УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Поститься, исповедоваться, размышлять

Поститься, исповедоваться, размышлять

Как изгнать торгующих из храма собственной души

Видео дня

С 9 апреля православные христиане будут вспоминать последние дни земной жизни Христа – начнется Страстная Седмица. О материальных и духовных аспектах самой трудной части Великого поста в пресс-центре «Обозревателя» рассказал глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий (Коваленко).

В ходе общения с читателями «Обозревателя» святой отец также прояснил ряд вопросов, связанных с финансовой стороной богослужений.

Предлагаем вашему вниманию избранные фрагменты сказанного священником.

«Обозреватель»: Что можно, что нужно делать в дни Страстной Седмицы и что категорически запрещено?

Протоиерей Георгий: Можно и нужно готовиться к Пасхе. Мы день за днем идем за Христом к светлому Христову Воскресенью. На этом пути нас ждут страсти Господни.

В понедельник мы будем вспоминать изгнание торговцев их храма, во вторник – увядшую смоковницу, в среду – предательство Христа Иудой.

Четверг называется Чистым. К этому дню обычно полностью убирался дом, отставлялись дела земные ради Небесного. Великий Четверг – это день таинства причастия, день воспоминания о Тайной Вечере. В этот день по традиции православные верующие с утра посещают божественную литургию и причащаются, таким образом становясь сопричастниками Христу и апостолам.

Любая литургия, и особенно литургия Великого Четверга – это не повторение Тайной Вечери, а ее продолжение. И каждый из нас может присоединиться к той Божественной Трапезе, которую совершил со своими апостолами Христос, которая совершается церковью постоянно.

В этот же день вечером читаются 12 Страстных Евангелий. Существует благочестивая традиция во время чтения Евангелия стоять с зажженными свечами, а потом этот огонь нести домой. Во тьме, которая может символизировать зло, пытающееся распять Христа, горят огоньки нашей веры.

С этими огоньками мы идем в дом. Есть традиция изображать крест над входом в дом и ставить эту свечу перед иконами и таким образом напоминать себе о вере и свете божественной истины.

В Страстную Пятницу мы приходим в храм, чтобы поклониться кресту Господнему. Во второй половине дня крест убирается, а вечером выносится плащаница.

Тихая Суббота – это тот день, когда мы вспоминаем положения Христа во гроб, пребывание Его во гробе после распятия и смерти. В этот день стараются как можно меньше разговаривать.

В субботу мы готовимся к ночной службе и в половине двенадцатого идем в храмы или на площади, чтобы вместе встретить светлое Христово Воскресенье. Чтобы ощутить всю радость Христова Воскресенья, мы должны пройти им прожить за Христом Страстную Седмицу. Тогда наше торжество будет полным, тогда наша радость будет совершенной.

«Обозреватель»: Часто за внешними ритуалами теряется внутренняя суть праздника. В чем состоит духовная часть поста? Что такое духовный пост?

Протоиерей Георгий: Христианин, который постится, имеет возможность исповедоваться и размышлять о грехах на протяжении 40 дней Великого поста. Он должен включиться в сопереживание Христу, он должен пройти за Христом каждый день. Духовно вспоминая об этом, сопереживая этому, мы движемся к Светлому Христову Воскресенью.

«Обозреватель»: Сегодня для большинства людей богатство, благосостояние стали представлять особую ценность – то, что Христос называл «маммоной». Является ли это грехом и нужно ли с этим бороться?

Протоиерей Георгий: Средства, власть, положение не должны быть целью. Они должны быть средством. Если человек рассматривает то, что ему дано Богом, как средство для достижения добрых целей и делания добрых дел, он всегда найдет возможным это делать. Если же человек рассматривает деньги, положение в обществе, власть или другие земные блага как цель земной жизни, тогда действительно он становится служителем маммоны.

Господь говорит: «Не можете служить одновременно и Богу, и маммоне». Человек должен определиться, что для него в жизни важно: получить все земное здесь или наследовать Царство Небесное. «Там, где богатство ваше, там будет и сердце ваше», говорится в Священном Писании. Если сердце наше во Христе, если сердце наше стремится к вечности, то что бы нам ни было дано в управление в этой жизни, мы будем использовать это для добрых дел.

«Обозреватель»: Многие зажиточные люди любят вкладывать деньги в строительство церквей. Не является ли это своеобразным способом «подкупа» Бога?

Протоиерей Георгий: Я бы не делил людей по принципу богатые-бедные. Как показывает пастырский опыт, у людей одни и те же проблемы – что у бедных, что у богатых. Душа одинакова у богатого и бедного.

С другой стороны, Священное Писание говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Оно не говорит – невозможно.

