Скандал на "КиевПрайд", гомофобы в Украине и война с "правыми": Зорян Кись дал интервью

Зорян Кись

В воскресенье, 18 июня, в центре Киева под лозунгом "Страна для всех" прошел марш с призывом о равноправии, акцент которого пришелся непостредственно на права членов ЛГБТ-сообщества. Конечно, не обошлось без конфликтов и последующих скандалов на просторах социальных сетей.

Один из организаторов "КиевПрайд", правозащитник и активист за права ЛГБТ-сообщества Зорян Кись рассказал "Обозревателю", как прошел марш и с какими аргументами выступили его противники. Ущемляют ли в Украине права секс-меньшинств и чем можно объяснить появление на мероприятии плаката о "гражданской войне" в Украине.

Зорян Кись, фото: facebook.com

- Как бы вы оценили марш, который прошел в Киеве в это воскресенье? Скажем так, какие выделите его основные успехи и недостатки в сравнении с предыдущими мероприятиями?

- В целом я оцениваю вчерашний марш как очень успешный. Мы достигли существенного прогресса. Если говорить о вещах, которые можно измерить - это, прежде всего, длина маршрута, общая длина марша - она была приблизительно 1 200 метров, и это больше, чем в прошлом году, когда он был только 700 метров.

Существенный прогресс проявился и в плане количества участников, если в прошлом году мы насчитывали около 2 000 людей, то в этом году, согласно нашим подсчетам, их было около 3 500.

Третий шаг вперед - это то, что в этом году кроме пешеходов у нас были в колоне автомобили и яркая часть марша - травести-артисты, которые очень хотели и, конечно же, имеют право принимать участие в мероприятии.

- В сети было много споров относительно главной цели прошедшего марша. Что именно хотят сказать этим мероприятием участники и организаторы "КиевПрайд"?

- В этом году, как и в прошлом, у нас есть основной слоган - "Страна для всех". И это, собственно, марш о равных возможностях для всех в Украине, независимо от сексуальной ориентации, гендерной идентификации и так далее. Этот марш существует для того, чтобы мы могли говорить сами за себя, для того, чтобы нас могли видеть. Это помогает нам бороться с мифами и стереотипами, которые распространяют наши оппоненты.

Эти мифы не выдерживают никакой критики, но, увы, они до сих пор влияют на очень многих людей в этой стране. Мы бы хотели, чтобы у людей была корректная, адекватная информация. И марш - это очень хорошая возможность донести свою позицию людям.

- Спросил у вас о цели, потому что отсюда исходил еще один популярный вопрос: если это марш с призывом к равноправию, почему акцент был непосредственно на правах ЛГБТ?

- Не буду лукавить. Да, марш равенства, марш "КиевПрайд" - это, прежде всего, о правах ЛГБТ. Это акция, которую организовывают представители и представительницы нашей общественности, это акция, которая проходит под флагом радуги, а он является символом ЛГБТ-сообщества. Но мы живем в таком мире, в таком обществе, где никто не застрахован от дискриминации, и каждый, кто сегодня себя чувствует в большинстве, вполне может завтра оказаться и в меньшинстве. Это как раз солидарность.

Кстати, довольно большая часть пришедших на марш, как и в прошлом году, не являлись представителями ЛГБТ-сообщества. Это люди, которые пришли нас поддержать, которые считают, что без равенства для ЛГБТ, не может быть равенства в целом.

- Кто были те люди, которые пытались помешать проведению марша? Являлись ли они реальной угрозой?

- В социальных сетях я встречал несколько разных групп, в частности это организация с названием "Любов проти гомосексуалізму" - она больше религиозного характера.

Это, конечно, националистические организации, как партия "Свобода". Уже позже я видел интервью Руслана Андрийко, который возглавляет черниговскую организацию. Был там и руководитель киевского "Правого сектора", соответственно, их люди там тоже были.

В этом году мы еще заметили одну, которая называется "Центр правозахисту суспільства". И, несмотря на название, которое можно принять за правозащитное, на самом деле это тоже весьма консервативная анти-ЛГБТ-организация, созданная несколькими челнами партии "Свобода" - Радиславом Дудкой, депутатом Киевского городского совета, и Юрием Ноевым, он тоже из "Свободы", и сейчас занимает должность заместителя мэра Конопа. Они создавали соответствующий ивент на Facebook, занимались мобилизацией людей против марша.

Молодежная организация "Сокіл", которая аффилирована с партией "Свобода" и получает финансирование из бюджета города Киева, потому что числятся они в качестве гражданских приемных депутатов Киевсовета от "Свободы". Хорошо было киевлянам пересмотреть, на что именно тратятся их налоги.

Читайте: Свобода для всех: на "Правый сектор" обрушились с жесткой критикой из-за ЛГБТ

Что же касается угрозы, эти люди имели весьма агрессивные намерения. Мы согласились с рекомендациями полиции и немного изменили маршрут, чтобы не идти на лобовое столкновение. Я видел несколько сотен довольно сильных физически мужчин, полиция держала их в плотном кольце. Если бы им удалось вырваться, думаю, наша ситуация была бы мало утешительной.

