Призрак коммунизма в оккупированном Донецке: спред вместо масла и последняя колбаса
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Донецк накрыл продовольственный ажиотаж. Пока еще на прилавках местных магазинов можно найти необходимый для выживания набор продуктов, однако, по словам продавцов, на складах уже буквально скребут по сусекам.
Сегодня.ua прошлась по донецким магазинам и посмотрела, что сегодня и за сколько можно купить в шахтерской столице.
Сообщается, что мясо-молочный магазин в центре Донецка больше похож на музей – много красивых экспонатов в витринах, немногочисленные посетители любуются, но не покупают.
Сообщается, что из-за дефицита цены стремительно ушли вверх, обогнав даже столичные. Сливочное масло – 92 гривны килограмм, почти "двадцатка" за 200-граммовый брусок.
"Слишком дорого, – вздыхает пожилая покупательница. – Я лучше спред возьму, 40 гривен за кило. Нам нем и жарить можно, и на хлеб его намазывать. Уж лучше это, чем ничего".
Спред очень похож на масло, хотя, по сути, является маргарином, смесью растительных и молочных жиров. На хлеб мажется даже лучше масла.
Но донетчане уже подзабыли эту реликвию из 90-х – спред тогда назывался "легкое масло" и был в диковинку.
К слову, на прилавках магазинов до войны уже давно спреда не было, дончане покупали натуральное масло. Увы, оно сейчас "кусается", как сливочное, так и подсолнечное. "Отдать 44 гривны за бутылку постного масла у меня рука не поднимается, – говорит донетчанка Юлия Вернер, отмечая, что в некоторых магазинах цена него и вовсе взлетела до 50. – Можно добавить двадцатку и купить такую же бутылку оливкового, его много, потому что никто не берет".
В молочном отделе уныние – местного молока нет, а пакетированное, длительного хранения, по 15 гривен за 950-граммовый пакет берут немногие. Есть кефир и ряженка, а вот творога нет.
Издание сообщает, что сыры зашкаливают ценами, но на них и не смотрят – без сыра прожить можно, а вот, к примеру, без мяса – сложнее. Да и платить за кило швейцарского 104 гривны не с руки нынче жителям Донецка.
С мясом в донецких магазинах туго, чтобы найти свинину или говядину придется прогуляться по нескольким торговым точкам. Цены уже "танцуют" у отметки в 100 гривен за кило, потроха или срезку на гуляш найти уже нереально, пишет издание.
Есть несколько сортов и видов колбас – от 60 гривен и выше. Возле кольца кровянки, уложенной в витрине-холодильнике стоит задумчиво мужчина средних лет. Полсотни гривен за небольшое колечко кровяной его явно смущают, в нем борются аппетит и экономность.
На выходе замечаем, что экономность победила, мужчина взял грамм 300 "варенки". По словам продавцов, все колбасы на витрине – последние.
"Как только будут распроданы последние остатки – на витрине узоры нарисуем, чтобы не пусто казалось", – иронично говорит коллеге пожилая продавщица.
"Или лозунг напишем "Экономика должна быть экономной!", – подхватывает иронию другая.
"В воздухе чувствуется тяжелое дыхание призрака коммунизма", – встревает в разговор покупатель.
Журналисты посетили также небольшой супермаркет ближе к окраине Донецка. Тут представлены основные группы товаров, но заметно, что продавцы проявили всю свою смекалку, чтобы замаскировать, к примеру, почти полное отсутствие фруктов.
Во всех ящиках – красиво уложенные яблоки от 30 гривен и выше за килограмм. В отдельном ковшике – лимоны за 80, а в некоторых магазинах уже почти все 100!
Ноу-хау магазина – несколько долек апельсина, уложенные на закатанные в пленку лотки. Цена приятная, до десяти гривен. Под пленкой – примерно половинка подвявшего апельсина.
Хоть так распродать бы – видимо, считают продавцы. Экзотических фруктов нет и в помине, нет даже обычных мандарин, отсутствует зелень как таковая.
Зато под ярким витринным светильником сияет красным боком болгарский перец с ценником "110 грн/кг". Столько же стоит и килограмм чеснока. Покупатели шарахаются от него с ужасом.
"Где это видано, картошка по 8-10 гривен, дожили! – не сдерживается пенсионерка у ящиков с овощами и чуть не плачет. – Морковь 14, лук 8… капуста – 10 гривен! Это что же творится!" Рядом помидоры – красивые, румяные помидоры по 77 гривен. Женщина туда даже не смотрит, а спрашивает у всех: "Это что же это получается: на сто гривен набрать овощей надо, чтобы кастрюлю постного борща сварить?!" Мы прикидываем – 100 не 100, а 50-60 как минимум. Пенсионерка охает. Нам неловко. А таких как эта пожилая женщина, оставшихся без средств к существованию после прекращения выплат, в Донецке тысячи.
В отделе бакалеи два покупателя, набирают из мешков гречку на развес. Кило гречки из мешка – 20 гривен, в фабричной упаковке – 23. Рядом с гречкой – почти пустые мешки с остатками риса, пшена, ячки. На нижней полке витрины – соль, не сказать, что в достатке, но есть. Правда, упаковок с морской солью больше, чем с обычной. По десятке за пачку. А ведь совсем недавно стоили около трех гривен.
В одном из трех магазинов был найден сахар. По 32 гривны за килограмм. Из-за дефицита цена на него за пару недель выросла почти в три раза! Впрочем, яйца тоже не веселят – 24-26 гривен десяток, поэтому немногочисленные покупатели берут по пять штучек.
Чего много так это кондитерки. Конфеты, шоколад, печенье – все есть и даже не страшно дорого. Но редкий покупатель возьмет с полки шоколадку, предпочитая потратить 15 гривен, например, на упаковку отечественного сока.
"Забирайте сок, больше не будет, – говорит продавщица этого отдела. – Больше не привезем, будем питьевой водой в бутылях торговать, ее у нас много. Или алкоголь берите. Его у нас тоже много, никто почти не берет". Мы присматриваемся – самая дешевая бутылка коньяка стоит больше 150 гривен.
Во время поездки по городу выяснилась еще одна неприятная вещь – в Донецке почти не осталось бензина. Проехав мимо пяти скучающих без топлива АЗС в центральных районах, мы нашли работающую заправку уже ближе к восточной окраине города. Литр бензина А-92 обошелся нам в 32 гривны, рядом грустный автовладелец кормил своего "железного коня" 95-м бензином по 38 гривен/литр.
"Пока нашел, где есть бензин – выкатал больше, чем заправил", – пожаловался водитель. Не хватает бензина и городскому транспорту – на дорогах резко сократилось количество автобусов и маршруток.