УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Слух по поводу назначения Дрижчаного Генпрокурором вполне имеет под собой основания"

'Слух по поводу назначения Дрижчаного Генпрокурором вполне имеет под собой основания'

Текст выступления директора Центра стратегического планирования Владимира Корнилова на круглом столе. Круглый стол проходил на сайте «Обозреватель» 18 октября.

Видео дня

Что касается отставки Пискуна, то, пожалуй, это самая прогнозируемая и самая ожидаемая отставка последнего года. В принципе, все ее давно ждали. Интрига заключалась лишь в том, когда и на каком основании Виктор Ющенко уволит эту одиозную личность. Меня очень заинтриговали слова, сказанные Ющенко в начале этого года о том, что «Пискун должен пройти путь офицера до конца». Мне было интересно, что же Виктор Андреевич подразумевает под этим «концом пути офицера».

Тем не менее, нас всех разочаровала эта отставка. Виктор Андреевич поступил в своем стиле, объяснив отставку Генпрокурора стандартным для себя «а тому що». Никаких объяснений, кроме заявления Рыбачука и вчерашнего заявления Луценко, в общем-то, общественность не получила.

Вспоминаю, как Кучма долго готовил отставку Пискуна, собирал компромат руками Колинько, довольно удивительным кажется, насколько теперь легко этот человек уволен с должности.

Причин для отставки Пискуна, конечно же, была масса. На протяжении всего срока его пребывания в должности Генпрокурора эти причины лежали, так сказать, сверху. Достаточно вспомнить его скандальное интервью «Украине молодой», когда он заявил о том, что он является «человеком Бога», и тот, кто против него, тот против Бога. Если помните, «блаженный Святослав» тогда наговорил столько, что уже было достаточно для того, чтобы его отставили. Он, в частности, признался в этом интервью о том, что он незаконно возбуждает уголовные дела, по наитию (он «человек Бога», он все знает, наверное). Уже это было достаточным основанием для того, чтобы отправить его в отставку.

А если говорить о тех уголовных делах, которые, некоторые из них, на мой взгляд, довольно обоснованно возбуждались там, где присутствовал либо Пискун, либо его родственники, то этих дел было предостаточно и при Кучме, и при Ющенко, и я уверен, сейчас мы услышим о них еще большие подробности. Чего стоит только дело по захвату Черновицкого хлебокомбината, директор которого фактически открыто обвинил Пискуна в том, что тот инициировал пытки против этого человека. И если его дочь, юная, но талантливая, появилась среди членов наблюдательного совета захваченного хлебокомбината, то, согласитесь, это уже говорит о многом. И этого уже было достаточно, чтобы начать следствие, на время которого в любой стране, как минимум, Генпрокурора должны были отстранить от занимаемой должности, а вообще-то, по большому счету, уволить.

Я глубоко убежден, что люди с таким интеллектом и с таким моральным обликом не могут иметь права занимать любые государственные посты в стране и представлять избирателей выборных органов. Поэтому, как в любой цивилизованной стране, я считаю, эксперты, журналисты должны подключаться к функции общественного контроля, который требует того, чтобы люди с запятнанной репутацией не попадали в избирательные списки, не попадали в Парламент и не пользовались там депутатской неприкосновенностью.

Именно поэтому я считаю, что этот общественный контроль должен сейчас следить за тем, чтобы появление фамилии Святослава Пискуна в избирательном списке партии гораздо сильнее ударило по имиджу партии, в которой он появится, чем те дивиденды, которые она могла бы приобрести от его появления.

Что касается возможных кандидатов – все знают целую массу фамилий. Сегодня появилась фамилия еще одна, господина Дрижчаного. Я вполне допускаю, что сейчас Ющенко, конечно, ищет кандидатуру, которая была бы проходная в Верховной Раде, и в этом плане Стретович, Кармазин, другие фамилии, которые звучали, его не очень устраивают. Я допускаю, что сейчас в списке кандидатов, которого выдвинет В.А.Ющенко, появится человек из силовых структур. Так что я допускаю, что слух, запущенный по поводу Дрижчаного, вполне имеет под собой основания. Я считал до недавнего времени вполне реальной кандидатуру Корниковой, судя по вчерашней реакции Стретовича на эту фамилию (только эта фамилия вызывала у него опасения) – а я понимаю, многие считали ее реальной кандидатурой – но появившийся компромат на нее по поводу отсутствия у нее юридического образования, я думаю, тоже не очень удовлетворит Виктора Ющенко. Он сейчас боится любых скандалов.

А что касается встречи Президента с олигархами, то я бы не переоценивал значения этой встречи. Ющенко и Ехануров последние несколько недель только и занимаются тем, что встречаются с представителями бизнеса. Мелкого, среднего, более или менее крупного, было бы очень странно, если бы они все-таки не захотели встретиться и с представителями самого крупного бизнеса.

Ющенко начинает понимать, что те смешные агитки, которые год назад были развешаны всюду о том, что восток Украины вообще никак не влияет на ВВП и что здесь Киев полностью котирует экономику восточных регионов. Судя по действиям нашей власти весной этого года, я так понимаю, что и Ющенко, и Тимошенко всерьез поверили в эти агитки, несмотря на свой опыт, и теперь начинают понимать, что что-то не так, раз ВВП таки падает. И мы сейчас видим, что из 19 приглашенных олигархов примерно половину представляли представители крупного бизнеса именно восточной Украины.

Тенденция правильная, нужно власти вести диалог с бизнесом, на предприятиях которого зиждется вся экономика Украины, и ВВП, я считаю, что все равно психология мещанина хоружеского возьмет верх над психологией бизнесмена. Судя по реакции наших олигархов, которые выходили после этого четырехчасового монолога (судя по их ответам, беседы не было, был монолог в стиле Ющенко) – если год назад на российских олигархов пустые декларации о свободе бизнеса и о том, что никто никого не будет трогать и не будет никакой реприватизации, еще воспринималось с какой-то долей доверия, то сейчас все олигархи восприняли это, как очередную пустую декларацию. Я все-таки думаю, что за этой встречей в ближайшее время не последует серьезных шагов по сближению власти и крупного бизнеса.