УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Коломойский наградил Стогния за патриотизм

Коломойский наградил Стогния за патриотизм

В современных условиях ведения войны слово ценится дороже патронов. Игнорировать пропагандистский аспект Украина больше не может. Группа "1+1 Медиа" выступила с инициативой снять с телеэфира сериалы и фильмы, "которые прославляют мощь вооруженных сил России". "Обозреватель" попросили известного журналиста и продюсера Константина Стогния прокомментировать инициативу коллег.

Видео дня

Извините, но никак не могу избавиться от привычки видеть во всем какой-то подвох. "Прославление мощи вооруженных сил России" мне кажется слишком широкой трактовкой. Под нее всё что угодно можно "подогнать", начиная с тематики Второй Мировой, заканчивая экранизацией Булгаковского "Бега" и "Дней Турбиных". Там Советская Россия побеждает, а белое движение проигрывает. А словосочетание "Великая Отечественная" вообще нужно запретить?

Передергивать, наверное, не стоит, но опасения в смысле цензуры имеют место быть. Само по себе заявление - признак того, что появилась цензура. А для свободы слова и для бизнеса это не очень хорошо. СМИ вообще, и телевидение, в частности – это бизнес. Схема проста: чтобы телеканал заработал на рекламе, необходимо привлечь зрителя. Для этого нужно произвести или купить продукт поинтересней. Так называемый "рейтинговый". Телеканалы планируют свой эфир на год вперед, закупают фильмы, создают собственные проекты. Фильмы нужно закупать минимум за несколько месяцев до показа, чтобы было время анонсировать, прорекламировать. Отказ от русскоязычных сериалов, за которые уже уплачены деньги – дорогое "удовольствие": нужно найти замену, снова потратиться. Большие убытки.

Я так и представляю себе комментарии на тему убытков телеканалов. Самое мягкое будет: "Так им и надо, продажным зажравшимся сволочам"…

Наверное, будет и такое "мнение". Слушая политические дебаты и просто склоки и скандалы, я обнаружил, что на двух крайних полюсах мнений находятся люди-близнецы. Не в генетическом смысле, а по жизненной позиции. Ни один из них не был на Майдане. Самые ярые "борцы" даже из квартиры не выходили ни для защиты Януковича, ни для его свержения. Этим людям никогда ничего не понравится, так что нет смысла тратить на них свои нервы. Люди разумные понимают, что бизнес, и телевизионный в том числе, это рабочие места, зарплата для сотен и тысяч. И сегодня, когда страна на грани коллапса и каждая копейка дается с трудом, телевизионщики будут сопротивляться.

Даже в ущерб национальным интересам?

В "ущерб" никто не будет: тележурналисты как раз показали себя настоящими патриотами: сотни раненых, есть погибшие и искалеченные. Оператору наших "Надзвичайних Новин" пуля попала в глаз во время съемок. Так что с журналистами и их мотивами проблем нет. Есть трудность с "национальными интересами" - их невозможно точно описать и сформулировать. Всегда есть пространство для субъективности и злоупотреблений. Но давайте не будем углубляться и сместим ракурс. Сегодня идет война. В первую очередь, информационная. И в ней мы сталкиваемся с той же проблемой, что и при ведении боевых действий: государству больше двадцати лет, а своего "информационного продукта" почти нет. Уберите российские фильмы на военную тематику, и максимум что сможете показать об украинской армии - документальный фильм о том, как коррупционеры распродавали военное имущество. Некоторые из них сегодня как раз во власти "крутятся". Выйдет очень патриотично…

Ну, давайте не будем об армии. Покажем о милиции украинской сериалы. Разве у нас нет сериалов?

Хороший вопрос. Все двадцать лет существования нашего государства отношение к милиции с каждым годом становилось все хуже. При этом никто не хотел видеть хорошее в её работе. И, соответственно, никто даже и не думал на эту тему что-то снимать. В 2010-2011-м году мы сняли четырехсерийный фильм "Картина мелом". Очень хотелось показать героизм, патриотизм. Сюжеты в каждой серии основаны на реальных событиях. Показали на ICTV в 2011-м. Я выступил в качестве продюсера. При этом, повел себя не как бизнесмен – не захотел адаптировать под российский рынок. Мне россияне тогда сказали: "Сделай детективный сериал с русским сыщиком-консультантом и получишь показ на российских каналах". Я отказался. Понятное дело, некоторые "особо патриотичные граждане" меня критиковали за попытку обелить "негодяев в погонах". И мне кажется, именно эти люди с осени до февраля кричали ""Разогнать ментов к чертовой матери!"". А после февраля "Куда смотрит милиция!?". Сегодня оказалось, что мой фильм чуть ли не единственный патриотичный фильм об украинской милиции.

У людей достаточно поводов не любить милицию. Вот Вы и попали под горячую руку…

Нам пора перестать видеть мир черно-белым. В разных странах полиции могут доверять больше или меньше, но нигде ее не любят. Один немецкий полицейский мне как-то сказал: "Мой главный личный критерий работы – не стыдится видеть себя в зеркале". На остальное не обращаю внимание, потому что нас нигде не любят". Еще бы! С немецкого слово "Gewalt" переводится не только как "Власть", но и как "Насилие". Кому понравятся люди, которые не дают делать то, что хочется и иногда заставляют делать то, что не хочется?

Тогда пожелаю Вам, чтобы отказ от демонстрации российских фильмов привел к тому, что телеканалы начнут умолять продать им сериал "Картина мелом". Будем считать, что господин Коломойский, сам того не зная, наградил Константина Стогния за патриотизм!

Пусть бы лучше семьи погибших и раненых украинских военнослужащих получили компенсации и квартиры. И очень хочется вернуть мир на украинскую землю. Но, спасибо за хорошее пожелание.

Спасибо за интервью и Ваше время