В Донецке осудили банду милиционеров-оборотней

В Донецке осудили банду милиционеров-оборотней

Процесс, завершившийся на минувшей неделе, вызвал необычайный резонанс в шахтерской столице. Еще бы — ведь на скамье подсудимых оказались бандиты, много месяцев подряд терроризировавшие сразу несколько регионов Украины — Донецкую, Луганскую, Харьковскую области, Крым.

Пикантности суду придало и то обстоятельство, что в стальной клетке «обезьянника» очутилась пятерка крепких мужиков, в свое время носивших милицейские мундиры. Грабители и убийцы, маскирующиеся под законопослушных и преданных своему делу правоохранителей, — это ли не символ падения морали в нашей стране?

Приметы атамана

Мозговым центром банды и ее главарем выступал житель поселка Мироновское, что на Донетчине, 40-летний г-н Борисов (фамилия изменена. — Ред.). По словам прокурора Донецкой области Сергея Лисняка, пять лет тому назад в шахтерском городке Дебальцево оперативника Борисова уволили за серьезный служебный проступок, и перед ним встал непростой вопрос, что делать дальше. Устроиться работягой и каждое будничное утро по гудку отправляться к станку, ловя на себе ироничные взгляды земляков, которых он еще вчера считал серой массой, существующей лишь для того, чтобы кормить-содержать «правильных пацанов»?..Нет, подобная доля была, по его разумению, хуже смерти.

За время работы в органах Борисов заприметил нескольких коллег, которые, подобно ему самому, относились к милицейской службе исключительно потребительски. К ним и направил стопы бывший правоохранитель с дерзким предложением: окончательно перейти на противоположную сторону баррикад, где в законе — только грубая сила, звериная жестокость да вороненый «ствол».

Любо, братцы, жить!

Поначалу в банду вошли 9 человек, среди них было двое работающих оперов (участие в разбоях не мешало им каждое утро исправно приходить на службу в горотдел милиции), двое бывших милиционеров и несколько их «подопечных», состоявших на учете в милиции. Сейчас следователи утверждают, что отбор в банду производился — не хуже, чем в спецназ: кандидат в бандиты должен был метко стрелять, виртуозно водить машину на сумашедшей скорости, сохранять хладнокровие и выдержку в рискованных ситуациях.

На черных рынках донецких городов будущие грабители, профессионально соблюдая конспирацию, закупили неслабое вооружение: 7 пистолетов разных марок, 2 автомата АК-74, ручные гранаты, обрезы охотничьих ружей. Плюс к тому — несколько бейсбольных бит. Серьезная ставка делалась на имевшуюся у преступников милицейскую форму, а также раздобытую «по случаю» амуницию инспекторов ГАИ.

Так, «фирменной» операцией банды оборотней, осуществлявшейся неоднократно и всегда приносившей немалые барыши, стал грабеж торговцев -«челноков», отоваривающихся на знаменитом харьковском рынке, известном под названием «Барабашка». Наводчик банды в милицейской форме с хозяйским видом расхаживал по бескрайним торговым рядам, примечая, кто загружает свои легковушки и микроавтобусы дорогостоящим товаром — шубами, кожей, бытовой электроникой. По номерам авто нетрудно было вычислить, из каких краев «коробейники» прибыли. Эти данные незамедлительно передавались по сотовому телефону сообщникам.

На обратном пути с оптового базара, где-нибудь на безлюдном участке шоссе, на пути «челнока» внезапно вырастал патруль в форме ГАИ, повелительно требующий остановиться. Как только водитель тормозил, на него неожиданно обрушивался град ударов. Через несколько мгновений избитый и связанный предприниматель оказывался в придорожных кустах, а его автомобиль с товаром бесследно исчезал за горизонтом.

