Ольга Гук: газета будущего - это микс принта и телевидения
Последние месяцы ежедневная газета "Сегодня" находится в центре внимания как журналистского сообщества, так и читателей издания, ее оппонентов. Во многом это связано с ощутимыми изменениями медиа-рынка: появляются новые печатные издания, происходят слияния-поглощения на ТВ. Особый же интерес к "Сегодня" нынче проявляется и по причине запуска нового проекта Игорем Гужвой, экс-главредом "Сегодня". После того, как в его команду перешли несколько журналистов, дотоле работавших в "Сегодня", в информационном пространстве появились фейковые новости вроде "Из газеты "Сегодня" массово уходят журналисты", а также намеки на то, что из-за кадровых изменений редакция "Сегодня" не сможет долго сохранять свои лидирующие позиции.
О том, что на самом деле происходит в газете "Сегодня", испытывает ли коллектив проблемы в связи с уходом журналистов и обновлением кадрового состава, на какие проекты намерена редакция делать ставку, чтобы оставаться на плаву и в дальнейшем, "Обозревателю" в эксклюзивном интервью рассказала главный редактор газеты "Сегодня" Ольга Гук.
- Начнем с темы, которую все в мире медиа с удовольствием либо с сожалением пересказывают друг другу: Гужва кадрово обескровил "Сегодня", забрав к себе в проект всех, кроме Бузины и отдела спорта. Как обстоит дело по вашей версии?
- Цель запущенной утки о 52 якобы ушедших журналистах я прекрасно понимаю, с фактом появления неправдивой информации уже разбираются наши юристы. Кстати, после этого сообщения нам за сутки прислали огромное количество резюме. К сожалению или к счастью, но у нас практически нет вакансий!
Вообще же ситуация проста. Мне кажется, это был 2007 год, уже после прихода Игоря Гужвы в главные редакторы "Сегодня", - основатель издания Олег Ныпадымка открыл свой проект – "Новую газету". Туда ушло много людей из "Сегодня". Скажем, я оставалась единственным в тот момент заместителем главного редактора. Было сложно, работали без выходных, но читатель, думаю, не ощутил какие-то перемены.
В феврале этого года Игорь сообщил, что заходит в Украину с проектом, под который нашел деньги. Часть журналистов "Сегодня" решила уйти, часть отказалась. Газета "Сегодня" всегда была кузницей кадров, так что нам не привыкать. Те, кто хотят работать со мной, с нашей командой, кто видит себя именно в "Сегодня" - газете-лидере, - те даже не рассматривали возможность перехода в какой-то другой проект.
Страшилка о 52 журналистах, конечно, адресована в первую очередь рекламодателям, чтобы убедить их уйти из мощного проекта, которым является газета "Сегодня". Но думаю, красноречивее всего о том, что газета по-прежнему впереди по влиянию, охвату аудитории, качеству контента, говорит тот факт, что никто из читателей не заметил никаких негативных перемен.
- Сколько человек ушло на самом деле?
- Из киевской редакции в новый проект перешли порядка 15 журналистов. Практически все эти позиции в газете уже давно заняты. Также ушла часть журналистов и редакторов из наших филиалов, однако мы достаточно быстро сформировали команды в своих региональных офисах. С обновлением коллектива пришли люди со свежим восприятием, идеями. Так что рассматриваем ситуацию с положительной стороны.
Газета "Сегодня" для многих стала домом, семьей, так что, конечно же, переманить даже баснословными суммами наших людей очень непросто. Многие журналисты хотят работать у нас. Ребята на собеседованиях говорят: "Мы знаем, что у вас надо много трудиться, график ненормированный, очень поздние дед-лайны, но, говорят, у вас творческая атмосфера, мы хотим работать тут! Мы сможем быть полезны тем-то и тем-то".
- Какие именно потери оказались наиболее ощутимы? Какие люди пришли к вам вместо ушедших? Отражается ли это на качественной подготовке газеты к выпуску, ведь каждый день вы готовите два номера – всеукраинский и киевский?
- Каждый день мы выпускаем, помимо национального и киевского, еще и локальные номера. Редакции и собкоры у нас есть в Одессе, Харькове, Донецке, Крыму, Днепропетровске и Львове. На счет потерь: каждый человек, с которым мы работали вместе, это ощутимая потеря. Но наша команда вся в сборе, она бодра, весела и, как всегда, полна азарта.
