Годовщина смертей первых героев Небесной Сотни: боль не утихла, убийцы не наказаны
22 января в День соборности Украины годовщина первых убийств на Майдане. Михаил Жизневский и Сергей Нигоян погибли в этот день в центре Киева, Роман Сенык был смертельно ранен и умер через несколько дней в больнице, а милиция сообщила о найденном в лесополосе возле села Гнидин Бориспольского района Киевщины трупе похищенного ранее Юрия Вербицкого.
Журналисты пообщались с родителями первых героев Небесной Сотни.
Каждую неделю мама Михаила Жизневского приходит на могилу сына. На кладбище в белорусском Гомеле. Вокруг все заставлено венками, к кресту привязан большой украинский флаг. Каждый раз Нина Васильевна ставит цветы, протирает портрет и долго молчит, говорится в сюжете Подробностей.
"Я хочу чтобы эта тварь, которая нажала на спусковой курок услышала мои слова, что я хочу его увидеть посмотреть в глаза и плюнуть в харю", - говорит Нина Жизневская, мать Михаила Жизневского.
Читайте: Родители Сергея Нигояна рассказали о жизни без сына
Семья белоруса Жизневского сейчас переезжает в новую квартиру, купленную на деньги собранные украинскими волонтерами.
"Это Миша самый маленький - его первые шаги. Это он перед школой, это ему три годика, это уже пять", - показала журналистам снимки сына Нина Жизневская, мать Михаила Жизневского.
Фотографии Миши родители нашли, когда перебирали вещи. Уже после смерти. Снимков с Майдана нет.
Жизневского застрелили 22 января на улице Грушевского. Тогда не делили по национальностям. Все были просто "майдановцами". Прощались с Жизневским в Михайловском соборе. Пришли десятки тысяч человек.
В день первого расстрела на Грушевского смертельные ранения получил и Роман Сеник, спустя несколько дней он умер в больнице. Пуля настигла еще одного майдановца Сергея Нигояна. Он умер на месте.
После смерти единственного сына мать Нигояна серьезно болеет. Поэтому на могилу в основном приезжает отец. На памятнике - фотография с Майдана.
"Иногда не верится. Думаем, может вернется, на самом деле не верится. Потому чуть время проходит - доходит что нема его. Очень плохо", - говорит Гагик Нигоян, отец Сергея Нигояна.
Читайте: В фильме о Майдане показали, как умирали Нигоян и Жизневский
В Киев Сергей приехал из Днепропетровской области, даже близким сначала ничего не сказав. Последний раз созванивался с родителями за несколько часов до гибели.
"Как жизнь ко мне относится, так и я к ней. Последнее время он так говорил часто. Сильно общительный, он в жизни не обидел никого, он знал как с младшим и старшим балакать", - говорит Гагик Нигоян, отец Сергея Нигояна.
В родной школе Нигояна установили памятную табличку и готовятся открыть музей.
"Я его и сейчас не воспринимаю как героя, он для меня как ребенок. Которого мы отправили в жизнь, а он даже не успел на крылья встать и погиб", - говорит Ольга Борейко, учительница истории Березноватовской средней школы.
Активист Юрий Вербицкий был похищен с территории больницы вместе с Игорем Луценко вечером, 20 января. Игорь Луценко был найден живым 21 января и рассказал, что похитители, избив его, выбросили в Бориспольском районе. Он чудом остался жив. Утром, 22 января в Бориспольском районе недалеко от с. Гнидын был найден труп неизвестного мужчины, у которого руки были обмотаны скотчем. Вечером 22 января брат Вербицкого опознал труп, заявив, что это его брат, Юрий.
Читайте: Телеинтервью с Сергеем Нигояном заставило заплакать многих украинцев
27 февраля глава МВД Арсен Аваков заявил об аресте подозреваемых в похищении активистов Игоря Луценко и Юрия Вербицкого.
Убийцы Нигояна, Жизневского и Сеника не найдены. Сначала расследованием занималась милиция, сейчас - Генпрокуратура. Следователи выяснили: Сеник во время ранения находился посредине улице, Жизневский прятался вот здесь между двумя сгоревшими автобусами, а где именно был убит Нигоян до сих пор не удалось установить.
И вообще многие обстоятельства гибели активистов на Грушевского все еще неизвестны.
Чтобы восстановить полную картину произошедшего проводятся допросы активистов и сотрудников милиции. Но нет даже подозреваемых. Конца следствия пока не видно.
"В МВД не сохранились документы, свидетельствующие какое именно подразделение в каком городе находился. Или они составляли, или уничтожили эти документы", - говорит Сергей Горбатюк, начальник управления специальных расследований главного следственного управления Генпрокуратуры Украины.
Одна из главных версий следователей: первые смерти - не случайны. Это попытка запугать Майдан. Заставить его отступить.
"Это могли быть именно спровоцированные убийства для принятия каких-либо решений, принятых законодательных актов по признанию чрезвычайного положения или вообще чтобы эскалировать этот конфликт третьей стороной", - говорит Сергей Горбатюк, начальник управления специальных расследований главного следственного управления Генпрокуратуры Украины.
Уже известно, Нигоян был убит картечью. Жизневский - из нарезного оружия. А в Сеника стреляли специальной пулей, предназначенной для остановки транспортных средств. В магазине такие патроны купить нельзя.
"Это специально разработанный латунный патрон со стальным сердечником. Они на вооружении только у милиции. Это спецсредства, обычный человек его купить не может", - считает Виталий Педченко, инструктор стрелкового клуба "Практика", чемпион Украины по практической стрельбе из ружья.
У кого из сотрудников милиции было на руках такое оружие? Кто давал команду стрелять и какими патронами? Вопросы - без ответов. На запрос об интервью в МВД в течение недели так и не ответили.
"Главный исполнитель - это янукович и он давал указания телефонные, устные ли устные", - считает Олег Мусий, организатор медицинской службы на Евромайдане, народный депутат.
Олег Мусий тогда руководил медицинской службой Майдана. Говорит, именно в середине января стало понятно: власть пойдет до конца.
"Такой предел противостояния и понимание того, что мы будем идти до конца и борьба с режимом начинается очень жесткая, была начата с первым убийство Нигояна 22 января", - говорит Олег Мусий, организатор медицинской службы на Евромайдане, народный депутат Украины.
Сначала за ходом расследования родственники внимательно следили. Но с каждым днем они теряют надежду, что виновные будут наказаны. Расследование, по их мнению, специально затягивают.
"А что мы сделаем?! Мы ничего не сделаем, все равно не вернешь уже", - считает Гагик Нигоян, отец Сергея Нигояна.
"Я думаю, не будут найдены убийцы, уже бы за год могли бы найти, убийцы не будут найдены и наказаны", - говорит мать Михаила Жизневского Нина Жизневская.
Родителей Жизневского с ходом расследования генпрокуратуры вообще не знакомит. Адвокаты тоже давно не звонили. Единственное - отцу и матери из Киева передали личные вещи Михаила. Те, что нашли в карманах.
"Его недокуренная пачка сигарет, она со мной на всю жизнь останется. Он редко курил. Это его кошелек с денежками, там 45 гривен лежит", - говорит Нина Жизневская.
Сейчас родственники Сергея Нигояна, Михаила Жизневского и Романа Сеника готовят поминальные обеды. На могилы своих братьев по Майдану приедут сотни активистов.