Чорновил: БЮТ действует в интересах России
Первый замглавы парламентского комитета по иностранным делам Тарас Чорновил относится к той редчайшей категории политиков, которые говорят тоже самое, что и думают. Или почти то же самое. В сизой от дыма курилке Рады мы беседовали с ним о деле Тимошенко и его влиянии на судьбу страны. Выводы получаются не утешительные. Благодаря вроде как разнонаправленным усилиям деятелей из власти и оппозиции, наша страна «дружно» идет к потере Независимости. Хотя ситуация не безнадежна.
Он хочет в Европу, но не может. Она может, но не хочет
- Что происходит вокруг осужденной экс-премьера Юлии Тимошенко? Почему даже с ее лечением такие проблемы – буквально каждый шаг приводит к политическим страстям, блокированию трибуны Верховной Рады, и обсуждению этого вопроса в мировых СМИ?
- Мне кажется, идет красивая геополитическая игра. Украина оказалась в очень интересной ситуации.
У нас есть, как это ни странно звучит, европейски ориентированный политик в лице президента Виктора Януковича. Он очень хочет в Европу, и очень боится России. Но он не может понять одного. В Европе, несмотря на практику «двойных стандартов» и прочие не хорошие вещи, есть краеугольные принципы, которых следует придерживаться. С теми антидемократическими шагами, которые допускает наша власть, Украину к ЕС и близко не подпустят. Да еще и санкции введут. Видимо, наш гарант не вполне владеет информацией, рядом с ним нет людей, способных донести истинную картину происходящего в стране. Это – с одной стороны.
С другой стороны, у нас есть политик, за которого ухватилась вся Европа, и которого даже в Украине почему-то воспринимают как проевропейского. Юлия Тимошенко. Хотя на самом деле она на 100 % есть партнером российского президента Владимира Путина. И Путин не утаивает этого. Он говорит, что единственный человек в Украине, которого он готов поддерживать – это Тимошенко. Он ставил на нее на президентских выборах, откровенно ставил. Это тоже не пряталось. Юлия Тимошенко - пророссийский политик, которого воспринимают как символ нашего европейского выбора. Дело Тимошенко стало очень серьезным провокативным фактором. Призванным обеспечить окончательное сползание Украины в объятья России. Тимошенко играет свою роль в этой игре.
Правда, ее роль многоплановая. Помимо всего, у нее есть очень серьезные личностные мотивы. Она хочет реванша за прошедшие президентские выборы. Она хочет, чтобы Янукович, выиграв на выборах, проиграл все. Она сейчас этого добивается. Ее не интересуют последствия для страны. Тем более, что она всегда найдет общий язык с Путинным.
И сейчас она ударяет по болевым точкам, добивая Януковича.
- Каким образом?
- Постоянным провоцированием соответствующих картинок в масс-медиа. Эта история с ее лечением, с ее вроде бы избиением, которое раскрутили по максимуму, - это все дает в итоге восприятие Украины как не просто диктаторской, а какой-то абсолютно дикой страны. Которую к Европе и близко подпускать нельзя.
При этом одна сторона работает провокативно и умело. С другой стороны, такое впечатление, что в тюремщиках сидят настоящие идиоты. Которые играют роль тупых «терпил», делающих то, что им определено.
Я могу понять тех охранников, которые хватанули ее где-то за руки, закрутили в простыни и потянули в больницу. Она их достала. Она пять раз говорила: я еду в больницу. Вызывают конвой, а она говорит: я не еду в больницу. В конце-концов, они психанули, скрутили и повезли. Оставили синяки. Другого бы добили так, что он там полуживой остался. С ней – да, не красиво поступили.
Но хватило ли у них ума сообразить, что это сразу же станет новостью № 1 для всего мира? Не хватило. При этом была нарушена масса украинских законов. Мужской конвой в женской больничной камере, где его в принципе по всем нормам и инструкциям не должно быть и близко, насильное перемещение больного в лечебное заведение, и многое другое…
В общем, подыграли провокации по полной программе. А она провоцировала. Может быть, где-то у нее синяк появился после того, как она своей «нежной ножкой» сделала то, что когда-то Суркису в сессионном зале Рады. Тогда она шпилькой крокодиловые туфли проколола, а теперь, может быть, немножко коленком задела – туда, где больно. Ну, она умеет подобные вещи делать. С такими, как она, нужно четко выдерживать все нормы закона. Все действия фиксировать.
Но эти же ребята – они дебилы! С умом проблемы. Просто и понятно. «Идешь? Не идешь – закатаем!» Ну и – закатали самих себя. Перед ними – опытный провокатор, а они не могут этого понять. Может быть, теперь уже дошло.
Хотя нет, скорее, думаю, что не дошло. Потому что если бы дошло, то для лечения Тимошенко за границей был бы дан «зеленый свет». Нужно было заявить нечто вроде, что если подобное украинским законодательством не определено, значит, об этом будут договариваться президенты. Но у них на это ума не хватило, они сразу выпустили Пшонку с Лавриновичем, которые раструбили, что раз по украинским законам не положено, значит, не положено.
