Точка невозврата
А если затихли все и одновременно, значит, готовится воистину интересное дело. Для любой партии, участвующей в выборах, точкой невозврата обычно принято считать очередной или внеочередной съезд, который очерчивает будущую избирательную программу и основных действующих лиц кампании. Однако в политическом сезоне-2005 это правило, похоже, применять перестали. И это касается не только замечательного по своему наполнению съезда Народного союза “Наша Украина”, который стал очередным эпохальным пшиком, но и действий других основных игроков парламентских выборов-2006. Какие-то странные шахматы получаются. За столом сидят будущие соперники, никак не могут выбрать, кто играет белыми, и кто, в конце концов, будет вынужден сделать первый ход.
Нет, конечно, хорошо, что Народный союз “Наша Украина” и Блок Юлии Тимошенко отложили свои точки невозврата на третье декабря. Хорошо в том смысле, что не на третье января. Были бы совсем замечательные съезды. Или, скажем, на третье марта. Никогда не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра. Почему бывшие соратники по Майдану так синхронно не могут донести до своих, пока еще очень многочисленных сторонников внятные тезисы предвыборной кампании? Почему политтехнологи этих уважаемых объединений в частных беседах хватаются за головы, комментируя состав будущих списков и сам процесс их формирования?..
Оптимисты говорят, что Ющенко и Тимошенко ожидают годовщины Майдана, дабы там, оказавшись в привычной для них среде массового митинга, объявить, наконец, о конце не такой уж и холодной войны. В общем, взявшись за руки снова отправиться к электоральным вершинам прежней монолитной командой.
Пессимисты утверждают, что НСНУ и БЮТ просто оттягивают время представления своих избирательных списков, так как эти списки будут весьма неоднозначными. Практически каждый день так или иначе в прессу просачивается информация, что очередной “верный ленинец” из компании Леонида Даниловича приклонил голову к одной из самых что ни на есть революционных партий. И в НСНУ, и в БЮТе пока этого немного стесняются. Борьба, так сказать, за осколки имиджа. И, кстати, зря. Надо бы им брать пример с простого, как песня, Виктора Федоровича Януковича. Вот фракция “регионов” приняла в свое лоно Татьяну Засуху, даму приятную во всех отношениях, и не краснеет. Прибавит что-то госпожа Засуха к положительному имиджу “регионов”? Весьма сомнительно. Волнует это сильно Виктора Федоровича Януковича? Абсолютно нет.
Ну “регионы” “регионами”, а революционный центр явно лихорадит. Трудно поверить в то, что гипотетическое объединение двух крупнейших “оранжевых” сил серьезно не обсуждается и не анализируется в обоих штабах. Косвенным подтверждением этому является внезапное молчание ягнят, пардон, ведущих украинских политологов, которые все лето яростно трубили о том, что по отдельности Виктор и Юлия набирают больше, чем в связке. Может быть, летом оно так и представлялось с высокой политологической башни, однако теперь в условиях совсем уж неприглядных цифирок социологии, которая, как говорится, не для прессы, а для внутреннего пользования, вероятно, формируется новое представление о судьбе такого блока.
В кулуарах прошедшего полусъезда НСНУ многие рядовые и не совсем рядовые делегаты вздыхали о былой любви с БЮТ. Подобные же настроения невооруженным глазом и ухом можно услышать и в среде соратников Юлии Владимировны. Даже непонятно, что является основным камнем преткновения для того, чтобы хотя бы начались, скажем так, публичные переговоры, а не закрытые консультации. Ведь ситуация в обоих лагерях предельно ясна - расклад весны-2006 вполне может оставить победившую власть если не без всей реальной власти, то оттяпать у нее огромный кусок этих самых властных полномочий.
Итак, что же мешает договориться сторонникам Президента и соратникам экс-премьера? Возможно, дележ партийного списка. Во время оно, когда деревья были зелеными, гаишники упраздненными, а Литвин одной третью предполагаемой коалиции с НСНУ и БЮТ, пирожок предполагали делить так: по 25 процентов каждой политической силе и 25 процентов - квота Президента. Литвин уж далече, но даже, думаю, его квота, поделенная пополам, плюс собственные 25 процентов, вряд ли устроят Юлию Владимировну. Желаемый же вариант для БЮТ - пятьдесят на пятьдесят - наверняка вызывает неприятие лидеров Народного союза. Как же так, партия власти будет поровну делиться с кем-нибудь еще? Однако, если проблема именно в списке, она, безусловно, решаема. Просто создается впечатление, что оба лидера “оранжевых” раздали за эти месяцы столько обещаний разным серьезным людям, что теперь эти обязательства просто не укладываются в гипотетический проходной список.
Нет, честно, самая главная проблема украинской революции в том, что у нас теперь в стране полторы политических элиты. Цельная кучмовская, разве что понесшая небольшие утраты в виде стрелков в себя и неожиданных эмигрантов, и некоторая новая полупоросль, пришедшая наверх в результате Майдана и, естественно, требующая к себе внимания и уважения. И, как ни крути, для всего этого элитного колхоза есть не так уж много мест. Четыреста пятьдесят - в парламенте, около сотни - в правительстве и всевозможных комитетах, тридцать-сорок - в дипломатии (ну там еще и соображать нужно)... Вот практически и все. А между тем у первой волны украинской независимой элиты подросли дети и другие родственники. Мест мало, випов и топов много.