Человек, которому больше дано в жизни, должен больше сделать и большую ответственность нести. А те, у кого чего-то не хватает, должны помнить десятую заповедь. Она очень длинно формулируется в Священном Писании, но если сформулировать ее коротко, она будет звучать: «На завидуй».

Очень часто богатые не замечают бедных, а бедные очень часто своей завистью нарушают Божественные заповеди.

Читатель сайта «Обозреватель»: Всегда ли оправдано строительство новых церквей невдалеке от уже существующих храмов? Складывается впечатление, что это уже бизнес, а не религия.

Протоиерей Георгий: Я не знаю, как можно связать слово «бизнес» со строительством храмов. Тут, скорее, бизнес-интерес отсутствует. Храмы строятся там, где в этом есть потребность, где этого требует община, которая может разрастаться и не вмещаться в одном храме.

Человек строит храм по велению души, я всегда за строительство храмов хотя бы потому, что Киев назывался златоверхим, а сегодня пока он не выглядит златоверхим. Я думаю, на то количество людей, которые есть в Киеве, храмов должно быть намного больше.

Строительство храмов – это дело всех людей. Очень хорошо, что есть люди, которые по своему собственному желанию строят храмы для своих земляков – в селах или городах, в которых они родились.

Читатель сайта «Обозреватель»: Всем известна притча об изгнании торгующих из храма. Почему же в церквях по-прежнему торгуют?

Протоиерей Георгий: В церквях не торгуют. Если мы вспомним библейскую реальность, в которой оказался Христос – это были менялы, это была торговля жертвенными животными. Это фактически превратило Иерусалимский храм в рынок.

Я не вижу претворения наших храмов в рынки. Если и существуют какие-то свечные лавки, в них продаются свечи, литература. И священники при первой же возможности стараются вынести этот лоток либо в притвор, либо в отдельно стоящее здание.

С другой стороны, я бы эту притчу обратил к себе. Господь изгнал торгующих из Иерусалимского храма. У каждого из нас есть храм души. И вот перед Страстной Неделей Христов входит в храм нашей души. Я бы желал, чтобы Он изгнал торгующих из наших душ, потому что очень часто мы увлечены материальным, торговлей, приобретением чего-то для себя.

В эти дни Страстной Седмицы надо попробовать побыть сопричастными страданиям Христовым.

«Обозреватель»: Вы верите в то, что некоторые бабушки в церкви занимаются так называемым «энергетическим вампиризмом»?

Протоиерей Георгий: У нас есть очень интересные бабушки, которые стараются всех поучать, выгонять из храма, приставать к людям. Но у меня есть другое объяснение. Мне кажется, эти люди пришли в церковь и им так хорошо в храме, что им больше никто не нужен. И они пытаются таким образом защитить свою территорию покоя, благодати, мира и радости.

Люди, которые не соответствуют им, наверное, немножко их раздражают. Поэтому надо учить этих людей с радостью принимать тех, кто приходит в храм. А тех, кто приходит в храм, я призвал бы попытаться понять этого человека. Иногда мы приходим в чужой монастырь со своим уставом, со своим внешним видом, со своими представлениями о том, как там должно быть. Этим мы смущаем тех людей, которые там находятся.

Когда мы приходим ко Христу, когда мы приходим в церковь, мы должны осмотреться и, возможно, пересмотреть свое мнение о церкви. И окажется, что церковь совсем иная, чем нам казалось. В церкви мы должны ощутить не присутствие бабушек, а присутствие Христа, действие благодати Божьей, мы должны почувствовать в церкви Бога. Если мы идем туда, прежде всего, за этим, то никакие бабушки нам не помешают.

Читательница сайта «Обозреватель»: Интересует вопрос "ценообразования" в церкви? Почему расценки различаются в разных храмах?

Протоиерей Георгий: В церкви нет цен, в церкви есть пожертвования. В некоторых церквях размер этих пожертвований вообще не определяется, а если определяется, то это вопрос местной общины, прихода, который определяет, сколько он собирает пожертвований и куда потом расходует. Поэтому и нет каких-то единых «цен», потому что это не цена в чистом виде.

Более того – если речь идет о таинствах, то для человека, у которого нет возможности что-то пожертвовать, таинство будет совершено бесплатно.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Изгоните торгующих из храма своей души – протоиерей Георгий

Настало время информационного поста – протоиерей Георгий

Пасхальная ярмарка удивит уникальной писанкой из цветов

Священник рассказал о правилах проведения Страстной недели

Святой вербой нельзя ''хлестать'' родных - священник

Смотрите видеосюжеты:

Деньги - не цель, а средство для добрых дел

Настало время информационного поста

Пасхальная ярмарка удивит писанкой из цветов

Страстная неделя делает нас апостолами