком случае, покаяться перед украинским народом и, чтобы подобного не происходило в будущем, честно рассказать о том, что же там происходило на самом деле.
Еще раз хотел бы подчеркнуть: лично я не вижу его в избирательном списке. Более того, думаю, многие из моих коллег, представляющих «Батьківщину», вряд ли согласятся баллотироваться в парламент по списку, в котором будет присутствовать фамилия Ющенко.