Жизнь после Майдана-2, или Поколение “но пасаран”
Гроб этот давно уже соструган по мерке и даже обшит глазетом с кистями. Лучшие безенчуки страны трудились. Только вот одна незадача - покойница скорее жива, чем мертва. Она, как у Маяковского, многолика, миллионноглаза и, к полному удивлению врагов, крепче и суровее, чем год назад.
В годовщине Майдана все было странным и неправильным. Самым неправильным было то, в каком состоянии победители подошли к своему празднику. Разругавшиеся вожди, потерявшиеся в суете обыденной жизни полевые командиры, разочарованные солдаты революции... Да и проигравшие выглядели не в пример лучше, чем год назад. Эдакими серьезными экономистами и радетелями за народ. А совсем не коррупционерами, олигархами и уголовниками. В “праздничном” винегрете все перемешалось и встало на дыбы. Смыслы, персоны и даже сами итоги революции.
Одно хорошо. Прошел всего год, и никаким злым умыслом нельзя исказить тот гигантский массив телевизионной хроники, который был накоплен в те дни. И все сразу встает на свои места. Вы говорите, Янукович и его политическая сила лидируют в социологических опросах? Ну-ну... Посмотрите на досуге, как Виктор Федорович предлагает конфетку Путину или, например, как торжественное собрание в Конче-Заспе с участием не только “проффесора” и его друга Леонида Даниловича, но и канувших в ночь Щербаня и Белоконя прерывается звонком “из Нидерландов”. И все, поверьте, становится ясным.
Странным был и сам Майдан. В торжественной обстановке аппаратура, исправно работавшая в долгие революционные дни и ночи, давала постыдные сбои. Да и выступавшие частенько сбивались, чего не позволяли себе год назад. Но самой странной была аудитория Майдана. Если отбросить небольшие группы профессиональных знаменосцев и крикунов, ангажированных не только “оранжевыми”, но и “бело-голубыми”, на Майдан пришло огромное количество людей, для которых этот день, наверное, до конца их жизни останется самым значительным в календаре. Спокойных, как паровозы. С четким осознанием того, что большинство поставленных задач пока не достигнуто.
Да, они видят, что их вожди зачастую тратят на борьбу за власть больше времени и усилий, чем на общественно полезные работы. Да, они понимают, что все могло быть значительно быстрее, четче и приличнее. Но они сделали свой выбор не ради моральных принципов Виктора Андреевича и прекрасных глаз Юлии Владимировны, а ради собственного достоинства. Достоинства и свободы...
Кому досталось в предпраздничные дни, так это колбасе. Почему-то именно этот весьма уважаемый пищевой продукт стал основным отрицательным аргументом в устах сторонников революции. В интернет-дискуссиях, в газетных статьях и, в конце концов, в выступлениях вождей Майдана рефреном звучало: “Мы тут не за колбасу стояли”. Просто само слово “стояли” у всех так или иначе заставших Советский Союз ассоциируется с очередью. За той же колбасой, за водкой, ну а в тяжелый для Родины час - и за хлебом.
Теперь этого добра в магазинах хватает. Деньги есть - покупай, денег нет - помирай... Так что если представить себе Майдан очередью, то стояла она, наверное, за вещами более неосязаемыми, что ли. Одним словом, наверное, мы стояли там в очереди за Украиной.
Однако же год прошел, очередь наша явно продвинулась, но, пардон, до прилавка мы так и не добрались. Во-первых, пацаны все время подходят без очереди. И добро бы по одному разу. Во-вторых, продавцы все время ругаются друг с другом. Потому что в нашем магазине у каждого продавца своя кладовка. И у всех очень вострые глаза. И руки, которые ничего не крадут, а честно берут и уносят из торгового зала. Потому что главная моральная ценность для каждого украинца - это семья. А семью надо кормить.
Странная получается штука. Мы стоим не за колбасой, а за вершинами человеческого духа, а люди эту колбасу на наших глазах тырят и тырят. И до вершин человеческого духа им, как до Киева на старом раздолбанном “Икарусе” с помаранчевой ленточкой. Это не яркий образ, это правда жизни. В день годовщины Майдана мы с друзьями ехали в столицу из Кировограда. Этот самый ржавый “Икарус”, под завязку набитый революционерами, стоял на въезде в город Смела, и работник Госавтоинспекции чего-то там проверял. Кто-то сказал: “Шо? Опять?”
Дежа вю? Все по новой? Мне кажется, да. Символично как: день Майдана практически совпал по времени со стартом новой избирательной кампании. И, простите за кликушество, но все точно так же неопределенно, как и год назад. Все висит на волоске. Плохое предчувствие, знаете ли...
