УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"95 Квартал" скатывается в "петросянщину" - автор "Рагу.ли"

90,7 т.
Татьяна Микитенко, \'Рагу.ли\'

Вот уже который год представители украинской богемы чувствуют на себе взгляд "всевидящего критика". И стоит артисту, политику или другой знаменитости допустить оплошность, как это сразу становится достоянием общественности. Наряду с этим автор портала и популярного Facebook-паблика "Рагу.ли" Татьяна Микитенко подчеркивает, что пишет в первую очередь о мышлении и адекватности.    

Видео дня

В свежем интервью автор острых ироничных комментариев относительно актуальных событий в стране рассказала о проекте, объяснила значение слова "рагули" и указала, кто и почему может возглавить соответствующий пьедестал. Как меняется Украина после событий на Майдане, кто стремится в Европу, а кто тянет украинцев ко дну. Эти и другие темы в беседе на "Обозревателе".

- Тятьяна, вас как автора паблика знают немногие. Пожалуй, даже его подписчики. Еще меньше, думаю, знают, что же было до "Рагулей"?

- Ой, до "Рагулей" было много всего. Я планировала делать карьеру, нечто среднее между юристом и лингвистом. Получила филологическое образование и юридическое, так как на втором курсе поняла, что словом не заработаешь. Теперь-то я понимаю, что заработаешь прекрасно (смеется). Проучилась и начала делать какую-то очень неубедительную офисную карьеру. Делала ее почти семь лет, а затем в какой-то момент поняла, что мне это не приносит удовольствия, и я решила категорически все изменить. Это и был момент, когда я придумала "Рагули".

У меня была стрессовая работа и они появились, как антидот этому: я приходила после работы и начинала просто писать, чтобы разгрузить себя. Позже я поняла, что мне не хочется работать в офисе, не хочется юридической карьеры и я вообще пошла в дауншифтинг. Начала зарабатывать мало денег, но решила, что я лучше последую сердцу. Кажется, я сделала правильный выбор. Сегодня я не разделяю работу - не работу, оно как-то перетекает из одного в другое. Это мой стиль жизни.

"Рагули" были определенным раздражителем. Я видела, что фактически никто не относится критически к тому, что происходит в нашем светском пространстве, но с другой стороны я начала писать и увидела какую-то реакцию, мне еще и оставляли отзывы положительные. Это еще и было определенное испытание для меня, потому что я смотрела на все эти ресурсы, за которым стоят команда, деньги и видела, насколько плохой, на мой взгляд, результат. Мне хотелось доказать, что один человек может сделать продукт, который будет читабельным.

- Если говорить о названии. Слово "рагули", его как будто все знают, но интересно, как вы его понимаете, и почему именно оно стало вашим названием?

- В тот период я очень часто употребляла это слово. Я не думала о нем, когда начинала проект, просто время от времени жлобов, людей, с таким агрессивной безвкусицей, называла "ну ты и рагуль". А название для проекта я придумала минут за десять, нужен был домен, который пишется и читается одинаково, без всяких "com.ua".

Мне иногда говорят, что это слово, которым нас называют восточные украинцы. Но, насколько я знаю, это слово вообще с западной Украины происходит.

- Рагули в политике и культуре. Они одинаковые? Что у них общего?

- Да конечно. У них очень много общего. Первая из основных - это отсутствие самоиронии, слишком серьезное отношение к себе. Сейчас скажу нецензурно, это люди с очень сложными е*алами. У них у всех все очень сложно.

Читайте: "Позицию запечатлела ": лидер ONUKA прокомментировала скандал из-за песни в российском фильме

Если говорить о политике, о государственном аппарате, то для меня типичные рагули - это те, кого всегда можно найти на каких-то отчетах, на заседании Кабмина. Они безэмоциональные, с пустыми взглядами. То говорят, то о чем-то отчитываются, но в этом нет никакого смысла. Они привыкли отвечать, как отличники в школе: "Мы много всего сделали, "надои" растут...". При этом человек не очень понимает, что он делает и у него нет желания, чтобы это заработало. Это типичный представитель.

Ну и, конечно, в шоу-бизнесе это люди, которые активно лепят себе пьедесталы из кала. Им не с чего его слепить, вот они и лепят из го*на. Вылезают на них, а потом обижаются, что ты это констатируешь.

Мне иногда говорят: "Зачем ты это пишешь, надо, чтоб в жизни все было прекрасно, надо отмечать только прекрасное, видеть только хорошее...". Хорошо, я это понимаю. Но если людей не учить критически мыслить и называть вещи своими именами, то они превратятся в овощей. Все мы можем быть критикуемыми.

- То есть "Рагули" со временем переросли из стеба и развлечений в определенного рода благую миссию?

