УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Назад в будущее-2004: Украина без Ющенко

Назад в будущее-2004: Украина без Ющенко

Как жила бы страна, если бы на президентских выборах победил другой кандидат

Видео дня

Помните знаменитую голливудскую трилогию «Назад в будущее»? Сюжет фильма был построен ia предположении, что в одно и то же время могут существовать несколько реальностей, в каждой из которых события развиваются по-своему. Вдохно­вившись выдумкой киношников, «АиФ» решил пред­ставить, как прожила последний год другая Украина - вымышленная, которая выбрала президентом Вик­тора Януковича. Ведь сегодня об этом задумываются многие украинцы.

Пофантазировать на эту тему «АиФ» предложил авторитет­ным украинским политологам.

Договорились бы победители и проигравшие?

Итак, победа Виктора Януковича объявлена, утром 22 ноября 2004 года из ти­пографии выходит свежий выпуск «У рядового кур'ера», страна готовится к передаче власти и инаугурации.

Оппоненты победителя не согласны с объявленны­ми результатами, в стране назревает революционная ситуация. Оценив опасность развития противостояния, В.Янукович садится за стол переговоров с оппозицией. В качестве моральной ком­пенсации проигравшим предлагается место премье­ра и несколько портфелей в коалиционном правительс­тве. Напомним, политичес­кая реформа провалена пар­ламентом весной 2004 года. В обозримой перспективе премьерское кресло не име­ет реальной власти. Форми­рование государственной политики правительства полностью зависит от пар­ламента и президента. В ро­ли такого премьера Виктор Ющенко уже был. Это пред­ложение ни в коей мере не дает ему желаемой компен­сации. Кроме того, приня­тие предложения навсегда отрывает его и «Нашу Укра­ину» от союзников - Юлии Тимошенко и Александра Мороза. Те, в свою очередь, гоже отказываются приме­рить на себя сомнительные полномочия. Мороз все еще рассчитывает провести по­литическую реформу. Тогда место премьера или спикера действительно будет иметь цену в его глазах.

А вот Тимошенко могла бы и принять предложение.

В конечном итоге работа с правительством, впрочем, сформированным без ее участия, была бы прервана уже в начале осени 2005 го­да. Юлия Владимировна громко хлопнула бы дверью, закрепив за собой еще более мощный ореол матери-спа­сительницы, которой меша­ли работать злые силы. Впрочем, судьба Тимошен­ко может быть и менее удач­ной: вплоть до ареста по об­винению в коррупции или в попытке покушения на го­сударственный строй.

Накануне второго тура «АиФ» вместе с политолога­ми составлял предполагае­мые списки правительств каждого из кандидатов. По­тенциальными премьерами у Ющенко, кроме Тимошен­ко, были также Анатолий Кинах и Петр Порошенко. Во время выстраивания мости­ков между пришедшим к власти Януковичем и оппо­зицией этим политикам то­же предложили бы портфе­ли. Скорее всего, речь шла о вице-премьерстве или сек­ретарстве в СНБО. Не иск­лючено, что это предложе­ние было бы принято.

В случае провала попыт­ки договориться в парла­менте формируется жесткая оппозиционная сила, кото­рая держит под контролем законодательную жизнь го­сударства вплоть до парла­ментских выборов. При этом деятельность СПУ, БЮТ и «Нашей Украины» становится все слаженнее, а внутренняя и взаимная кон­куренция политических сил уходит на второй план.

Два Виктора и два вектора

Как уже было замечено, работа парламента требует особого внимания. Поэтому главе провластной фракции Раисе Богатыревой расслаб­ляться некогда. Перед партией власти стоит серьезная задача: доказать избирателю и инос­транным наблюдателям собс­твенную демократическую и экономическую состоятель­ность. Первый пункт этого сложного плана - политреформа. Ее вносят в зал во вре­мя зимней сессии 2005 года, и она набирает необходимое ко­личество голосов. В реформе заинтересован А.Мороз, он обеспечивает поддержку зако­нопроекту со стороны части оппозиции. Не исключено, что голосование происходит за счет подписания очередно­го парламентского соглаше­ния. Например, до конца со­зыва не рассматривается воп­рос о перевыборах президиума Верховной Рады (тогда один из лидеров оппозиции Алек­сандр Зинченко сохраняет за собой кресло вице-спикера) или украинская власть вступа­ет в переговоры о гарантиях безопасности для Ю.Тимо­шенко и ее семьи.

Внешнеполитическая экономическая концепция нового правительства ориентирована прежде всего на страны-члены ЕЭП. Договоренности в рам­ках этого проекта требуют ра­тификации Верховной Рады. Оппозиция предпочитает бло­кирование рассмотрения этих документов или пропускает их параллельно с законопроекта­ми для гармонизации законо­дательства с ВТО. Власть идет на такие уступки, потому что ВТО - одна из внешнеполити­ческих задач Януковича. Но порядок приоритетов испол­нительной власти и оппози­ции заметно отличаются.

