УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

УПЦ КП надеется, что Онуфрий станет украинским митрополитом

УПЦ КП надеется, что Онуфрий станет украинским митрополитом

Архиепископ Евстратий: "Это не выборы митрополита Киевского, это выборы митрополита для Московского патриархата в Украине. Кафедра киевского иерарха уже занята"

Видео дня

13 августа Архиерейский собор избрал нового главу Украинской православной церкви Московского патриархата. Им стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, в последние месяцы выполнявший роль местоблюстителя УПЦ МП. Главный вопрос, который озвучивался накануне выборов – будет ли новый глава УПЦ МП "промосковским". Следующий вопрос – поспособствует ли это избрание объединению украинских православных церквей.

Наверное, не стоило ожидать, что новый предстоятель церкви Московского патриархата окажется оппозиционным по отношению к Москве. Тем не менее, первые комментаторы результатов собора были достаточно категоричны в оценках: избран промосковский приверженец идеи "Русского мира".

Организовывая эту пресс-конференцию, "Обозреватель" не преследовал цель просто дополнить хор недовольных результатами выборов голосов. Мы предприняли попытку проанализировать сильные и слабые стороны нового предстоятеля УПЦ МП и спрогнозировать его действия на этом посту. В этом нам помогли: глава Информационного управления Киевской Патриархии, архиепископ Евстратий (Зоря) и доктор исторических наук, историк церкви Арсений Зинченко.

По делам их узнаете их: почему митрополит Онуфрий не нравится УПЦ КП

Архиепископ Евстратий (Зоря): "Дерево познается по плодам, человек – по делам. Пока что на посту главы церкви Московского патриархата в Украине митрополит Онуфрий находится одни сутки. Мы судим только по тому, что было во время его служения на Буковинской кафедре на протяжении почти четверти столетия, и что было за те пять месяцев, в течение которых он был местоблюстителем митрополитской кафедры.

За это время, особенно за последние пять месяцев, к сожалению, мы были разочарованы той позицией, которую занял митрополит Онуфрий по многим важным для церкви и общества вопросам. В частности, хочу напомнить о том, что тогда же, когда митрополит Онуфрий был избран местоблюстителем, тот же синод принял постановление о создании комиссии для ведения диалога с Киевским патриархатом. Мне не понятно, что мешало митрополиту Онуфрию на протяжении этих пяти месяцев сделать хотя бы один шаг к тому, чтобы комиссия провела хотя бы одно совместное заседание. Ни разу мы официально, как две комиссии, так и не встретились. Насколько мне известно из соответствующих источников в УПЦ МП, именно позиция митрополита Онуфрия помешала тому, чтобы комиссия заработала.

На словах мы видим, что он за диалог, на деле мы видим, что никакого диалога он так и не начал. И это нас очень беспокоит, потому что диалог и взаимопонимание между православными в Украине – это не просто наш запрос. Это запрос общества – люди устали от разделения православной церкви.

Поэтому вчера патриарх Филарет, видя дела митрополита Онуфрия, дал такое определение: он не патриот. Из того, что мы увидели, митрополит Онуфрий – патриот "Русского мира". Он в своих проповедях говорит о том, что мы с россиянами – единокровный, единоверный народ, что нам не надо объединяться с Европой, потому что разврат и безбожие.

Очень показательным является случай, произошедший в марте месяце. Патриарх Филарет предложил от имени Всеукраинского совета церквей подписать обращение о поддержке украинской армии. Митрополит Онуфрий сказал: мы собираем помощь, но говорить об этом не следует, потому что это, якобы, будет позорить нашу армию и наше государство – что она настолько слабая. Но на самом деле он не беспокоиться о том, чтобы не позорить армию и государство – он беспокоиться о том, что скажут в Москве.

Мы так и не услышали от митрополита Онуфрия слов "российская агрессия", мы не услышали о происходящем в Крыму слова "оккупация"

Мы так и не услышали от митрополита Онуфрия слов "российская агрессия", мы не услышали о происходящем в Крыму слова "оккупация". Когда журналисты спросили митрополита о том, кто виноват в том, что происходит на Донбассе, он ответил: я не политик, и я не могу давать оценки. Но не надо быть политиком – надо быть просто обычным человеком, способным делать выводы.

По всем этим примерам мы даем свою оценку тому, какую позицию занимает митрополит Онуфрий. А позиция его – послушание отдачи Московской патриархии".

Не УПЦ МП, а "Московский патриархат в Украине"

Архиепископ Евстратий (Зоря): "Митрополит Онуфрий сказал, что мы должны вести диалог на канонической основе. Именно за каноническую основу мы и выступаем. Только надо говорить правду. Присоединение Киевской митрополии под власть московского патриарха в 1685-86 годах было не по предписаниям канонического права. И это не только наша позиция – эта позиция зафиксирована в историческом документе, подписанном Вселенским патриархом в 1924 году.