- В принципе, они сразу такими были. Первые посты рассказывали об одежде, но потом я поняла, что одежда - это такое себе проявление "рагульства". И я начала писать о каких-то мероприятиях, которые можно было не организовывать, о книгах, написанных непутевым языком, о художниках придворных, которые рисуют Пшонку в золоте или выкладывают из янтаря Порошенко. Ну это же дикость абсолютная.

Поэтому я пишу обо всем: о политике и культуре, и о социальных каких-то явлениях, о благотворительности, которая на самом деле не благотворительность. У нас любят такой вечер организовать, собрать 60 000 гривен, а на организацию этого вечера и каждого, кто туда пришел - гораздо больше. Когда бабы приходят, тратят 5000 гривен, а при этом на них надето 10 000 долларов. Ну это же смешно. Не позорьтесь, не идите туда. Или хотя бы не называйте это "благотворительностью".

- В ваших комментариях много уместной иронии. Откуда вдохновение, умение шутить и шутить удачно?

- Мне кажется, что это частично воспитание, частично определенный опыт. Я вообще люблю сатирические произведения, много читаю Марк Твен, Ярослав Гашек, Карел Чапек, Павел Глазовой, Остап Вишня, Всеволод Нестайко - он нас воспитал. И у папы очень хорошее чувство юмора, я с детства впитывала это. Просто еще поняла, что к жизни и ко всему относиться гиперсерьеозно - это очень большая ошибка. Не жизнь, а мука будет. И юмор очень много смысла придает жизни. Любая история может быть положительной.

Меня когда-то ограбили. Я была в юбке с подъюбником, а сама юбка была прозрачная. Из-за того, что я бежала за грабителем подъюбник задрался. Захожу тогда еще в милицию, а они говорят: "О, новенькую привели". Я говорю: "Я не новенькая, я пострадавшая". А они мне: "Да вы все тут пострадавшие". Я понимала, что меня ограбили, но потом я больше рассказывала именно эту историю. Так перекрываются какие-то негативные аспекты, эти ситуации переживаются с легкостью.

Вы знаете, я иногда вижу людей, у которых нет чувства юмора вообще. Меня такие люди очень сильно пугают. Я не могу сказать, что они плохие, у меня есть знакомый, он замечательный человек, но он меня пугает просто своим отсутствием чувства юмора. С другой стороны, оно у нас у всех разное.

- Что вы думаете о сегодняшнем юморе в Украине? Возьмем популярные шоу, телевизор...

- "95 Квартал" у меня вызывает... Хотела сказать "анальные боли", но, думаю, не подойдет. Правда, не знаю, как по-другому передать это ощущение, потому что меня очень оскорбляют их шутки об Украине. Возможно, их можно было бы не так трактовать, но они позволяют себе слишком много. Плюс, мне кажется, что у них такой юмор… (задумалась). Он скатывается в "петросянщину". Он не очень адекватен. Это "Аншлаг" с Региной Дубовицкой. Или вот у нас не пустили недавно Елену Воробей.

Я когда видела ее по телевизору, у меня сразу начиналась... Не знаю, вибрация всех волосков на моем теле, и продолжалась до того момента, пока я не переключала. Это страшное зрелище. И почему люди считают, что это смешно?

На самом деле травить надо не Елену Воробей, а тех людей, которые организовывают у нас такие концерты. Зачем вообще это привозить? Людей, которые готовы есть дерьмо, у нас, в принципе, много, но когда я этот юмор вижу, мне больно. Больно из-за того, что это кому-то нравится, что от этого кому-то смешно.

- "Рагули" и цензура. Есть ли она вообще в вашей работе, есть ли темы, которые в не затрагиваете?

- Я стараюсь обходить тему детей, детские снимки не возьму. Только если это какая-то порнографизация ребенка, то я это показываю и прошу не делать так с детьми. А у нас это сейчас очень часто.

Читайте: Я ему скажу при встрече: Фагот попытался оправдать Дорна

Выросло целое поколение мам с надутыми губами, надутыми сиськами, кроме своей внешности они больше ничего капитализировать не могут и тому же учат своих детей. И я вижу сейчас десятилетних девочек, которые уже себя представляют с "дакфейсами". И меня это немного напрягает. Мы вырастили поколение, которое несет в качестве своей визитной карточки "дакфейс". Это немного страшно.

Есть моменты, когда я убираю фото. Таких случаев было очень мало. Помню, три года назад я выложила фотографию с судьей. Но мне рассказали, какое у нее прошлое, и я сразу ее удалила.

