Текст выступления директора Центра стратегического планирования Владимира Корнилова во время круглого стола на тему «Поточна політична ситуація, меморандум «Ющенка-Януковича» та прогноз на парламентські вибори». Круглый стол проходил в офисе сайта "Обозреватель" 26 сентября.
Я буду предельно кратким и коснусь темы, ради которой собрались и политологи, и журналисты – сам меморандум, подписанный между Ющенко и Януковичем. Я бы не переоценивал значения этого документа. Во всяком случае, на данный политический момент этот документ не имел особого значения, поскольку, если проанализировать пункты, подписанные такими людьми. Во-первых, бедна та страна, президент которой на 15-м году независимости подписывает пункты о недопущении фактов оказания давления на судебные органы и применения админресурса. Сюда можно было вписать, собственно, любой декларативный пункт, например: обязуемся не прибегать к политическим убийствам. Почему нет? Сюда можно было вписать все, что угодно, что есть в рамках законодательства. Помимо 2-3 пунктов, которые действительно имеют конкретный смысл.
В частности, введение фактической депутатской неприкосновенности для депутатов на местах, что резко, конечно, повышает значение выборов на местах для местных бизнес-элит. Сейчас, если действительно подобный закон будет подписан, то мы увидим, что на местах, в регионах очень многие бизнесмены, крупные и средние, которые не собирались участвовать в этих выборах, активно займутся местными выборами.
На данный политический момент Ющенко, в принципе, мог обойтись без поддержки Регионов Украины при голосовании за Еханурова. Не это было для них главное. Я уверен, что на данный момент главными были эти секретные протоколы к данному меморандуму, которые наверняка тоже были. Наверняка они существовали, вне зависимости от того, в устном или письменной виде. Скорей всего, в устном, это были устные договоренности, которые касались в первую очередь неприкосновенности для конкретных персон, для ряда персоналий, конкретных личностей. Подтверждение тому – возвращения Рината Ахметова и появление вчера на нескольких публичных мероприятиях в Донецке. Человек, который несколько месяцев по понятным причинам не появлялся в Украине, сейчас здесь публично светится. Это, конечно, не случайно совпало с подписанием подобного меморандума, еще раз подчеркну, с теми секретными протоколами, которые были под этим меморандумом.
И, скорее всего, был некий торг по поводу конкретных персоналий региональных лидеров. Я даже думаю, что Регионы Украины могли вести разговоры о вхождении в правительственные комитеты, в правительство, может быть, какими-то фигурами, не прямо, Регионы и будут там присутствовать, может быть, о каких-то персоналиях и шла речь. Но главное для них сейчас – это неприкосновенности их деятельности, деятельности их бизнес-элит на местах.
Этот меморандум, подчеркну, действительно, помимо этих протоколов, не имел особого политического значения. Но, конечно же, сейчас, после того, как Юлия Владимировна перешла фактически в оппозицию, Наша Украина столкнулась с бешенным кризисом. Все эксперты, которые так или иначе прогнозируют ситуацию, которая сложится дальше, сходятся на том, что теперь Нашей Украине не получить большинства. И это, конечно же, понимает Наша Украина. Сейчас этот меморандум – это своеобразный мостик, который выстраивается к марту 2006 года с тем, чтобы в будущем иметь возможность договориться с Януковичем или с той силой, которая будет иметь золотую акцию. Здесь, конечно, они понимают, что если будет продолжаться то самое мочилово, о котором говорил Григорий Омельченко, говоря о функциях Пискуна, то шансов на возможный союз для создания коалиции с Януковичем или с тем, кто будет обладать золотой акцией, после марта 2006 года гораздо меньше. Соответственно сейчас подписанием подобного документа начат долгий путь к возможности создания подобной коалиции в будущем.
При этом я хотел бы сказать, что это совершенно не означает, что Януковича можно уже записывать в будущую коалицию с Ющенко. Совершено нет. Мы понимаем прекрасно, что в нашей стране союзы и подписание подобных договоров помнят в течение нескольких недель, а потом долго, через полгода после победы какой-нибудь революции, вспоминают о том, что мы же договаривались, что тот будет премьером, а тот нет. То есть, совершенно не обязательно Янукович будет входить в эту коалицию. Но я думаю, что и Наша Украина и Юлия Владимировна Тимошенко будут бороться за эту золотую акцию. Регионы по своей структуре, по своей сути – это фракция, партия людей, которые очень тесно завязаны на своем бизнесе, людей, как правило, лишенных идеологии, лишенных каких-то предпочтений политических и идеологических. Ну, не может Ефим Звягильский или Владимир Рыбак быть в оппозиции вне зависимости от того, кто будет при власти: желтые, оранжевые, синие, какие угодно. То есть, они будут набрасывать наручники, это я цитирую Ефима Звягильского в период оранжевой революции, на любого, кто будет в оппозиции, вне зависимости от того опять, кто будет в ней. Соответственно, они будут делать все, чтобы иметь возможность каким-то образом решать свои бизнес-вопросы, используя ту власть, которая сейчас наверху. И соответственно, в зависимости от того, как будут складываться выборы, и в зависимости от того, с кем они смогут сформировать правительственную коалицию, Регионы Украины будут решать свою дальнейшую политическую судьбу.