Никаких политических интересов других стран УПЦ МП не обслуживает
"Украинская православная церковь – независимая и самостоятельная в управлении", - протоиерей Георгий (Коваленко)
17 августа состоялась церемония интронизации нового главы Украинской православной церкви Московского патриархата – митрополита Онуфрия. Накануне Архиерейского собора, избравшего его, было опубликовано "духовное завещание" покойного митрополита Владимира. В нем Блаженнейший перечислил желаемые качества своего преемника, а также обозначил основные задачи для нового главы церкви.
Несмотря на то, что митрополит Онуфрий уже несколько месяцев выполнял обязанности местоблюстителя, до последнего времени он оставался непубличной и малоизвестной фигурой. Тем не менее, сразу после избрания нового главу УПЦ МП начали обвинять в "промосковскости" и непатриотичности.
Сразу после церемонии интронизации "Обозреватель" пригласил в пресс-центр главу Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП, протоиерея Георгия (Коваленко). Отец Георгий ответил на множество вопросов о новом предстоятеле и его задачах в контексте "духовного завещания" митрополита Владимира.
-В "духовном завещании" митрополит Владимир обнародовал определенные пожелания в отношении качеств своего преемника. Насколько митрополит Онуфрий соответствует им?
-Блаженнейший митрополит Владимир был человеком церкви и всю свою жизнь служил церкви. И вновь избранный предстоятель УПЦ блаженнейший митрополит Онуфрий – человек церкви и всю жизнь служит церкви.
С 1990 года он был епископом Черновцов, фактически прослужил всю свою жизнь на одном месте. Он из семьи священника. Таким образом, можно сказать, что церковь избрала церковность, церковь избрала пост и молитву. Я думаю, что для всех верующих людей этот выбор объединяющий, потому что церковь получила в предстоятели человека, который является образцом монашеской жизни, и человека, который любит богослужение, любит молитву. Человека, который имеет и духовный, и житейский опыт.
Надеюсь, что все мы вместе будем помогать вновь избранному предстоятелю в несении его креста. Потому что избрание предстоятелем – это не победа в олимпийских соревнованиях, это не восхождение на Олимп – в условиях, сложившихся в стране, это настоящее восхождение на Голгофу. Потому что именно жертвенного служения требует сегодняшний день.
-Как вы можете прокомментировать обвинения в "промосковскости" митрополита Онуфрия?
-Человек родился в Черновцах и последние 24 года нес послушание черновицкого епископа. Какая тут связь с Москвой?
Этот человек при первом подходе к прессе сказал: "Я не политик, я не разбираюсь в политике". Владыка Онуфрий максимально избегает политических комментариев. Он человек верующий, человек, который любит служение и молитву.
-Действительно, сегодня мы стремимся избегать политики. Но так складываются обстоятельства, что мы должны как-то реагировать на происходящее и давать ему оценку. Например, в отношении военной агрессии России. Вы считаете, что новый предстоятель УПЦ не будет вообще касаться этих тем?
-Почему не будет? Сразу же после избрания было письмо к святейшему патриарху и к Владимиру Путину. Мало кто заметил, что в Постановлении Собора епископов УПЦ дается оценка происходящему. "Сегодня на территории Украины продолжаются военные действия. Каждый день мы слышим о жертвах как среди украинских военных, так и среди мирного населения Донецкой и Луганской областей. Призываем всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его и искать пути мирного разрешения конфликта".
То есть позиция УПЦ – это позиция церкви народа Украины. Как граждане Украины мы осознаем и свой гражданский долг, и должны сделать все, чтобы в нашей стране был восстановлен мир.
-УПЦ считает то, что произошло с Крымом, аннексией или чем-то законным?
-Как граждане Украины мы думаем о ситуации с Крымом так же, как думает наше правительство, как думает вся мировая общественность. Крым – территория Украины, он должен быть возвращен в состав украинского государства. В этой ситуации мы рады тому, что епархии УПЦ сегодня остаются в Крыму, и остаются в подчинении Киевской митрополии.
-В "духовном завещании" упоминается также и термин "этнофилитизм". Действительно ли церковь не имеет права быть украинской?
-Церковь должна быть украинской, потому что мы украинцы. Но украинское в нас не должно превосходить православное или христианское. Сначала я христианин, потом – православный, потом – украинец.
Если иерархически все правильно построено, то Украинская православная церковь – это церковь народа Украины, которая объединяет людей независимо от их политических взглядов. В том числе объединяет тех граждан Украины, которые не являются этническими украинцами.