Однажды удалила фотографию, когда мне написала девушка, что она модель и ее заставили так одеться. Ей больно от этого было, и я удалила. Но пишу: "Вы же как-то к людям шли в этой одежде. Вы думаете, вас в толпе не так же обсуждали"?

- В одном из своих интервью еще в 2014 год "глыбами среди рагулей Украины" вы называли Виктора Януковича и Виктора Пшонку. Кто сегодня, по вашему, может претендовать на подобный титул?

- Ну, если взять декларации .... (задумалась). Понимаете, люди, которые декларируют святые мощи, церкви, это ... (пожимает плечами). Не могу так сразу выделить. Например, Петр Порошенко, почему сейчас о нем, потому что тогда я назвала Януковича, чтобы это не выглядело, мол, тогда я такая смелая была, а сейчас не готова говорить.

К Петру Порошенко у меня есть несколько моментов: это вот эти церкви домашние, часовня, в часовне фреска с изображением семьи, дом этот огромный. Современному человеку помещать себя в контекст 19 века... Одно дело, если бы это был старый дом, который он отреставрировал, а здесь человек живет в современном социуме и помещает себя в позапрошлую эпоху. Так же, как и эта часовня. Ты что, будешь менее религиозный, если у тебя не будет домашней часовни? И с фреской так же.

Если же говорить вообще о каких-то символах рагульства, то не могу сказать, что именно этот человек или этот. И в шоу-бизнесе таких героев у меня нет. Но если читать декларации наших чиновников, как они их подают, и как комментируют...

Знаете, у Подервянского очень замечательное произведение: там комната, в которой куча всякого барахла собрано. Вот мне кажется, что он о наших чиновниках писал. Они и люди, которые дорвались до "корыта" - вот это самые главные рагули сегодня.

- Сегодня мы много говорим о том, как меняется наша страна за последние три года. Еще год-два назад приходилось слышать мнения, что Украине к Европе еще очень далеко. Что думаете о сегодняшней ситуации, возьмем вопрос культуры, менталитета...

- На самом деле эти революционные события открыли лицо нации, которое не столь было заметно. Эта взаимопомощь и огромный пласт активистов, которые готовы помогать на всех уровнях, начиная от бабушки, которая впустила в квартиру людей, бежавших от "Беркута". Это тоже помощь. После Майдана для меня главный вывод был, что я увидела свою нацию так, как никогда до этого даже не думала о ней. И мне стало очень стыдно, что я оценивала свой народ хуже.

Читайте: "Не вижу там своих врагов": друг запрещенной Воробей опять собрался в Украину

Я не думаю, что он качественно очень изменился именно в этот период. Просто эти человеческие качества стали более очевидными. Соответственно, я считаю, что мы готовы к Европе, и тогда были, и сейчас. Единственное, что "талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами", у нас верхушки возглавляют люди, которым одно лишь место - на сайте "Рагули". Это нас очень сильно тормозит. Они продолжают имитировать, съедать ресурсы, на которые не заслуживают.

А украинцы готовы. Я сейчас не идеализирую нацию, но таких очень много, чтобы говорить, что мы чего-то недостойны, что мы какая-то недонация. Я восхищаюсь нашими людьми. И в моменты такой гордости, как бы пафосно это не звучало, у меня начинает колоть в носу, знаете, когда хочется заплакать.

Мы готовы. Просто жлобы на верхушке. Это те жлобы, из-за которых у нас нет нормальных дорог, потому что им нужно купить пятый Бентли. Это те жлобы, которые дают разрешения на застройку Киева, которые вешают рекламу на полфасада... К сожалению, это наша печальная реальность. Но, надеюсь, что мы их все же перемелем.

- Как именно? Довольно часто мы видим, как одни ведут за собой других - новое поколение, которое уже ничем не отличается от предыдущего.

- Не знаю на самом деле. На Майдан люди вышли, потому что лопнуло терпение. Было такое ощущение бессилия, что ты не можешь изменить ситуацию, это я сейчас про себя говорю. У меня было такое ощущение, что мы в стране, в которой ничего не меняется, нам ссут в глаза, затягивают, затягивают, а потом говорят: "Нет, мы не подписываем". И изменить ты ничего не можешь. Потом появился шанс, люди выходили и делали свой вклад в это.

Сейчас время от времени есть это же чувство бессилия, потому что на места одних рагулей пришли другие. Те, что испугались уже расслабились. Потому что первый год сидели со сжатыми сфинктрами. А тут вроде как все, все уже все хавают, точка кипения если и наступит, то еще не так скоро, а там уже успеют порешать и бежать из страны.

Не знаю, что делать. Свой маленький вклад я делаю теми же "Рагулями", чтобы люди критически относились к другим. Это не сайт о платьях, это сайт о мышлении и адекватности.

