Десятки тысяч людей готовятся встречать холода без надежной крыши над головой. Помощи они могут дождаться только от волонтеров и благотворителей
Начало отопительного сезона в Украине всегда было временем традиционных новостей: сколько запасено газа, на сколько процентов готовы котельные и системы, с какого числа "включат батареи". Чиновники выходили на брифинги, пресс-службы рассылали релизы, и граждане встречали осенние заморозки без каких-либо переживаний. На худой конец всегда есть масляный обогреватель. Сила привычки по инерции движет общество и нынешней осенью. В городах, которые не коснулась война, жизнь идет своим чередом, и за исключением короткого периода отключения горячей воды (там, где она была) особых изменений не видно. В то же время совсем рядом живут тысячи людей, для которых приближающая зима вполне может означать смерть. Это не просто абстрактные люди, а такие же женщины, дети, инвалиды, старики, которые живут с нами в одном доме, на одной улице. Такие же граждане, оказавшиеся в ситуации, которую большинству из нас практически невозможно представить. Рассчитывающие на помощь своего государства и нашу помощь, поскольку сами себе они помочь вряд ли смогут.
Впервые о проблеме холодов заговорили еще в июле, когда стало понятно, что боевые действия на Донбассе вряд ли завершатся в какие-то обозримо короткие сроки. Но тогда эта проблема поднималась чисто теоретически. Теперь она встала, что называется, в полный рост. По данным Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Украины, из Донецкой и Луганской области в другие регионы переселено 226 тысяч 432 человека. Конечно, это официальная статистика, которая всегда меньше реальных цифр. Но даже официальные цифры примерно равны населению таких городов, как Сумы, Белая Церковь или Кременчуг.
Далеко не все эти беженцы могут пойти работать и как-то устраивать свою жизнь на новом месте, где нет практически ничего из того, к чему мы, опять же, привыкли – туалетной бумаги, моющего средства для посуды и самой посуды, постельного белья и сменной одежды. На базах отдыха, в пансионатах, санаториях и прочих более-менее жилых местах в настоящее время находится более 75 тысяч детей, из которых далеко не все пошли в школу и детский сад 1 сентября; 32 тысячи инвалидов и просто пожилых людей с плохим здоровьем. Только в пределах Донецкой области, в относительно спокойных районах находится порядка 65 тысяч беженцев.
Местная власть и государственные органы не справляются с проблемой обеспечения всех этих людей необходимым, и было бы удивительно, если бы справлялись. Фактически у государства нет четкой программы, направленной на помощь людям, которые вынуждены покинуть свои дома и уехать из зоны боевых действий. По той же причине, которая вызывает инерцию общества: государство еще никогда не было в такой ситуации.
"Ведь что такое государство? Это бюджетный кодекс. Если деньги не выделены, то чиновник не может взять их из ниоткуда, не может пустить их на решение конкретных задач. Но этот вопрос сейчас решается, насколько я знаю. Например, мало кто говорит, что 95% приемных семей, детей-инвалидов, где бы они ни находились, получают финансовую поддержку до государства", - заявила "Обозревателю" руководитель Управления обеспечения деятельности Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Людмила Волынец. Но при этом она добавляет, что говорить о том, что "государство должно" - не вполне правильно, а нужен "правильный посыл: страна – это все мы". И волонтеры, по ее мнению, иногда волонтеры могут сделать больше, чем госчиновник.
"Роль волонтеров и благотворительных организаций сегодня – колоссальная. В частности, роль Фонда Ахметова, которую еще только предстоит изучить: огромное количество помощи именно от него было предоставлено региону в ситуации войны. Кроме гуманитарной помощи, тот же Фонд вывозил детей из Краматорска, Авдеевки", - говорит Волынец. По поводу роли волонтеров и благотворителей с ней солидарен и президент Европейской ассоциации прав инвалидов Олег Дрюма. По его словам, только в Одесской области, в санаториях находятся около 800 инвалидов 1-2 группы, это самые сложные случаи, например, 70-80 колясочников, 80 инсулинозависимых, много детей с ДЦП.
"Всего же в регион прибыло порядка двух тысяч человек, из них 1360 человек - инвалиды и члены их семей. Денег для оплаты проживания и питания этих людей нет, они не предусмотрены ни в областном, ни в государственном бюджете. Один закон, который бы позволил как-то обеспечить этих людей, ветировал президент, а второй – даже не прошел первого чтения. Но ведь нужно понимать, что эти люди не могут себе самостоятельно заработать на жизнь и прокормиться", - говорит Дрюма.
По его словам, на данный момент есть только два пансионата, внутри которых проведены коммуникации для отопления. Но средств содержания людей нет, помощи приходится ждать только от частных фондов и волонтеров. Однако и возможности Фонда Ахметова небезграничны, тем более что лагеря беженцев – по всей Украине. В Киеве и Киевской области их почти 1800, без малого полторы тысячи в Харьковской, 755 человек во Львовской. Как отмечает координатор Гуманитарного штаба "Поможем" при Фонде Ахметова Римма Филь, основная проблема для тех, кто смог покинуть зону боевых действий - необходимость опять переезжать, а тех, кто пытается им помочь – найти подходящее место для зимовки. В первую очередь, это касается, тех, кто живет в пресловутых пансионатах, рассчитанных только на теплое время года.
Только Гуманитарный штаб, начиная с мая, эвакуировал 27 146 человек, в том числе 11 510 детей, решив проблему временного жилья для шести с лишним тысяч. Многие возвращаются домой, в освобожденные города, прежде всего, в Краматорск и Славянск, откуда вывозили первых беженцев. Но многие и остаются.
"Тех, кого Гуманитарный штаб эвакуировал, и это самые незащищенные категории – многодетные семьи, инвалиды, пожилые, мамы-одиночки с маленькими детьми, приемные семьи, которым некуда вернуться или переехать – штаб берет под свое сопровождение и ответственность, - говорит Филь. - Для таких людей, а их около 3000 человек, в августе Гуманитарный штаб "Поможем" начал искать места для дальнейшего переселения на осенне-зимний период. Уже внесена предоплата за 600 мест в Запорожской области, ведутся переговоры с Харьковской и Киевской областями".
Сотню детей и взрослых из приемных семей и детских домов семейного типа волонтеры сумели переселить из базы в херсонском Геническе в отапливаемый пансионат в Бердянске. А из подопечных Олега Дрюмы на зиму в Одесской области останется не менее тысячи человек, инвалидов и членов их семей, которых нужно как-то содержать и никто пока не может сказать, как это сделать.
"Пока я не слышала четко озвученной информации, не читала документа, что государство взяло бы на себя определенную функцию и приготовилось решать проблему, например, к 15 октября, когда начнется отопительный сезон", - говорит Людмила Волынец.
Следуя ее совету, нам всем стоит отбросить в сторону разные политические оговорки, и практически показать, что "страна – это все мы". Тем более, как много могут сделать от чистого сердца добровольцы, показали все эти нелегкие полгода.