Героические страницы Голодомора
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
23 ноября вот уже в 15-й раз в независимой Украине будет отмечаться на государственном уровне память о Голодоморе. Самой страшной трагедии украинского народа в 20 веке – сравнимой разве что с кошмаром "Руины", 30-летним периодом междоусобиц на Правобережье после смерти великого гетмана Богдана Хмельницкого.
Вообще, как это ни печально – но жизнь что отдельного человека, что народа или государства редко состоит из радостных событий. Реально же приходится не только наслаждаться плодами побед и свершений – но и испытывать горечь поражений.
Проблема заключается в другом – как описывать, воспринимать мрачные страницы своей истории, чтобы даже они не вгоняли сознание людей в уныние, апатию и откровенно "пораженческие" настроения. А вместо этого будили в них жажду борьбы, только и дающую возможность искренне сказать душам павших: "Спите спокойно – ошибка не повторится".
После прочтения статей, обсуждений на форумах и социальных сетях, может сложиться впечатление, что основным поведением людей в охваченных голодом регионах было исключительно эгоистичное равнодушие, местами – готовность сохранить свою жизнь любой ценой, даже людоедства, и, конечно же – тотальное смирение перед лицом своих палачей. Которые, во всяком случае, "внизу" были представлены теми же украинцами – только служившими Компартии. Да, факты на этот счет вызывают и жалость к жертвам, и ненависть к их мучителям. Но вот с примерами для подражания как-то не складывается. А без этого воспитание национального духа получает от широкой пропаганды вышеупомянутого рода не слишком большую помощь.
Голодомор: торжество жестокости – но и триумф человечности
Так неужели же в 1932-33 годах в Украине во время голода не было ничего, чем мы могли бы гордиться? Было – только такие поступки хоть и описываются в литературе, систематизируются в научных трудах, часть их даже отмечена государственными наградами, но пользуются они куда меньшим вниманием общественности. Думается, сделать попытку сломать эту порочную традицию было бы очень полезным в годовщину давней трагедии.
Вот скромный подвиг Тихона Лисака, жителя села Демкивцы Чемеровецкого района Хмельницкой области. С точки зрения обычной логики, что должен делать глава семьи, отец четырех детей, когда наступает голод. Правильно, всеми правдами и неправдами попытаться добыть пищу и спасти своих родных. Тихон выносил скудные пожитки на рынке, выменивая на них низкосортную гречневую "подкрупянку". Но драгоценная пища шла не только жене и детям – селянин готовил кашу и носил ее соседям, Ивану Пацюрку, его супруге Наталье и трем их детям. Все они настолько опухли от голода, что уже не могли самостоятельно передвигаться. И благодаря бескорыстной помощи уже умирающие люди выжили…
Учительница Полина Федоровна Лляная вместе с коллегой Дариной Сергеевной, чью фамилию история не сохранила, делились своим скудным пайком с семьей Онисима Грека, где воспитывалось трое детей - и тем самым спасли их от голодной смерти.
А вот отец Никита Березовский, священник с. Борсуки Балтского района Одесской области всей своей жизнью выполнил Божью заповедь: "Нет больше той любви на свете, как если кто положит жизнь свою за други своя". Где-где, но в сельском храме, особенно во время массы смертей батюшка имел хоть какие-то пожертвования на панихиды – и мог не беспокоиться за собственный желудок. Но о. Никита все собранное отдавал страдающим от голода людям. А в итоге и он, и его жена с дочкой сами умерли от голода в 1933 году…
Чудеса милосердия проявляли и дети. Уроженке села Большая Лепетиха на Херсонщине Наташа Очериднык было всего 12 лет, когда у нее умерли от голода родители – и она, вместе с бабушкой, решили бежать в более благополучные регионы, спасая жизнь. На одной из станций беглецам подкинули девочку в пеленках. Бабушка и внучка окружили младенца заботой и лаской, а когда старушка умерла, Наташа, сама еще ребенок, смогла воспитать и поставить на ноги юную Танечку. Позже они обе вернулись в Украину.
Две девушки, Франя Папуша и Мотря Пиндюр из селе Плоское на Одесщине спасли от голодной смерти соседского мальчика, делясь с ним своим мизерным пайком, получаемым на работе в колхозе.
А сколько историй о том, как председатели колхозов, кладовщики, главы сельсоветов, директора школ помогали односельчанам выжить – прямо нарушая приказы центральной власти о тотальной сдаче на элеваторы всех запасов собранного хлеба, организовывая столовые в колхозах и школах, даже подвоз продовольствия на дом тем, кто уже не мог двигаться от голода. Объединяет все эти эпизоды одно – большинству из таких скромных героев пришлось, в лучшем случае, расстаться с партбилетом и "попасть на карандаш" в местном ОГПУ. А многие отправились в Гулаг даже не ожидая массовых репрессий 37 года.
С множеством таких историй подробно можно ознакомиться на сайте Центра исследований освободительного движения.
Было ли вооруженное сопротивление Голодомору?
