Пять лет назад умер Семен Фарада - великий комик с грустными глазами
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Комику трудно быть негодяем
Почему-то мне в последнее время достаются даты смерти различных хороших людей. Семен Фарада, которого я не знал лично, почему-то представляется мне именно хорошим человеком. История, конечно, знала примеры, когда актеры были негодяями в жизни, но процент комедийных актеров в этой статистике ничтожно мал. Наверное, потому, что комедийные роли, если и не избавляют от комплексов, по крайне мере, позволяют к ним относиться спокойней. Это в голливудских фантазиях появляется какой-нибудь клоун-убийца или Пьеро-растлитель. Однако, есть нюанс – и клоун и Пьеро работают под маской или толстым слоем грима (что, по сути, одно и то же), это позволяет скрыть истинное лицо и настоящие эмоции. А у актера как раз все на лице, поэтому, чтобы негодяю постоянно играть положительного героя, надо быть поистине великим актером. Впрочем, меня куда-то не туда заносит, о других мы как-то и не пишем!
Единственный еврей на курсе
Родился он, как многие прочие актеры, под другим именем - Семен Львович Фердман. Случилась эта неприятность с ним 31 декабря, как раз в канун нового 1933-го года, в семье выходцев с Украины, из Новоргад-Волынского Житомирской области. Отучившись в Москве и создав крепкую еврейскую семью, Лев Соломонович Фердман и Ида Давыдовна Шуман поселились в поселке Никольское, который два-три десятилетия спустя, стал вполне себе столицей. Вот как раз в Никольском и увидел свет будущий комик – Семен Фарада. Правда, до актерской славы ему было еще ой как далеко, да и вообще, ее вполне могло не случиться, так как сама судьба (в лице родителей) активно противилась такому выбору профессии. Дело в том, что Семен очень хорошо учился в школе, окончив ее с золотой медалью, к тому же играл в футбол и проявил несомненные актерские способности в школьном драм-кружке. Видимо, актерство и лицедейство его манило уже тогда, однако родители, что называется, уперлись рогом. Отец – Лев Соломонович – был офицером, по этому, по его мнению, сын офицера должен был продолжать династию и отправляться в военное училище. Семен, как послушный еврейский мальчик, отправился сдаваться в будущие офицеры бронетанковых войск, но его не взяли по причине высокого кровяного давления. Даже тогда вопрос о театральном ВУЗе был закрыт, Сема-медалист поступил в МВТУ имени Баумана, сдав экзамены и обнаружив, что он единственный поступивший еврей на курсе.
В армию можно, в училище - нет
Добросовестный Сеня Фердман постигал профессию инженера-механика по котельным установкам, но к четвертому курсу его настигла советская армия. Что интересно, допустить к экзаменам в бронетанковое училище медицинская комиссия Семена не смогла, зато забрать на четыре года служить в Балтийский флот – легко! Таким цинизмом эта организация, кстати, отличалась все годы советской власти, история знает массу подобных примеров. Однако, Семен сумел обернуть годы службы себе на пользу – участвовал в драматическом коллективе Дома Офицеров Балтийского флота и возглавлял его же эстрадную группу. Кто знает, стал бы Фердман-Фарада актером, не попади он в армию? Налаживал и конструировал бы свои котельные установки и был бы нормальным советским "инженером на сотню рублей".
Дембель клоуна Сени
Вернувшись на "гражданку", Фердман доучился и семь лет честно отработал инженером по пресловутым котельным установкам, однако бросить сцену было уже не в его силах, параллельно он занимался в эстрадно-театральной студии МГУ на Моховой. Позже,в какой-то момент, он все-таки попал на работу в Москонцерт и даже стал дипломантом конкурса эстрадных артистов. Несмотря на все это, актерскому мастерству в профессиональном понимании он так нигде и не учился. Популярность же пришла к Семену неожиданно, когда, уже в сорокалетнем возрасте, он попал на телевидение в детскую передачу "АБВГейка", на роль грустного клоуна Сени. Дети Фараду полюбили, потом к ним присоединились их родители. Короче, это была настоящая народная любовь и всесоюзная слава.
Как Фердман стал Фарадой
Фарадой, кстати, Семен стал, снимаясь в кино. Первый его киноопыт прошел незамеченным, еще в 1967-м в фильме "Каникулы в каменном веке". А вот во время съемок второго фильма на студии "Таджикфильм" с замысловатым названием "Вперед, гвардейцы!", режиссер решил, что настоящий гвардеец-пионервожатый, которого играл Фердман, не может успешно функционировать под столь неблагозвучной фамилией. Так Фердман в один миг стал Фарадой. Сначала в титрах, а потом "по жизни", поменяв паспорт и все личные документы. Так что в артистах эстрады Москонцерта Семен уже значился, как Фарада.