Уже после марша было несколько случаев с избиением участников. Нападения случались через 3-4 часа после мероприятия. Это говорит о том, что их выслеживали. Один из нападающих, кстати, задержан. Если его вина будет доказана, я хочу увидеть реальное наказание.   

- Чем чаще всего ваши противники аргументируют свои протесты?

- Меня очень удивляют их аргументы, они украинские националисты, но они же повторяют тезисы кремлевской пропаганды о "гейропе", о навязывании ЛГБТ, всячески пытаются нас дискредитировать. Я замечал, что раздавались информационные материалы с их стороны. И там было что-то о "традиционной семье", на фотографии какой-то митинг, а на нем люди с георгиевскими ленточками. То есть здесь нужно подумать, откуда растут ноги.

- Работу правоохранительных органов в данной ситуации как можете оценить?

- Как мне кажется, все было на высшем уровне, все было очень хорошо продумано, не было никаких просчетов. Применялась новая тактика и, насколько мне известно, полиция даже справилась меньшими силами. Если в прошлом году их было 7 500 человек, то в этом году 6 000, притом, что угроза со стороны оппонентов была большей.

- Такой еще момент, среди числа обсуждений марша в сети встречал мнение, мол, с чего украинцы взяли, что в стране ущемляют права ЛГБТ. Что вы можете сказать по этому поводу? Возможно, приведете пример?

- Да, я слышал этот аргумент, в том числе и от Руслана Андрийко, который утверждает, что в Украине права ЛГБТ не нарушают, но это ложь. Такие нарушения фиксируется, что правда, проблема заключается в том, что многие представители сообщества просто не хотят об этом сообщать. Были такие случаи, когда люди обращались в полицию, сообщали о том, что их избили по причине их сексуальной ориентации, а над ними просто смеялись или просили забрать заявления, иначе все узнают, из-за чего их побили.

Читайте: Не то, что ожидали: блогер рассказал о впечатлениях россиян от Марша равенства в Киеве

- Своего рода шантаж.

- Да, получается так. У меня вот есть друзья, знакомые, которых увольняли с работ, как только руководство узнавало об их ориентации.

Есть множество прав, которые доступны парам в браке, но эти же права недоступны однополым парам, которых в Украине десятки тысяч. К примеру, это наследство общего имущества. Были случаи, когда после смерти одного из партнеров его наследство переходило к родственникам умершего, при том, что эти родственники презирали их, не общались с ними. А все только потому, что эти люди юридически никто друг другу.

Это же усложняет возможность проведать друг друга в больнице и даже похоронить партнер своего любимого человека не может, потому что юридически нельзя получить свидетельство о смерти. Это, скажем так, базовые вещи, которые государство должно обеспечивать своим законопослушным гражданам.

- Пытались ли те же ваши знакомые обращаться в суд или другие инстанции?

- К сожалению, большинство людей, которые с этим сталкиваются, стараются скорее забыть и найти другую работу, некоторые уезжают в другие города. Большинство членов ЛГБТ-сообщества предпочитают не говорить о себе открыто, и это их право.

Мы как-то проводили исследование, которое показало, что в Украине всего 5% людей знают лично гея или лесбиянку. 90% сказали, что они точно с ними не знакомы, но это не так. Дело в том, что люди из этого общества просто боятся открываться.

К примеру, в США 82% людей знают кого-то из ЛГБТ, и это не потому что там больше их, а потому что там они более открытые и могут говорить о себе.

- Проводился ли досмотр участников марша, их атрибутов, плакатов…?

- Конечно, перед территорией проведения марша были расположены металлоискатели, и полиция проводила досмотр людей. Также были волонтеры, которые следили, чтобы не было людей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Участники получали указания не приносить плакаты, которые могли бы призывать к насилию или нарушали бы закон. Но организаторы не могут контролировать все плакаты и лозунги, с которыми приходят. У марша же есть свой лозунг, и это единственная и официальная позиция, которую разделяет оргкомитет. Все остальное - это позиции конкретных участников.

- Дело в том, что после марша в сети разгорелся скандал из-за плаката с призывом заниматься любовью, а не "гражданской войной"...

- Да, я уже понял, к чему этот вопрос.  

- С вашего ответа выходит, что "гражданская война" в Украине - это все же позиция конкретного участника "КиевПрайд", не движения в целом?

- Да, абсолютно.

- В таком случае, что конкретно вы думаете об этом плакате?

- Если бы я сам увидел этот плакат, а я его не видел, я был подошел к этому человеку и выяснил, что он имеет в виду. Ну и скорее всего я бы попросил этот плакат убрать, потому что все мы понимаем как этот сейчас влияет на отношение ко всему движению.

Кроме того я выступаю против подобной риторики о "гражданской войне", так называемом вооруженном перевороте на Майдане, потому что все это выдержки из кремлевской пропаганды, и я с ними категорически не согласен.