- Вы внесли проект закона, который позволяет лечение осужденных за границей, и его быстро подготовили к рассмотрению…
- Да, он будто бы получил определенные «плечи». Я не знаю, насколько серьезные. Может быть, это личная позиция спикера Владимира Литвина. Который решил, что это есть самый лучший вариант выхода из дурной ситуации.
Нам грозит полный экономический коллапс
- Если это не удастся, что угрожает стране? Экономические санкции?
- Знаете, еще 2 месяца назад слово «санкции» звучало смешно. Даже относительно Беларуси полноценных экономических санкций нет. Есть индивидуальные санкции против группы руководителей страны, а также против группы бизнесменов. Но наши умудрились довести дело до того, что в Европе заговорили о настоящих санкциях. «Хорошо» сработали все - что команда идиотов у власти, что команда провокаторов Тимошенко. «Помогла» и хорошо поставленная российская пропаганда.
Чтобы понять, что такое экономические санкции против страны, я когда-то серьезно углубился в этот вопрос. Для Украины санкции со стороны ЕС могут вылиться в экономические потери размером от 10 до 20 % ВВП. А что такое резкая потеря порядка 20 % ВВП? Это ликвидация социальной политики в государстве как таковой. Просто прекращение ее существования. Это крах, полный развал государства.
- Думаете, подобный сценарий мог быть изначально спланирован? Российской стороной в смычке с нашими провокаторами, например…
- Да, мог быть изначально. Хотя я не есть специалист по конспирологии. И какие там механизмы влияния задействованы, где играют роль россияне, где наши провокаторы, где российское лобби, а где просто наша тупость - вопрос открытый. Я не очень хочу во все это влезать. Но очевидно, что с российской стороны интерес использовать дело Тимошенко для влияния на Украину имеется. И я не думаю, что Юлию Владимировну будут сильно жалеть. Нет, логика у них примерно такова: ты Юля, посиди, потому что надо так. Если выживешь – будешь когда-то президентом. А не выживешь – так не выживешь. Россияне не сентиментальны.
- А чего таким образом Путин может добиваться?
- Блокирования европейского вектора Украины. Оно уже состоялось, по сути. Одновременно россияне загоняют нас в ступор по экономике. И у нас не останется тогда другого выхода, кроме как пойти на очередные уступки, причем - очень серьезные. Например, принять специальные условия вступления в Таможенный союз. То есть – уже не те, которые были раньше. Вы заметили, что требований, чтобы мы в Таможенный союз вступали, стало заметно меньше? Потому что те условия, которые нам раньше предлагались, Россию уже не интересуют. Они считают, что в той ситуации, когда Украина в глубокой яме оказалась (чтобы не сказать что-то по анатомии), можно взять и больше.
- И что это больше может быть?
- В принципе что-то подобное тому, что делается сейчас в Беларуси. Полное выведение из-под государственного влияния и полная приватизация российским капиталом всего ценного, что есть в стране. Полностью всего. Это - первое. Второе – возможность россиян самостоятельно, минуя украинское государство, отбирать бизнес у наших олигархов.
Но те, кто мечтают, что далее произойдет возобновление Советского Союза, когда не только окраины центру, но и центр окраинам что-то дает, немного разочаруются. Потому что Путин не мечтает возродить СССР. У него на уме экономическая экспансия.
- То есть, сделать нас колонией, откуда все выкачивают?
- Да, сырьевой колонией.
- Какую роль Тимошенко может сыграть в дальнейшем развитии этих событий?
- Она уже сыграла свою роль. Больше она уже ничего сделать не может. Правда, у Тимошенко есть определенный инстинкт самосохранения. Януковича она уже добила, но ей и самой нужно спасаться.
Агентурная работа оппозиции
- Если посмотреть сегодня на действия Тимошенко и ее команды – с одной стороны, Путина и его команды – с другой, усматриваете ли вы какие-то смычки?
- Я назову лишь одну смычку, а вы ее оценивайте. Существует Европейская энергетическая хартия. Украина к этому соглашению присоединилась. Хартия запрещает существование монополиста на энергетическом рынке. Есть обязательства Европы включиться в модернизацию украинской ГТС. Но Европейская энергетическая хартия для них - закон. Они не могут давать нам деньги, если на нашем рынке работает монополист в лице НАК «Нафтогаз». Кредитование со стороны ЕС предполагает разделение «Нафтогаза» на отдельные части. И это - жесткое требование.
В то же время, есть интересы России. Которую все меньше интересует наша труба – потому что с нее толку мало, но очень интересует добыча газа на шельфе Черного моря, интересует вопрос, будет или не будет у нас СПГ-терминал (терминал сжиженного природного газа – прим. ред.), и их очень интересует, чтобы мы никогда не добывали у себя сланцевый газ. Все подобные вопросы находятся в ведении цельного «Нафтогаза». Россия даже не скрывала, что была категорически против принятия закона, который разрушал монополизм НАК «Нафтогаз».