Если же очередная жертва пыталась сопротивляться грабежу — гремели выстрелы. Не испытав и секундных сомнений, оборотни расстреляли из пистолетов с глушителями владельца сети обменных пуктов валюты в Крыму. Случилось это средь бела дня в Феодосии, когда в результате дерзкого налета с убийством преступники завладели 60 тысячами гривень.

Еще одной «статьей дохода» донецкой банды были валютчики и «металлисты». Парни выслеживали владельцев пунктов обмена валюты или приема металлолома и обирали до нитки. Причем не «брезговали» даже самыми малыми суммами, вплоть до десятки гривен.

Не особо церемонились «мусора»- грабители и с конкурентами по криминальному промыслу. Летом 2001 года у банды возникли трения с организованной преступной групировкой из ближнего городка Светлодарска. По словам прокурора Сергея Лисняка, местный «авторитет» по кличке Белый попытался было подмять банду «оборотней» под себя, но поплатился за свою «наглость» жизнью. Его подстерегли в подъезде и застрелили. «Осиротевшая» группировка Белого пообещала отомстить за погибшего предводителя, однако люди Борисова оказались быстрее. Узнав, что представители «конкурирующей фирмы» должны сопровождать грузовик с металлоломом, они подстерегли их на трассе в Луганской области. Никого не стесняясь, они устроили на дороге «разборку», расстреляв четырех человек из автоматов и пистолетов.

Не все коту масленица

Однако постепенно вокруг банды стало неумолимо сжиматься кольцо преследования. Настоятельные обращения торговцев из нескольких областей к местным властям с требованием обеспечить им безопасность в ведении бизнеса заставили вчерашних коллег «звездоносных» бандитов активизировать розыск преступников.

Первым попал в поле зрения правоохранителей наводчик на харьковском оптовом рынке — слишком уж примелькался человек в милицейской форме в рядах, специализирующихся на дорогом товаре. Узнав об аресте доверенного лица, главарь банды ударился в бега — в гостеприимную Россию. В 2002 году в Москве он будет застрелен ОМОНом при неудачной попытке ограбления сберегательной кассы. На руках большинства остальных участников преступной группировки, которые также пытались бежать либо схорониться, рано или поздно защелкнулись стальные «браслеты».

Встать, суд идет!

Перед лицом донецкой Фемиды предстали пять наиболее активных членов банды милиционеров-оборотней. Еще один «центровой пацан» наложил на себя руки в СИЗО. Следствие по делу продолжалось несколько лет, ведь за каких-то полтора года активных действий бандиты успели совершить десятки тяжелейших преступлений. Обвинение, поддержанное на процессе в Донецком апелляционном суде областной прокуратурой, инкриминировало подсудимым 8 убийств, несколько покушений на убийство с применением огнестрельного оружия, множество грабежей, избиений, актов насилия и т.п.

Не раз в ходе процесса возникало предположение, что «оборотни» не смогли бы действовать так дерзко и удачливо, не будь у них тайных покровителей из числа ныне процветающих работников правоохранительной системы. Однако своих секретных «паханов» подсудимые так и не выдали. Кстати, ни один из них не признал себя в суде виновным. Все осужденные собираются подавать кассационные жалобы в Верховный суд. Что ж, это их законное право. Тем более, как иронично заметил Сергей Лисняк, «надо же как-то коротать время в камере-одиночке».

Фемида не была благосклонной к бандитам с милицейской биографией: трое наиболее кровавых участников банды получили высшую меру наказания — пожизненное заключение, два их подельника, соответственно, 13 и 11 лет тюрьмы.

Еще одна кровавая страшилка-быль перестроечной поры вроде бы закончилась. Но говорят, у Украины впереди еще несколько таких же громких процессов по делам правоохранителей-оборотней. Сколько же? И когда, наконец, можно будет перестать боятся людей в милицейских мундирах, призванных, по идее, охранять наш покой?

Сергей КОРОБЧУК, Евгения СКРИПНИЧЕНКО, "ВВ"

www.vv.com.ua/