УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На донецких кладбищах делают "заготовки" для боевиков "ДНР"

6,5 т.
На донецких кладбищах делают 'заготовки' для боевиков 'ДНР'

Похоронить человека в Донецке стало дороже и проблематичнее – не все кладбища открыты, не все службы работают как раньше. Да и денег на это грустное мероприятие требуется теперь больше. Сегодня.ua узнала, как провожают в последний путь усопших в столице Донбасса.

Видео дня

"Если начнется обстрел – гроб не бросим"

В КП "Ритуальная служба города Донецка" нам рассказали, что в городе действуют все кладбища, кроме двух – Застанционного (более известного в народе как "15-е кладбище" в Куйбышевском районе, и Иверское в Киевском, расположенное непосредственно возле аэропорта. "На всех кладбищах идет обычная работа, с учетом, конечно текущей ситуации в городе – обстрелов, – сообщили в коммунальном предприятии. – Два кладбища закрыты, тяжелая ситуация на Грабарях и Щегловке, хотя Щеголовское кладбище работает, причем на него даже увеличилась нагрузка".

Читайте: "Киборг" из донецкого аэропорта рассказал, как ему пришлось воевать в одних трусах

Коммунальщики говорят, что своих расценок в связи с боевыми действиями в городе не меняли. Копка могилы так и стоит 720 гривен, если ускоренно, то подороже. "Гроб сейчас можно и за 100 гривен приобрести, – говорят продавцы ритуальной атрибутики, убравшие в подвалы роскошные "колыбели для вечной жизни" и сделавшие ставку на продажу недорогих гробов и всех необходимых для траура вещей. – Можно купить все и не потратить больше 500 гривен".

Читайте: Горловчанин о ДНРовцах: они здесь шикуют, эдакие "короли жизни" с шестью классами образования

Дончанам сейчас не до шика, большинство из них не знает, что делать, если в семье или по соседству умер человек. Как и в мирное время, принцип тот же: сначала звонок на 102 или в скорую помощь. Представители силовых структур фиксируют смерть лица и отправляют в морг на вскрытие. Скорая помощь приезжает, если человек умер от болезни и у него остались подтверждающие заболевание документы.

Читайте: Жизнь в тылу боевиков: террористы в Краснодоне занимаются рэкетом и грозятся "переломать колени"

"Тело прадедушки отправили в морг, там судмедэксперт подвел нас к представителям ритуальных услуг, которые сразу сказали, какие кладбища закрыты, какие открыты и спросили, где будем хоронить. Мы узнали, что, например, в Макеевке открыто только кладбище "Лесное", а "Карла Маркса" закрыто, – поведала дончанка Лариса Губенко. – Смотритель кладбища попросил похоронить прадедушку по возможности до 12 часов дня, вроде бы до этого времени обстрелы меньше, но сказал, что если вдруг начнется прямо во время церемонии пальба – то никто гроб не бросит и не убежит, доведут дело до конца. Мы отдали копачам 150 гривен, кроме официальных платежей, все прошло быстро и, слава Богу, тихо".

Дончане помогают друг другу в тяжелый момент жизни, попутно подсчитывая траты. "У нас в доме были похороны соседа – умер от сердечного приступа, не пережив очередного обстрела. Мы помогали в организации похорон, конечно, – рассказала жительница области Татьяна Левчук. – Оказалось, что есть проблема с моргом. Работников там не хватает – все кто мог уехали, несколько человек осталась, они просто не успевают все сделать. Очереди дикие, но за денежку можно продвинуться. Родные покойного соседа были пятидесятые, а за 100 гривен стали пятые. Вообще, основные траты были за организацию катафалка, который привез бы тело из морга домой, и услуги собственно морга, который за то, чтобы обмыть и одеть покойного берет, я считаю, большие деньги – соседи отдали около 400 гривен".

"На кладбище у всех одна глубина"

На одном из макеевских кладбищ можно встретить несколько десятков свежих могил. Примерно четверть из них – безымянные. "Хороним бойцов "ДНР" практически каждый день. Нам просто звонят и ставят перед фактом, что нужно столько-то могил, в такое то время привезут, – говорит местный смотритель кладбища. – Работать жутко. Бывает, что привозят гробы, а тела уже давно "потекли". Запах ужасный, работаем только в перчатках. Очень много безымянных бойцов привозят, мы их хороним просто под номерами, которые указаны на гробах. Потом уже через морги по этим самым номерам родственники находят могилы своих близких. Жутко, конечно, все это. Но здесь на кладбище неважно, кто и на какой стороне воевал, да и воевал ли вообще. Здесь у всех одна глубина".

Рядом со свежими могилами – еще около десятка выкопанных ям. "Это "заготовка", – объясняет смотритель кладбища. – Мы никогда не знаем, какое количество бойцов нам придется хоронить, а гробы же под открытым небом не бросишь, потому что рабочий день закончился. Да и кто нам даст – голову потом снесут. Нас вообще мало кто о чем спрашивает, да и мы от греха подальше лишних вопросов не задаем".