Из телеклоунов – на Таганку
И вот тут судьба совершила невероятный финт. В 1972-м Семена Фараду, фактически, непрофессионального актера, приглашает в Театр на Таганке сам Юрий Любимов. Наверное, для Фарады это было, как рядовому КГБисту пострелять из пистолета Дзержинского. Но факт остается фактом – Фарада начал вполне успешно работать в театре, сыграв там массу выигрышных ролей. Кроме того, в 1975-м случилось еще одно важное событие в его жизни, Семен встречает главную любовь своей жизни. Мария Полицеймако тоже работает в Театре на Таганке, правда, в отличие от начинающего Фарады, она является уже вполне матерой звездой сцены. Кроме того, оба отягощены браками. Однако, как вы понимаете, для настоящей любви и брак не помеха, Фарада и Полицеймако поженились, а в 76-м у них родился сын, Михаил, сегодня тоже актер, которого мы знаем по массе фильмов, в том числе, "День радио", "День выборов", "Три полуграции".
Без кино - никак
Но мы-то знаем, чтобы актер стал по-настоящему всенародно любимым, театра мало, без кино не обойтись. Кино не заставило себя ждать – откровенно комедийная фактура Семена Фарады привлекла к нему внимание маститых режиссеров, в частности - Эльдара Рязанова. Роль в киноленте "Гараж" стала настоящим звездным часом Фарады, за ней последовали ленты Марка Захарова – "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт" и "Убить дракона" и, конечно, "Формула любви" – еще одна ярчайшая роль подручного графа Калиостро – Маргадона. Колоритный гость с Юга в "Чародеях, ковбой в "Человеке с бульвара Капуцинов" – роли Фарады, как правило, второго плана, даже эпизодические, но от этого они не становятся менее яркими. Знаете, в главной роли и дурак прославится – его, можно сказать, просто толкают к славе, а вот, когда звездой становится актер второго плана, это уже говорит о многом. Короче, Семен Фарада стал звездой абсолютно заслуженно и честно, правда, для актера довольно поздно – когда ему уже было глубоко за сорок.
Болезнь и ее финал
Так или иначе, здоровье Семена Фарады начало давать сбои в 1988-м. Сердце уже не желало нормально работать и все заканчивается операцией по установке искусственного сердечного клапана. Более чем десятилетнее относительное благополучие завершается обширным инсультом, который Фарада перенес в 2000-м, получив потрясение после смерти своего друга – Григория Горина. Инсульт был настолько сильным, что повлек за собой нарушения речи и координации. Актер был вынужден заново учиться ходить и говорить. Работу в кино и на сцене, естественно, пришлось оставить. Здоровье Семена Львовича так и не восстановилось. Перелом шейки бедра, три операции, связанные с ним, затем второй инсульт, в результате – долгие годы болезни, во время которых за Фарадой ухаживали жена и сын. Период тяжелой болезни продолжался ни много ни мало – девять лет. Двадцатого августа 2009-го, в возрасте 75 лет, Семен Фарада умер в госпитале Вишневского от сердечно-сосудистой недостаточности, развившейся в результате перенесенных инсультов. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Актер должен оставаться в расцвете
Наверное, зритель не должен видеть любимых актеров больными и немощными, даже не должен знать, как они закончили свой земной путь. Пусть лучше остаются в памяти полными сил и иронии, яркими и едкими – мастерами, короче, актер, запечатленный на пленке в свои лучшие моменты, таким быть и должен. Кстати, Семен Львович Фарада, быть может, как раз потому, что начал сниматься в более, чем зрелом возрасте, на экране выглядит все время примерно в одной поре.- моложавым мужчиной средних лет. И это хорошо – таким мы его помним и любим. Кстати, за более чем тридцатилетнюю карьеру актера, Фарада снялся в ста тридцати фильмах, а когда я посмотрел их список, оказалось, что видел я не более тридцати, так как основное количество пришлось на первую половину 90-х, когда российское кино было в "большом долгу", а фильмы, снятые в то время, шедеврами не назовешь с никакой натяжкой. Понятно, что Семен Фарада вынужден был в них сниматься, чтобы поддерживать форму и уровень жизни, однако, полагаю, что как он мог и должен был бы еще удивить нас и обрадовать новыми ролями. Что ж, такова судьба, и так все вышло не худшим образом.