Что произошло при одобрении документа в парламенте? Внесен был правительственный законопроект. Как всегда, наше правительство предусмотрело некоторые «лазейки» - чтобы можно было «немножко стырить». Для того, чтобы было трудно «немножко стырить», появился альтернативный законопроект нашеукраинца Юрия Кармазина. Я перечитал внимательно оба законопроекта, и могу сказать, что кармазинский – абсолютно нормальный. Спикер Литвин заявил, что они готовы голосовать за разработанный Кармазинным нормативный акт. Потому, видать, что их Европа прижала. А бютовцы бросились блокировать трибуну, кричать: «Не пустим! Пусть будет все, как есть!»
У меня есть некоторые контакты в российской Госдуме. Мне сказали, что это делалось по прямому согласованию. В интересах России фракция «БЮТ-Батькивщина» пыталась сорвать принятие закона, которого требовала Европа. Я думаю, что в качестве вознаграждения было обещано, что Россия заступится за Тимошенко.
То есть – этот механизм реально работает. Не понимая, что они делают, бютовцы играют свою роль в российской игре.
- Как же они могут не понимать? Взрослые люди, многие из них – опытные политики…
- Вы спросите у любого из них, в курсе ли они, что в этом законе написано. Депутат Павловский и другие выступали с заявлениями – мол, этот закон даст возможность украсть ГТС и т.п. Но там такого и близко нет! Там четко написано, что все остается в государственной собственности. Это агентурная работа, очень умелая. Как ни грустно.
Так что, с чего начал, тем и закончу: у нас дурной парадокс: тот, кто хочет в Евросоюз, настолько хочет жить за евразийскими принципами, что делает все, чтобы в этот Евросоюз мы не попали. А та, которая в принципе могла бы быть приемлемой для ЕС – в силу своего поведения, каких-то имиджевых моментов, на самом деле слишком сильно завязана на российский вектор.
В бараке ее разорвут на части
- Какой сейчас самый лучший выход для власти?
– Дать Тимошенко выбраться в Германию. И пусть она там маргинализируется так, как она маргинализировалсь год назад. Когда уже все считали, когда Тимошенко опустится за критическую отметку рейтинга в 10 %. И когда она начнет дискутировать не с Яценюком, - о том, кто главный в оппозиции, а с Ляшко.
- Ваше впечатление – она сама хочет в Германию ехать, или нет?
- Я думаю, она уже поняла, что персональной прямой защиты от Путина может и не быть. И что ей может стать не просто больно, но смертельно больно. Она же в женской колонии! Вы себе представьте, какая там ненависть?! Когда они не имеют вообще никакого медобслуживания, когда они там гниют - эти женщины, а она капризничает! Телевизор они смотрят – а им еще специально показывают, – глядите, как она живет, и что себе позволяет!
Юристы, которые работают с кем-то из заключенных в Качановке, рассказывали мне, что в отношении Тимошенко там царит ужасная злоба. «Пускай она, с-ка, только попадет к нам сюда в общий барак!» - говорят осужденные женщины. Ее могут просто разорвать.
Акцентирую – это не мужская колония. В мужской колонии существуют правила. Там администрация имеет влияние на паханов, через них зеками можно управлять. В мужской страшнее, когда администрация дает указание «мочить». Но если администрация дает указание «не мочить» – его трогать не будут. Могут не разговаривать, руки не подадут, но не тронут. А в женской колонии такого быть не может. Там нет «паханата». Есть лишь неуправляемая антипатия сокамерниц, и это – самое страшное, что может быть на «зоне».
Судьба Украины – в гарантовых руках
- Каков ваш прогноз развития ситуации в Украине в связи с делом Тимошенко?
- Посмотрим, как пойдут дела с моим законопроектом. Я, честно говоря, не думал, что он будет принят в качестве базового. Если его проголосуют, то можно надеяться, что власть выбрала путь компромисса с Западом. А дальше дословно читаем, что говорит Ангела Меркель. Она сказала хорошую торговую фразу: «Ребята, отправляйте ее лечиться в Германию, и тогда я - как ключевой в Евросоюзе человек, обещаю, что задействую все возможные механизмы, чтобы было подписано соглашение об Ассоциации». Да, ратификация соглашения в парламентах европейских стран до 2015 года не реальна. Но даже сама подпись под ним кое-что значит. В учредительных документах ЕС есть одна статья, которая дает право Еврокомиссии вводить в действие отдельные нормы подобного соглашения еще до ратификации. То есть, Зона свободной торговли, или определенные нюансы политической части могут заработать в ближайшее время.
- Выходит, президенту стоит дать команду, и ситуация радикально изменится?
- Дать команду, осознав, что в Германии на свободе Тимошенко для него куда менее опасна, чем в Украине в тюрьме.