"Этнофилитизм" - это ересь, осужденная еще греческой церковью, где как раз национальное ставилось выше, чем церковное.
Мы должны быть патриотами своего народа, своего государства, своего города и даже своего дома. Но это не должно превышать в нас любовь к Богу. Одно другому не мешает, мы должны найти гармонию. Церковь не приносит разделения – мы должны жить гармонично, мы должны учиться жить в любви.
-В "духовном завещании" митрополита Владимира говорится о преодолении разделения церкви. В последнем решении Собора также говорится о желании преодоления разделения. Тем не менее, ни одного заседания совместной комиссии, созданной несколько месяцев назад, не произошло.
-Комиссия была создана отдельно в УПЦ КП. Для того, чтобы проводить совместные заседания, нужно определиться с позицией. Мы все-таки были в ситуации болезни блаженнейшего митрополита Владимира и по объективным причинам комиссия работала во внутреннем режиме. Но возглавляет ее архиепископ Луганский, а вы знаете, какая ситуация сейчас на востоке, поэтому есть и объективные причины.
У нас есть решение Собора о преодолении раскола. "Мы снова и снова подчеркиваем, что преодоление раскола должно происходить исключительно на основе церковных канонов и без вмешательства в этот процесс политических факторов. Преодоление церковных разделений в Украине – завещание, которые оставил нам блаженнейший митрополит Владимир, и мы должны это завещание выполнить". Вот позиция УПЦ.
Мы ожидаем окончательной формулировки нашей позиции. Но позиция наша останется неизменной в одном: это должно быть не внешнее объединение, не объединение с точки зрения политической целесообразности, а объединение вокруг Христа. К сожалению, последние заявления Киевского патриархата свидетельствуют о заполитизированности их позиции.
Надеемся, что первая эмоциональная реакция пройдет, и мы приступим к диалогу, который будет происходить в соответствии с церковными традициями и в духе христианской любви и уважения друг к другу.
Мы готовы раскрыть объятия. Но то, что мы сейчас слышим, не свидетельствует о том, что к нам открыты объятия.
-На протяжении последних 20 лет, после активной фазы, когда были захваты приходов, на сегодняшний день количество переходов – в пределах статистической погрешности. Даже можно говорить, что их меньше, чем 5 лет назад.
Эти переходы происходят в одну и в другую сторону. Наихудший вариант – это когда приходы делятся пополам и на уровне поселка, города или одной общины возникает разделение. Оно возникает тогда, когда предлагается такой псевдо-юридический вариант – давайте соберем 10 человек, они подадут заявку. Эти 10 человек, которые, возможно, и в храм не ходили, уже начинают претендовать на имущество и начинается конфликт внутри прихода.
Я считаю, что это никак не способствует диалогу.
Вообще, речь идет об одном приходе на Ривненщине. И я знаю о двух священниках, которые вообще без прихода. О чем мы говорим? Какая это тенденция?
Я лично общался с епископом в Ривненской области. Он сказал, что там не обошлось без вмешательства депутата местного совета. Он приложил юридические усилия, и церковь не пошла путем разжигания конфликта, а путем диалога.
***
То, что лично меня беспокоит и оскорбляет – никто не хочет видеть, каким ты есть на самом деле. Тебе нарисовали роль в политическом или геополитическом контексте, и все спорят с твоим виртуальным образом, созданным без твоего участия. Все-таки давайте прислушиваться друг к другу, давайте возвращаться в реальность, давайте искать ответы на вопросы.
48 из 74 епископов избрали предстоятелем владыку Онуфрия. Сразу же после избрания мы увидели, что вся церковь, все духовенство, прихожане приняли это решение положительно. Это решение приняла вся православная мировая общественность. Давайте опираться на это единство и восстанавливать его в том числе и в обществе.
Никаких политических интересов других стран церковь не обслуживает. Связь с Московским патриархатом – исключительно каноническая. Вспоминание патриарха Кирилла во время богослужения не делает его руководителем и не делает нас каким-то образом административно включенными в его структуру. Украинская православная церковь – независимая и самостоятельная в управлении. Кстати, это во время своего первого подхода к прессе заявил и новый предстоятель. Мы должны отстраивать тот статус, те возможности, которые у нас есть.
Все вопросы относительно церковно-государственных отношений, относительно внутренней жизни Украинской православной церкви решаются исключительно УПЦ, ее предстоятелем, синодом, Собором епископов. На сегодняшний день говорить о каких-то внешних вмешательствах – это просто фэнтези.