- То есть в определенном плане "Рагули" способствуют переосмыслению актуальной информации? Трезвой оценке.

- Люди бегут от негатива, и мне кажется, что новости должны трансформироваться. Мы сейчас живем в абсолютном сюре. Смотришь заседание Кабмина, и там: "Владимир Гройсман представил пять приоритетов на 2017 год...". И ты думаешь: "Я это уже где-то видел". Заходишь в новости трехмесячной давности, а он их уже представлял. А еще до этого заходишь, и он представлял что-то очень похожее, но год назад.

И он все время выходит на "сложных щах", это я уже заменяю "сложные е*ала", и начинает рассказывать, что-то такое несет... Ну об этом просто уже нельзя серьезно говорить.

Поэтому юмор, юмор и смех. Пробовать воспринимать все это именно сквозь такую призму, и тогда это позволит сделать выводы, справиться с этой неадекватностью и продлить жизнь.

- Несколько актуальных на сегодня тем. Первая из них - это "Евровидение". Что думаете о конкурсе в Украине, его длительной подготовке и нацотборе, который недавно прошел?

- Нацотбор был едва ли не один из первых, о котором я не писала на "Рагулях". Кажется, только о Виталике Козловском написала (смеется). Потому что раньше подобные отборы - это была главная тема на "Рагулях". Туда приходили какие-то такие фантастические существа, по-другому просто не могу их назвать.

В этом году смотреть было приятно, и не приходилось писать о каждом, что этот вышел в золотых трусах, этот со стразами в сосках и так далее.

Для Украины "Евровидение" - это имиджевая штука, хорошо, что к нам приедут люди. У нас сейчас война и есть много людей, которые просто так боятся ехать. Они приедут и поймут, что в Украину можно ездить.

Читайте: Сергей Притула прокомментировал скандальные заявления Дорна о спонсорстве АТО

Из отрицательного, у меня есть много страхов по поводу России. Мне очень не хочется, чтобы их пустили, но они будут давить до последнего. Более того, второй полуфинал 11 мая, поэтому кандидат от России в символическую дату, 9 мая, может начать ехать в Украину и прорываться через границу. Я уверена, что такое шоу они нам устроят, потому что Россия, в отличие от Украины, никогда не пропускает шансов как-то своего противника размазать по максимуму. И они сделают это шоу. Меньше всего хотелось бы, чтобы оно закончилось тем, что их все же пустят.

Потому что дальше будет "вброс бабла" и она победит. И нас еще будут "полоскать" ни один месяц. Даже то, что она победит - это дело десятое. Вообще, слава Богу, что у нас есть законы, которые не пускают этих Елен Воробей, мы хоть так немного отгораживаемся от творчества Кобзона, Киркорова. Потому что эта антиэстетика, которую они несут, пусть лучше несут ее в своей стране.

Так что еще раз, мы принимаем иностранных гостей - это плюс. Мы привлекаем внимание к своему городу, надеюсь, что мы не опозоримся. Дороги, в принципе, у нас никак не изменились (смеется), Левобережную отремонтировали так, что страшно смотреть. Все видели эти репортажи. Опять же, это показывает, какие эти люди рагули. У них даже нет чувства ответственности, понимания, что это лицо Украины. Что надо взять и выпрыгнуть из штанов так, чтобы показать страну в лучшем свете.

Если же говорить обо всех этих угрозах со стороны EBU (Европейский вещательный союз, европейские организаторы конкурса "Евровидение" - ред.), Которые озвучивают, да пожалуйста, забирайте конкурс.

- То есть считаете, что позицию нужно держать любой ценой?

- Да, нужно держать. Потому что это такой дешевый шантаж. Эти люди просто оторваны от реальности, они не понимают, что такое Россия, они не живут рядом с ней, не имеют такого общего исторического бэкграунда, который имеет Украина.

- Еще одна из трендовых тем - группа "Грибы". Что думаете по поводу их творчества и в чем видите секрет такой популярности?

- Секрет популярности - то, что очень легко запоминается "Между нам тает лед". При том, что на самом деле кроме этой фразы, сколько ни пыталась вспомнить, что они дальше там поют ... (пожимает плечами). Это детские стишки, которые мы легко запоминаем, потому что они простые. "Грибы" этим воспользовались. Это, конечно, трагедия - идти по улице и слышать этот "Лед" везде.

- Во время интервью обычно все вопросы задают вам. Если бы вы сейчас обращались к украинским, что у них спросили бы?

- Доколе? Я спросила бы доколе (смеется). Я спросила бы, нравится ли им то, как они живут, каждый из них. И пусть каждый даст ответ на этот вопрос, если не нравится, то начните что-то менять сами. Это ключевой двигатель движения вперед.