- Говорят, Гужва предлагает более высокие, чем в "Сегодня", зарплаты. Не означает ли это, что на те деньги, которые может предложить "Сегодня", приходится нанимать менее профессиональных журналистов? Вообще, насколько сложно сейчас найти хорошего журналиста, с учетом того, что нынешней весной открываются новые печатные издания и кадры нужны всем?
- Профессионалы сегодня – нарасхват, это правда. И дело не в зарплатах. В газете "Сегодня" абсолютно рыночные зарплаты, причем "белые". Мы берем на работу профессионалов, обладающих лидерскими качествами, железными нервами и чувством юмора. Я очень берегу атмосферу дружеского неформального общения, в которой рождаются интересные идеи. Поскольку график у нас сложный – порой заканчиваем трудиться в полночь, - очень важно создать такой общий настрой, чтобы людям хотелось ехать на работу не только за деньгами.
- Сохранились ли нормальные отношения с теми, кто ушел? Общаетесь ли вы с Гужвой и каков градус этого общения?
- Со всеми ребятами ровные хорошие отношения. Мы проработали с некоторыми по 5-7 лет бок о бок. У нас не принято ругать тех, кто ушел. В свое время часть коллектива уходила по разным причинам. Сегодня некоторые из них вернулись, чему я очень рада. Я в "Сегодня" - 13 лет из 15, которые она существует. Пришла сразу после университета в Отдел новостей, и в 22 года возглавила его. В 24 в мое подчинение включили отдел политики, объединив его с новостями. В 26 я стала заместителем главного редактора, а потом – первым замом. Став главным редактором, я не забываю, что самое основное – это команда, с которой тебе хочется работать, сворачивать горы, не спать ночами и создавать вместе продукт, которым можешь гордиться.
- Еще одно громкое относительно недавнее кадровое решение - это назначение Вадима Денисенко директором по контенту. Насколько он проявил себя в этой должности?
- Вадим Денисенко внес свой вклад в развитие холдинга, сформулировав определенные предложения по ряду стратегических вопросов для компании. На сегодняшний день у Вадима изменились жизненные планы и он ушел по собственному желанию.
- Кадровый кризис на медиа-рынке - это еще и хороший повод изменить не только персональный состав кадров, но и структуру редакции, и концепцию ее работы. Что делается в этом направлении? Есть ли конкретные планы?
- Есть не только планы, но и четкая стратегия того, как будет развиваться издание. Сегодня мы занимаем ведущие позиции, но, безусловно, думаем о переменах, которые ждут принт. Мы смотрим в сторону новых технологий и новых медиа-площадок: в 2012 году мы запустили iPad-журнал "Мой уикенд", который выпускаем каждую пятницу силами части редакции газеты "Сегодня" – журналистов и дизайнеров. Это абсолютно уникальный журнал досуга, разработанный именно для планшетов.
Основная ошибка многих СМИ, берущихся за digital-медиа, в том, что они делают практически копии печатных изданий, не могут отвлечься от привычек, шаблонов, стереотипов. Планшетный носитель, планшетное СМИ - это совершенно другой мир. Мы стараемся избегать этих ошибок.
"Мой уикенд" стартовал в августе прошлого года. И он уже получил своих рекламодателей, что вообще уникально для рынка! Обычно рекламодатели если и идут в IPad-продукты, то в имеющие принтовый тираж. Они как бы получают довесок в виде iPad-рекламы, в пакете, "за компанию".
У нас воплощения в бумаге нет: "Мой уикенд" существует только в цифровом виде. Но благодаря интеллектуальному полезному контенту и, соответственно, интересу у читателей, рекламодатели пришли в наш продукт. Так что у нас в редакции развитие происходит не только в рамках газеты и сайта.
Что касается принта, то в этом году читателей газеты "Сегодня" ждет еще больше приятных перемен, чем в прошлом. Самые оперативные, актуальные новости и интервью по прежнему будут, но помимо этого мы добавим больше рубрик, дающих возможность почитать, так сказать, "крупную форму". Это будет микс журнального формата с ежедневкой.
Отдел спецкоров готовит не только эксклюзивные расследования, но и уникальный проект "Детективное чтиво" - это будет качественная документалистика, основанная на реальных уголовных делах, спрятанных в архивах. Сегодня этим увлечен Запад, но у нас журналисты не очень любят внимательно работать с документами, сопоставлять цифры, выуживая сенсации.
У нас появился новый проект "Закулисье телекухни" - наш корреспондент участвует в кастингах самых популярных программ и телешоу, пишет репортажи о том, что остается за кадром. Также мы запустили новый проект "Дети из нашего детства" - разыскиваем звезд, блеснувших когда-то, выясняем, как складывается их жизнь, берем интервью у человека, спустя 20-30 лет после славы.