Как они никак не додумаются увеличить количество депутатов в парламенте? Сделать человек восемьсот. Все, глядишь, попроще было бы договариваться между собой. Причем в ситуации, когда в хвостах от проходной части списка висят нужные и заслуженные люди, проблема не только у провластных партий, но и у оппозиционных. Ведь, как ни крути, как ни хорохорься, вожди “регионов” или СДПУ(о) в прошлом году получили масштабнейшее поражение. А поражение несет за собой всевозможные потери. Множество людей не дождались осеннего ренессанса Виктора Януковича и чкурнули сгоряча кто в революционеры, кто в умеренные литвиновские государственники. Эти пробоины надо латать. Чем их латать оппозиционной силе? Естественно, только обещаниями будущих преференций.
Но вернемся к нашим якобинцам. Еще одной причиной, по которой не происходит возможного сближения НСНУ и БЮТ, является теперь уже вялотекущая война между отдельными, но весьма представительными персонами. Петр Порошенко, действующий, похоже, по принципу “а, ты еще не угомонился?”, недавно сравнил своего основного оппонента по коррупционному скандалу Александра Зинченко с евангельским персонажем по имени Иуда. Вряд ли подобную лексику и фразеологию можно считать дружеской и соратнической. Нет, честно, 22 ноября на Майдане будет зрелище. Так хочется увидеть рядом в оранжевых шарфиках не только Порошенко и Зинченко, но и, например, Третьякова вместе с Турчиновым. Да мало ли... Александра Михайловича Волкова хочется увидеть, Пискуна и других пламенных, но незаметных борцов революции. Вот интересно, собирался бы народ на Майдан в немереном количестве, если бы рядом с Виктором Андреевичем и Юлией Владимировной стояли те люди, которых они сейчас с такими милыми улыбками и разговорами о перевоспитании тянут в избирательные списки?..
Ну и, конечно, сложные отношения лидеров. Вождей. У них сейчас сложный период. Виктор Андреевич давно уже не показывал рук, которые известно что не делали. Юлия Владимировна вообще, аки ясное солнышко за тучкой, не радует народ своим появлением, кроме как на биг-бордах с бравыми моряками Черноморского флота России. Хочет ли Юлия Владимировна союза с Ющенко? Наверное, да. Что хочет Ющенко? Вот это - вопрос вопросов.
И вправду, чего хочет наш Президент? Кроме демократии и торжества трипольской культуры во всем мире? Что вообще происходит, в частности, в его партии, которая в тысячу глоток зазывает его возглавить список, а потом, извиняюсь за жаргонное слово, “прокидывает” на собственном съезде? Ведь у Президента, наверное, есть компьютер. И он, наверное, подключен к Интернету. И Президент у нас, без сомнения, обучен грамоте. Неужели он не замечает, что самым популярным политическим вопросом последнего месяца является вопрос, когда Ющенко объединится с Януковичем - до выборов или после? Чего-то я далек от мысли, что Ющенко это по душе...
Интересная позиция, однако. То, мы почетный председатель партии, а вдруг чего не так, президент всех украинцев. И всех уважаем, и всех ценим, и со всеми ведем конструктивный диалог. От этого конструктивного диалога уже на самом деле рассыпаются самые долговечные конструкции. Неужели Виктор Андреевич всего лишь за год забыл, что такое политическая борьба и с чем ее едят?
А может, просто хорошо президентствовать? Тихо, спокойно. В Париж вот съездил. Ведь Виктору Андреевичу, собственно, ничего не грозит. Он как Президентом был, так и будет, дай ему Бог здоровья и долгих лет жизни. А вот что будет с его курсом, с его политикой, благодаря которой он Президентом, собственно, и стал? Нет, одному Господу известно, куда будет вступать Украина после марта 2006 года. Она, правда, и сейчас вступает в основном в субстанцию, о которой в серьезной политической статье упоминать было бы совершенно плохим тоном.
Нет, все-таки нужно больше позитива. Типа, там “Вставайте, демократы, либералы и украинские националисты, плюс хорошие олигархи и люди доброй воли всех областей западной, северной и центральной Украины на защиту ценностей Майдана от плохих олигархов и людей не совсем доброй воли Украины восточной и южной!”. Или так: “Оранжевые братья, все на борьбу друг с другом! Расскажем в контексте свободы слова, кто сколько украл!” Или, скажем, так: “Виктор Федорович, приезжайте к нам в Ивано-Франковск на яичницу с салом!” Или совсем коротко: “Гиляка ждет!”
...Молодец все-таки Литвин. Написал на плакатах скромненькое “мы” и сидит себе спокойно в Верховной Раде, микрофоны чинит с утра до вечера. Учитесь, панове. Высший класс. Тонкая работа. И на Майдан наверняка придет. Не побрезгует. В общем, двадцать второго нас крепко повеселят. И только для одного мужчины и одной женщины этот день, похоже, будет точкой невозврата.
Юрий Смирнов, “УЦ”.