Вот ведь парадокс. Почему люди, которые так блестяще организовали и провели Майдан не только в Киеве, но и во всей стране, так блекло, а порой и бездарно работают над воплощением его программ? Почему за год Киеву так и не удалось убедить Донецк и Симферополь в правильности выбранного пути, а слово “демократия” потихонечку становится чуть ли не ругательством?
И самое главное. Почему власть продолжает идти проторенным путем Леонида Кучмы, вмешиваясь в область личных свобод человека? Пытаясь по-своему решить национальные, языковые, религиозные проблемы украинского общества.
Надо бы уже выстроить политическую систему попроще. Партия Запада, Партия Востока, Партия Центра. А то, несмотря на цветастые идеологемы, наши политики продолжают опираться главным образом на территориальные различия частей украинского народа. Параллельно с киевской годовщиной в Донецке проходил свой Майдан. Майдан позора. Где власть Ющенко была подвергнута уничтожающей критике. В общем, дискуссии продолжаются. “Оранжевые зомби” и “бело-голубое быдло” с прежним азартом крушат друг друга все теми же аргументами.
И все же пациент жив. На многих оживленных перекрестках Киева 22 ноября молодые люди размахивали флагами Партии Регионов. И вопрос не в том, делали ли они это за деньги, или от души. Радует сам факт того, что это возможно. И, может, сторонники Януковича упрекнут меня в предвзятости, но я уверен, что при другом исходе президентских выборов оранжевым флагом махать можно было бы только на свой страх и риск.
Я тоже оранжевый зомби. Но порой вся моя преданность демократии, свободе и толерантности улетучивается при виде очередного правдоборца и обличителя с олигархическим прошлым и настоящим. Хочется, чтобы Луценко посадил, СБУ разобралась с врагами, народ заклеймил предателей. Ан нет. Стоп машина. Ведь если мы будем поступать, как они, мы станем ими. Без всяких поправок на большие цели и великие идеалы.
В одной из сетевых дискуссий встретилось такое мнение. Мол, пробуксовки оранжевой революции в том, что она была абсолютно мирной и бескровной. Мол, не повесили кое-кого на Майдане в те дни, вот и нет общей ответственности за совершенное. А так, конечно, карнавал карнавалом - и результат его всегда един. Мусор на площади и больная голова. Как сказал поэт, взгляд, конечно, варварский, но верный.
Нет, господа хорошие, все-таки НЕ верный. Ведь в метафизическом плане революция ничего не проиграла. Тогда, в один из майданских дней, уже ближе к победе, Виктор Андреевич озвучил тезис, который, к сожалению, потом мне лично слышать больше не доводилось. Будущий президент говорил о том, что Майдан - это пример не только для народов, находящихся под властью олигархов и тоталитарных правителей, но и для Запада, чья демократия становится все более и более карикатурной и порой живет по законам двойных стандартов. Наверное, в этом и был смысл. И этот смысл есть до сих пор.
Не знаю, как назвать это. Искреннее общество? Общество реального понимания? Бог его знает. Может, подтянутся политологи, как-то нормально сформулируют. Ведь что правители, если нас самих постоянно тянет в грязюку интриг? Чьих флагов было больше? Кто сколько платит активистам? У кого в предвыборном списке больше бандитов с большой дороги? Мы превратили слово “пиар” из рабочего термина в определение вранья. Мы нагрузили слово “патриот” таким негативом, что любить свою страну - ну несколько моветон! Как-то пора разобраться со всеми этими вопросами и двойными стандартами. Дать четкие определения. Может, в этом и есть украинская национальная идея... Просто сформулировать вопросы и найти на них правильные ответы, а не прятаться всю жизнь за ложной моральностью, выдуманными победами и быть родоначальниками всех культур на земле, гробя культуру на своей родной почве.
И все-таки мне понравилось. Понравилось то, что не было прогнозируемого гламурного поцелуя между Ющенко и Тимошенко. Ожидал этого с ужасом. Пожалуй, это окончательно разрушило бы возможное сотрудничество. Не бывает любви по праздникам. Любовь прошла, и слава Богу. Просто есть надежда на то, что совместное проведение годовщины Майдана позволит былой любви перерасти в честную дружбу, а не в обмен гадостями друг о друге.