Со скрипом, при долгих и жарких обсуждениях парла­мент проходят новые ставки налогообложения, идет нало­говая реформа. Обсуждаются вопросы сельскохозяйствен­ной, пенсионной, админист­ративной и судебной реформ.

Перспективы парламент­ских выборов и давление со стороны оппозиции не дают власти расслабиться. Уровень пенсий и зарплат пропорцио­нально повышается, в соот­ветствии с цифрами, заложен­ными в бюджете. При этом инфляция жестко удерживает­ся в плановых границах. Оп­позиция критикует власть за ручное управление, власть отбивается, но старается сохра­нить лицо перед европейски­ми наблюдателями.

Параллельно решаются ак­туальные экономические воп­росы. Например, о привлечении иностранных денег. Они нужны как объективный фак­тор развития экономики в виде инвестиций, как и кре­диты, чтобы не сорваться при обеспечении обещанных со­циальных гарантий.

Проблема усложняется тем, что на европейском поле царствует Виктор Ющенко. Европарламент склонен боль­ше верить сведениям, звуча­щим из уст главы оппозиции, чем исполнительной власти. Ющенко обращает внимание иностранных инвесторов на то, что прошлогод­ние экономические показатели, в час­тности темпы роста ВВП, откровенно за­вышены. Иностран­ный бизнес настора­живается и идет в Украину неохотно. Нет и активной под­держки со стороны России. Там начина­ют диктовать свою политику жизни в рамках ЕЭП. Янукович предпочитает не слиш­ком-то прогибаться под Мос­кву. Понемногу перед Украи­ной возникает призрак доро­гих газовых поставок. Прави­тельство ищет альтернативные варианты. Переговоры с Тур­кменией идут в жесткой фор­ме и с трудом, но дают резуль­тат. Украина получает отсроч­ку, на фоне которой пытается построить нормальные отно­шения с Западом.

Но из-за слабой работы Ге­неральной прокуратуры это сложно. Следствие по делу Гонгадзе продолжает затяги­ваться. Генпрокурор Геннадий Васильев не спешит докладывать о раскрытии преступле­ния. Продолжаются сложные зарубежные экспертизы, связанные с опознанием тела. Святослав Пискун оспаривает в суде свою отставку, но прис­тупать к обязанностям не спе­шит. Новый президент, экс-президент и оба прокурора приходят к оптимальной дого­воренности. Пискуну находят достойную должность в СНБО.

Ноябрь-2005

В первые сто дней пра­вительству удается сохранять хорошие показатели роста производства и ВВП, сдер­живать инфляцию, уровень которой, несмотря на возрос­шие социальные выплаты, ниже прошлогоднего. И это понятно. Во-первых, эконо­мика не переживала встрясок реприватизации крупнейших предприятий, никто не отме­нял «за одну ночь» свобод­ные экономические зоны. Не укреплялась в течение суток в «ручном режиме» нацио­нальная валюта.

Во второй половине 2005 года правительство вынуж­дено искать источники поступлений в бюджет (сам бюджет оппозиция яростно критикует и называет «бюд­жетом проедания»). Стано­вится актуальной тема прива­тизации. Оппозиция нас­таивает на пересмотре прода­жи «Криворожстали». Пра­вительство категорически против. Начинается серьез­ный анализ результатов при­ватизации ряда крупных предприятий. Формируется список стратегических гос­предприятий, которые все-таки выставляются на прода­жу. Главное противостояние сторон в том, какие пред­приятия продавать: убыточ­ные или прибыльные. В ко­нечном итоге принимается решение о первоочередной продаже «Укртелекома». Параллельно начинается судеб­ное разбирательство вокруг НЗФ. Суд принимает реше­ние в пользу нынешнего вла­дельца. Продажа объектов, в соответствии со списком продаж, проводится в макси­мально прозрачном режиме. Украинские олигархи не принимают в них чрезмерно активного участия.

Свободные экономичес­кие зоны остаются наиболее привлекательными для инос­транных инвесторов. Их дея­тельность обеспечивается го­сударственными гарантиями. Больше всего таких зон - в Донецкой области.

Все это происходит на фоне активной критики со стороны оппозиции. Как ни стараются Янукович и его правительство сохранить ли­цо, проблем в социальной сфере накапливается доста­точно. Оппозиция пользует­ся растущей популярностью, ее активно поддерживает За­пад. К началу старта парла­ментской избирательной кампании противостояние снова достигает максимума. Ответственность за народное неудовлетворение, как обыч­но, лежит на партии власти. По прогнозам экспертов, у оппозиции все шансы взять реванш.

Светлана ГОЛЛАНДС, Анна НЕСТЕРОВА, Марыля БОСАКЕВИЧ, «Аргументы и Факты»

www.aif.ru