Не выдерживает критики и еще один из расхожих мифов о Голодоморе – относительно того, что украинцы вели себя исключительно, как овцы на заклании. Спору нет – развитый карательный аппарат к тому времени в значительной степени подавил любые протесты против большевистской власти и ее политики. Но отнюдь не полностью. Не будем ссылаться на процессы над "врагами народа", больше частью сфальсифицированными "чекистами" ради того, чтобы самим не "попасть под раздачу" за невыполнения спускаемых из Москвы "разнарядок" на количество разоблаченных шпионов и антисоветчиков.
Но вот куда более серьезный документ - докладная записка ОГПУ тов. Косиору, на тот момент Генеральному Секретарю ЦК КПУ. То есть местному "фюреру" со всеми вытекающими. Можно не сомневаться, что факты там изложены самые точные – в противном случае, составителям записки не позавидуешь. Тем более, что и составлялась она "не для прессы", а под грифом "совершенно секретно".
Вот только некоторые отрывки из данного доклада.
"По данным на 10.XII. 1932 года
Печенежский район. 8.XII. в с. Печенеги выстрелом через окно убит уполномоченный по хлебозаготовкам, кандидат партии Тищенко (Харьковская обл.).
Песчанский район. В ночь на 3.XII. в селе Батрацком выстрелом из обреза через окно убит предсельсовета Гуменный; в его кармане обнаружено анонимное заявление в адрес сельсовета о том что местный крестьянин, зажиточный середняк Асавулов имеет наган и что он вёл переговоры с какой-то бандой об убийстве Гуменного, за что предлагал 100 рублей.
Асавулов арестован; устанавливается, что он поддерживал связь со скрывающимися на территории Песчанского и Крыжопольского районов беглыми кулаками Дидуком и Зайкой. Ведётся следствие.
Махновский район. В селе Жежелево 2.XII. убит председатель сельсовета. На место для расследования выехал спецработник ГПУ.
Тепликский район. В селе Б.-Мочулка за время с 22 по 28.XI. имели место 3 активных антисоветских проявления. 22.XI. группой беглых кулаков, возглавляемой кулаком Гичко, убит милиционер Тюх, возвращавшийся в раймилицию после сопровождения арестованных.
В ночь на 25.XI. было совершено покушение на убийство зампредколхоза им. 8-го марта, кандидата партии Помайбо (Винницкая область).
Переяславский район. В ночь на 2.XII. в селе Девички убит член сельсовета Андрияш, принимавший активное участие в работе по хлебозаготовкам. По подозрению в убийстве задержан один середняк. Ведётся следствие."
А вот пример уже не сколько мести за бесчеловечную политику обрекающую на голодную смерть, а непосредственного сопротивления при проведении последней.
"Лысянский район. 3.XII. в 4 часа ночи убит председатель Яблоневского сельсовета Андрощук, комсомолец, при следующих обстоятельствах:
Андрощук, руководя бригадой по хлебозаготовкам в составе активистов Шульги и Онуприенко, явился к зажиточному середняку, единоличнику Левченко для производства обыска и изъятия сокрытого хлеба.
В момент обыска Левченко по указанию Андрощука стал копать яму, где был спрятан хлеб, а активисты Шульга и Онуприенко в это время производили обыск во дворе и на чердаке.
Этим воспользовался Левченко и нанёс Андрощуку смертельный удар лопатой по голове. Шульгу, спускавшегося с чердака, Левченко ударил ручкой от лопаты, но тот выхватил лопату и бросился бежать на улицу вместе с Онуприенко, которого стала избивать жена Левченко. Следом за ними погнался Левченко, но их не настиг.
Когда эти бригадиры возвратились на место происшествия, в доме никого не было, вырытая яма была зарыта. Труп Андрощука обнаружен в 25 шагах от дома Левченко, а последний найден в саду повесившимся на дереве. В яме, которую в момент убийства копал Левченко, обнаружено 14 пудов ржи.
Затонский район. В селе Н.-Нетечинском 2.XII. середняк-единоличник Непийвода зашёл в помещение сельсовета и, набросившись с топором на уполномоченного РПК Фигиля, нанёс ему тяжелые ранения. Задержанный присутствовавшими в сельсовете активистами, Непийвода заявил: "Я пришёл в сельсовет с целью изрубить вас всех за то, что у меня забрали хлеб". Непийвода арестован. Ведется следствие. (Винницкая область)."
Эти и другие факты изложены по книге "Голодомор 1932-1933 років в Україні. Документи і матеріали. – К., 2002. – С. 556."
В заключении хочется сказать следующее. Конечно, прошлое не изменишь – оно уже навсегда стало частью истории. Но можно (а часто и нужно) изменить восприятие истории, делать их нее правильные выводы. И тогда даже самая страшная трагедия, помимо закономерной жалости и скорби по ее жертвам, не заставит опускаться в бессилии и депрессии руки тех, кто живет сейчас. Тех, ради которых и отдали жизнь наши предки.