Воин АТО побеждает Путина: о новых колядках в Украине
Киевляне Богдан и Елена Полищук – театральные художники, издатели независимых театральных журналов "Коза" и "Шалені козюльки", а еще – известные в Киеве колядники, чьи колядки можно услышать даже на улице или в метро.
Богдан Полищук рассказал "Обозревателю" о том, чем отличаются колядки от щедровок, какие колядки и вертепы нынче в моде и из чего можно смастерить костюм для Козы.
Далее от первого лица.
У нас с друзьями традиция – компанией человек десять мы каждый год колядуем и щедруем, приходим к знакомым, друзьям и родным. А поскольку от дома к дому ездим общественным транспортом, то бывает, поем и в маршрутках, метро или троллейбусах.
Я с юга Украины, но уже лет 10 живу в Киеве – приехал учиться в Академии искусств и остался тут после окончания. Жена – киевлянка. Мы оба интересуемся народными обычаями. Еще в студенческие годы решили улучшить себе праздник, чтобы не просто сидеть за столом, а активно развлекаться и других развлекать. Собрали друзей, почитали книги, выучили какое-то количество колядок и щедровок, сделали костюмы и пошли.
Читайте: Как отпраздновать католическое Рождество
Тексты колядок и щедровок можно найти где угодно – от детских песенников, которые есть в любом магазине, до серьезных этнографических изданий о традициях вертепа, коляды, маланки, козы. На Youtube полно записей колядок в самом разном исполнении – от поп-звезд до сельских бабушек.
В нашей компании все люди творческие, в основном художники, журналисты, искусствоведы. На баяне играет Иван Любиш-Кирдей, его основная профессия – оператор. Мы не ученые-этнографы, не музыканты, как ребята из замечательных групп "Божичи", "Древо", "Курбасы" и других. Наш принцип - не звать в компанию профессионалов, потому что у нас нет цели идеально спеть, устроить концерт. Мы просто придерживаемся народных ритуалов и традиций. Ведь в селе все пели, как могли, главное – процесс и символ.
Традиционно в селах костюмы персонажей рождественского вертепа и новогодней Козы мастерят из всего, что под руку подвернется и что не жаль: старые кожухи, рваная обувь, полотенца и пр. Мы поступаем так же. Каждый год, месяца за два до праздников, собираемся компанией, обсуждаем, кто будет изображать какого персонажа, ищем у себя дома "сырье" для костюмов и что-то шьем, дополняем или переделываем прошлогоднее. Можно, конечно, взять напрокат, но нам-то важно, чтобы сам процесс подготовки был интересным – ради этого все и задумывалось. Вместе репетируем колядки, пьем чай и обсуждаем, к кому нагрянем в гости в этом году.
В украинских колядках есть две основные традиции: христианский вертеп с церковным рождественским сюжетом и языческие переберии, то есть, грубо говоря, "переодевание", карнавал. Герои Козы и Маланки – это силы природы, духи, демоны, животные; сущность переберий – перевоплощение, трансформация.
На Рождество мы колядуем, прославляя рождение Иисуса, а в Щедрый вечер (канун Нового года по старому стилю) – щедруем, желаем хозяевам достатка в новом году. Сюжеты представлений соответствующие: на Рождество – библейская история младенца Иисуса, на Старый Новый год водим Козу.
В Козе основные персонажи – сама Коза, Дед - хозяин Козы, который ее ведет (и, например, пытается продать хозяину дома), а остальные персонажи могут меняться: от абстрактных образов и животных до Тетки, Лекаря, Шамана и т.д. Обычно роль Козы играет парень – это и есть момент переберии, переодевания, когда меняются женские и мужские роли.
Козу приводят в дом, она умирает, потом что-то происходит, и коза оживает, все счастливы. Как этот сюжет обыграть – дело каждого персонажа. Каждый год можно по-новому. Вообще мы нередко позволяем себе вносить коррективы, смешивать разные ритуалы, потому что нам так веселее и удобнее.
Читайте: Как празднуют Новый год в экзотических странах
Классический состав вертепа (Мария, Иосиф, Иисус, волхвы) может пополняться героями: царь Ирод, убийца младенцев; Смерть, которая забирает Ирода, и Черт, который ей помогает; Ангелы, спасающие Иисуса... Кроме того, есть и "земные", комические персонажи: солдаты, лекари, цари, казаки и т.п.
Сюжет может быть и актуальным. Сейчас модно делать "звездные" вертепы, в которых играют известные люди, а также политические сатирические вертепы. В роли Зла часто выступает Путин – например, он заменяет Ирода, а побеждает Путина казак - воин АТО. Это естественное развитие народных сюжетов, потому традиции и живы, что постоянно трансформируются с учетом реалий сегодняшнего дня. Мы политические вертепы не делаем. Но деньги, заработанные на колядках, в последние годы отдаем в АТО.
На улицах и в транспорте люди обычно реагируют на наши колядки позитивно, передают деньги, сладости, мандарины, подпевают, хлопают. Хотя это еще от района города зависит: в центре все более открытые, а на Оболони или Троещине до сих пор удивляются немного. Хотя должен сказать, что в последние годы ситуация изменилась – ватаг колядников стало намного больше, люди постепенно привыкают. Это и до Майдана происходило, украинские традиции становились более популярными; и на самом Майдане было много ватаг. Люди смотрели, слушали, потом ехали домой и уже не так удивлялись в следующем году при виде колядников, а может, и сами начинали колядовать.
Негативный момент был только однажды: несколько лет назад нас не пустили поколядовать в пространство "Часопис". В основном мы приходим к знакомым по предварительной договоренности, но иногда просто зазывают в кафе или магазин, когда мы проходим мимо. Правда, в "Часопис" решили зайти сами, но нас не пустили. А это, между прочим, плохая примета для хозяев. Колядников нельзя не пускать, если они просятся, это приносит несчастья. Старый предрассудок, но ведь и сама традиция тоже древняя, так что тут уж либо веришь, либо нет. Я – верю, иначе не колядовал бы.
Все фото - страница Богдана Полищука в Facebook.