Киевская митрополия сейчас пребывает под властью Московского патриархата не по предписаниям канонического права. Это подчеркнул наш Священный синод в конце июля в обращении к епископам Московского патриархата в Украине. Освободитесь от этой неканонической, незаконной власти Москвы, вернитесь к собственным решениям – собора 1-3 ноября 1991 года, когда вы же проголосовали за автокефалию, в том числе и митрополит Онуфрий.

Почему вы отказались от этого под давлением Москвы?

Когда мы говорим о канонах, надо говорить о том, что каноны запрещают собирать соборы без предстоятеля, а они, в том числе митрополит Онуфрий, собрались в Харькове в 1992 году по приказу Москвы и объявили, что митрополит Филарет уже не предстоятель. Собрались так, как сепаратисты собрались в Донецке и Луганске и провозгласили "народные республики".

Я не могу называть церковь, которую возглавил митрополит Онуфрий, "Украинская православная церковь Московского патриархата"

Поэтому я не могу называть церковь, которую возглавил митрополит Онуфрий, "Украинская православная церковь Московского патриархата". Такой она была при митрополите Владимире: сначала – украинская, а в конце – Московского патриархата. Отныне, пока не изменилась позиция митрополита Онуфрия, это церковь Московского патриархата в Украине. Она имеет право на свое существование, но она должна называться правдиво – так, как она есть.

Она такая же украинская в целом, как и "гуманитарный" конвой Путина является гуманитарным конвоем".

"Митрополит Филарет пребывал и остается на Киевской кафедре с 1966 года. Мы тут говорим о выборах митрополита Киевского – это не выборы митрополита Киевского, это выборы митрополита для Московского патриархата в Украине, потому что кафедра киевского иерарха занята митрополитом Филаретом, ныне патриархом, и никто его с этой кафедры законным способом не освобождал".

Московская церковь не имеет отношения к церкви Аскольда и Владимира Великого

Арсений Зинченко: "Официальное название "Украинская православная церковь" появилось в 1918 году, когда встал вопрос об автокефалии. Группа священников горячо поддерживала эту идею, а им противостояла группа российских черносотенцев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Выгнав из состава делегации собора сторонников автокефалии, они и завалили вопрос об автокефалии.

В истории церкви, которая присвоила себе название "Украинская православная церковь" очень много таких подмен. Это было не раз.

Просуществовав какое-то время как УПЦ, они отказались и от вопроса об автокефалии, и от возвращения к украинским традициям, и от украинского языка. И остался только московский экзархат.

В 1991-92 годах, когда Украина утверждается в государственности, тоже возникает вопрос об автокефалии. На том московском соборе, который противозаконно заклеймил владыку Филарета, было сказано: да-да, мы рассмотрим вопрос об автокефалии, но на следующем соборе. Прошел один собор, второй, третий, четвертый, а они говорят: ну, мы рассмотрим, когда все приходы согласятся. Такое церковно-политическое шулерство очень показательно.

В уставах, зарегистрированных государственными институтами, московская церковь зарегистрирована как "русская". Это воровство. Она по сути российская церковь. Точно так же незаконно было украдено наше русское наследие. Точно так же незаконно присваивать российской церкви название "русская".

Украинцы – законодатели настоящего православия на просторах славянских стран

Никакого отношения московская церковь к церкви Аскольда и Владимира Великого не имеет. Это более поздняя, периферийная епископия в Киевской митрополии. Киевская церковь не является дочерней по отношению к Московской. Украинцы – законодатели настоящего православия на просторах славянских стран, потому что здесь – первая митрополия. Я думаю, УПЦ КП надо делать больший акцент на крещении Аскольда, который ввел христианство, и на времени основания Киевской митрополии".

Митрополит Онуфрий имеет шанс стать украинским митрополитом, а не "митрополитом московским в Украине"

Архиепископ Евстратий (Зоря): "Церковь – это не строения, не храмы. В первую очередь, это верующие. От верующих и от их взаимодействия, от взаимодействия священников будет зависеть, как мы будем строить наши отношения (с УПЦ МП – Ред.).

Мы хотим восстановить единство православия в Украине – это наша задекларированная цель, на которой мы работаем на протяжении всех лет нашего существования. И мы открыты для всех, кто желает того же. Мы открыты к сотрудничеству, к совместному творению этого единства. И мы надеемся, что рано или поздно мы обязательно к этому придем.

У нас нет цели отбирать у кого-то храмы. Наша цель – творить единую церковь

Мы категорически против любых экстремистских действий по отношению к тем, кто не разделяет наших убеждений. У нас нет цели отбирать у кого-то храмы. Наша цель – творить единую церковь с верующими людьми. И когда верующие определяются – это их право".

"Митрополит Онуфрий на своем посту всего один день. Возможно, не сразу, но он все же почувствует большую ответственность за то, чтобы быть украинским митрополитом, а не митрополитом московским в Украине. Кстати, митрополит Владимир в 1992 году тоже был прислан сюда из Москвы как верный последователь Московской патриархии, чтобы контролировать Украину в интересах Москвы. Но за более чем 20 лет своего руководства он отошел от этого и в последний период своего правления пришел к тому, что православным в Украине надо объединяться".