Начинается новая эпоха в жизни украинского государства. Она началась 22 ноября 2005 года и может либо продлиться на долгий срок - на срок, который принято считать историческим, либо умереть в марте 2006-го. Нас ждут первые выборы без страха и, надеюсь, нажима на избирателей. Мозги, конечно, полоскать будут от всей души, но до увольнений и угроз дело, скорее всего, не дойдет. В общей массе люди в Украине стали смелее. Огромное количество акций типа “Защитим скверик” или “Где горячая вода?” - на самом деле главный успех революции. Ведь боялись же, боялись страшно. И не только старики, женщины и дети, но и здоровые мужики, и под афганскими пулями побывавшие, и бизнесом в начале 90-х занимавшиеся. Сейчас в этом отношении все стало просто. За “Регионы”? Да флаг тебе в руки! За Наталью Михайловну экзальтированную? Иди ори! За Юлю? Кохай до нестями! И если до революции сказать “я поддерживаю линию президента” мог себе позволить только государственный чиновник, то теперь и от абсолютно незаангажированного избирателя это услышишь.
Так что пока - песня. Даже невзирая на отдельные выхухоли в виде закона о выборах. Депутаты обещали журналистам изменить дискриминационное положение, как обычно, сделали полдела, ну да ладно. Была дискуссия в обществе, по результатам ее были предприняты конкретные шаги. Уже хорошо. Остальное журналистам придется доказывать своей честностью и профессионализмом.
Вопрос в другом. Социология рисует нынешней власти достаточно мрачные перспективы на парламентских выборах. Не дернется ли у кого рука врубить немножко приржавелый, но весьма дееспособный рычаг админресурса? Пусть не везде, а на местах (как будто у нас эти места не везде). В славной армии, в сумасшедших домах, в милых сердцу фальсификаторов больницах. А вот интересно, если такое начнется, найдутся ли моральные силы у тех, кто год назад вышел на Майдан протестовать против фальсификаций Кучмы, Януковича и Медведчука?
И тут, мне кажется, ответ положительный. На наших глазах в Украине появилось новое поколение. Поколение “но пасаран”. Спокойное, как двери, и по-украински упертое. Которое действительно стояло не за колбасу. И не за кабанчика. И не за свой менеджерский оклад или студенческую стипендию. И их много. Не так много, как хотелось бы, но не так мало, чтобы профукать эту страну собачьим блохам. Мне жаль, но в свои тридцать два, наверное, уже стар для того, чтобы быть среди них. То ли слишком отравлен, то ли глотнул слишком много противоядия.
И все-таки мне понравилось. Мне понравилось, когда Юлю Тимошенко несли на руках. Мне вообще нравится, когда женщин носят на руках. Хорошая традиция может зародиться. 22 ноября - День ношения женщин на руках. Духи не покупаем, демонстрируем физическую форму. И мне, честно говоря, плевать, пиар это или не пиар. Потому что это красиво. Согласитесь, если б на руках несли Виктора Андреевича, зрелище было бы уважительное, но гораздо хуже эстетически.
Статья получилась сумбурная. Ни тебе аналитики, ни тебе юмора. Этакая сплошная постпраздничная какофония. Ну, для кого праздник, для кого нет. Это уж дело такое. В любом случае красные дни календаря проходят и остаются суровые будни. Правда, в нашей стране количество суровых будней уже сравнялось с количеством праздников. Но эти самые будни неумолимо диктуют следующее: ни одна политическая сила в стране не предлагает четкого осмысленного плана развития государства и общества. Ну кроме Натальи Михайловны, конечно. А времени для верстки такого плана осталось совсем немного. Наверное, украинский народ не то чтобы поумнел, народ у нас и был ничего себе, но, по крайней мере, стал обращать больше внимания не на предвыборные подачки и фокусы-покусы, а на конкретное наполнение предвыборных программ. Во-вторых, электорат наверняка ждет от соискателей больше искренности, этакого шоу за стеклом. В этот раз политикам придется раздеваться практически до трусов. И если раньше дядька в селе только бурчал себе под нос “откуда, сину, в тебе грошi?”, то теперь может и послать подальше сына или доцю, которые оставят без внимания источники своих доходов.
А вы говорите, революции не было. Путч, оранжевый проект Вашингтона, сговор Кучмы и Ющенко по передаче власти. Была! И до весны никуда не денется. Надеюсь, в марте 2007 года мы не будем праздновать День настоящей свободы и годовщину правильного Майдана. Очень хочется верить, что вожди, дискредитировавшие ее по самое немогу, не предадут ее теперь ради лишнего десятка мест в парламенте и даже поста премьер-министра.
Потому что нам - нравится. Нравится чувство свободы, чувство собственного достоинства. Потому что мы предпочитаем новые возможности перед запрограммированным существованием. Потому что мы искренне считаем, что наша жизнь в наших собственных руках. Пусть это иллюзия, но это наша иллюзия. Мы за нее и горло перегрызем.
Юрий Смирнов, “УЦ”.