Вообще, мы уже не первый год стараемся сместить акценты с шоу-бизнеса на кино, театр, книги - берем интервью у писателей, режиссеров, актеров старой школы. В задачах на этот год: переформатировать Афишу, сделав ее более авторской, а значит более полезной. Сегодня каждый может легко узнать, кто и где дает концерт, какие выставки открываются, но важно получить ориентиры, на что стоит потратить свое время. Именно таким советчиком и станет наша Афиша.
Также читатели получат полноценный Телегид, и еще больше полос в рубрике "Здоровье". Ждет читателей и сюрприз в наших пятничных выпусках. Не буду раскрывать все карты, скажу лишь, что, купив газету, в уикенд можно будет достаточно много времени провести с "Сегодня".
- Что ждет "Сегодня" завтра? Как вы видите украинский медиа-рынок и каково место "Сегодня" в нем? На что вы будете делать ставку, чтобы не только удержать имеющиеся позиции, но и идти дальше?
- Если под "завтра" подразумевать не 2014, а, скажем, 2017 год, то к этому времени я вижу качественные перемены, прежде всего, касающиеся журналистских компетенций. Сейчас очень важно давать новые знания печатным журналистам. Приобщать их к активной работе на сайте, выпуску iPad-журнала.
Безусловно, принт будет постепенно переходить в "цифру". Но если до появления планшетов можно было говорить только о двух вариантах будущего для репортеров: либо "круглосуточной журналистике", воплощением которой являются новостные сайты, либо о блогосфере, то сегодня мы снова говорим о том, что будем выпускать газеты и журналы, только на планшетах или других похожих носителях.
В общем, я сторонница той мысли, что газеты не умрут никогда. Читателю, на мой взгляд, всегда будет очевидна полезность газеты. Помимо значительно большего к ней доверия, это еще и ее законченность, завершенность, итоговость. Хорошая газета бережет читательское время, давая на блюдечке картину дня. Репортеры уже очень скоро будут владеть навыками и дизайнера, и режиссера. Газета будущего – это микс принта и телевидения.
Если говорить о ближайшем будущем газеты "Сегодня", то я вижу его в развитии интереса к печатной прессе у молодежи и удержании читателей 35+. Это можно сделать, только постоянно удивляя аудиторию. Скажем, мы начали смешивать принт и возможности смартфонов: предлагаем, прочитав статью в газете, отсканировать QR-код и оставить комментарий на сайте или ответить на наш опрос. Есть и другие технологии, которые тоже сейчас у нас в разработке. В общем, будет интересно.
Но кроме стремления к тому, чтобы читатель говорил: "Ух ты! Как классно они придумали! Вы видели, что сделала "Сегодня"!", я хочу подчеркнуть, что мы намерены и дальше соблюдать стандарты журналистики: давать читателю незаангажированную информацию и максимальный спектр комментариев всех сторон того или иного события, конфликта, проблемы. Этого никто не отменял и никакие технологии не заменят профессионализма и доверия читателей.
- С учетом того, что конкуренция на медиа-рынке усиливается, какие печатные издания и сайты вы сегодня считаете основными конкурентами "Сегодня" в Украине? И на что вы намерены делать ставку, чтобы конкуренты и в дальнейшем, как говорится, "пасли задних"?
- Сегодня главный конкурент любой газеты – это телевидение. Множество раз я уже слышала от своих коллег фразу, что выиграть конкуренцию у "телеков" принт не может, что газете бесполезно пытаться опередить ТВ. Но у нас периодически получается, слава Богу. Часто после выхода статей, журналистам "Сегодня" звонят разные телеканалы и просят телефоны героев, - это тоже показатель качества труда наших ребят.
- Как собственник издания влияет на информационную политику "Сегодня"?
- Собственник не влияет на информационную политику. Я думаю, это прекрасно видно по контенту.
- Приходится ли выслушивать от сторонников оппозиции упреки в "провластности"?
- Упреки, правда, довольно редкие, но порой звучат с обоих сторон. Оппозиционно настроенный читатель, например, недавно писал нам, почему мы до сих пор не взяли интервью у Ирины Фарион. Мы готовы! Но эпатажная "свободовка" избегает русскоязычные издания. Если согласится – мы только за! А сторонники властей порой пишут: "Зачем вы даете постоянно слово "оранжевым"? Но у нас четкие стандарты работы: мы не отстаиваем чью-то одну точку зрения или одну позицию – мы даем весь спектр мнений сторон плюс комментарии независимых экспертов.