Ющенко, где Гонгадзе?
На прошлой неделе «дело Гонгадзе» передано в суд. Казалось бы, нужно радоваться, что наконец-то наиболее резонансное преступление в Украине расследовано, а виновные наказаны. Но радости нет. Потому что вариант «расследования» этого дела, который предложила власть нынешняя, столь же циничен и далек от истины, как и варианты, которые предлагал «преступный режим Кучмы».
Начнем с того, что в суд передана только часть уголовного дела. Та, которая касается милиционеров, принимавших непосредственное участие в убийстве журналиста. На скамье подсудимых окажутся Костенко, Протасов и Попович — люди, осуществлявшие слежку за журналистом, принимали участие в его похищении и убийстве. Предстоящий суд иначе как абсурдным, назвать нельзя. Судить будут людей, исполняющих команды своего руководителя — генерала милиции Алексея Пукача, который якобы собственноручно задушил Гонгадзе. Однако, местонахождение самого генерала неизвестно. Так же как неизвестно, кто отдавал приказ о похищении и убийстве журналиста. Следствию неизвестно. Хотя, стоит вспомнить, что, начиная с 2000 г., с того момента, когда впервые были обнародованы «пленки Мельниченко», народ пребывал в полной уверенности, что Гонгадзе «заказал» Леонид Кучма, а организовал убийство и похищение бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко.
Получается, однако, что народ ошибался. И Гонгадзе убили трое милиционеров чуть ли не по собственному почину.
Идиотизм ситуации усугубляется тем, что следствию до сих пор не известно, кто и зачем отрезал журналисту голову, перезахоранивал тело и где, собственно, сама голова. Нынешний министр внутренних дел Юрий Луценко заявил: «Расследование не велось после того, как были установлены убийцы и место убийства. По крайней мере, никто не расследовал, по моей информации, кто, когда и зачем перевозил тело, отрезал голову, а тем более — кто заказчик и организатор преступления». Интересный пассаж. По словам министра, получается, что следствие не то что не смогло расследовать, «кто, когда и зачем перевозил тело, отрезал голову, а тем более — кто заказчик и организатор преступления», оно даже не пыталось этого сделать. Чем могло быть вызвано такое странное поведение следователей Генпрокуратуры? Приказом сверху? Как бы там ни было, исходя из логики событий, рядом с убийцами-милиционерами на скамью подсудимых следовало бы посадить следователей, занимавшихся этим делом.
Так как оба наши генеральных прокурора в отношении дела Гонгадзе молчат, мы вынуждены вновь процитировать министра Луценко. Он дает крайне интересную трактовку того, почему Кучму не привлекают к делу Гонгадзе: «Вы знаете, у меня появились смутные опасения, что у Леонида Даниловича есть «охранная грамота». По непроверенной информации, экс-президент имеет на руках судебное решение, в соответствии с которым он признается не причастным к похищению и убийству Георгия. Якобы, еще до революции люди Кучмы инициировали соответствующее судебное разбирательство, чтобы обезопасить себя в будущем». Странная история. Судебное решение, которое доказывало бы «непричастность к похищению и убийству Георгия», могло быть вынесено на основании рассмотренного в суде уголовного дела по обвинению в «похищении и убийстве». Однако дело в суд еще только передается и решения по нему вынесено быть не могло. Соответственно, не может быть у Леонида Даниловича «охранной грамоты» от суда. Может быть, есть такая «грамота» от президента? И не только в отношении Кучмы, но и в отношении других обитателей кабинета Кучмы, обсуждавших, как лучше наказать журналиста? Судя по полному равнодушию ГПУ к этим «обитателям», подобная «охранная грамота» действительно имеется. И это также преступно, как и убийство журналиста. Поскольку называется это укрывательством преступников. И это укрывательство будет продолжаться до тех пор, пока между господами, обсуждавшими убийство Гонгадзе и ментами, задушившими журналиста не будет вставлено недостающее логическое звено в виде вещдока под названием «записи Мельниченко». И пока в отношении этих высокопоставленных в прошлом, а некоторых и в настоящем, господ не будут проведены все возможные следственные действия в полном объеме. Допросы, очные ставки, обыски и выемки, следственные эксперименты и пр. Но создается впечатление, что ГПУ просто боится приближаться к тому же Кучме, Литвину и прочим деятелям, которые живо обсуждали судьбу журналиста. Может быть, им не о чем их спрашивать, пока «записи Мельниченко» не признаны вещественным доказательством. Но о «записях» почему-то все ответственные стороны хранят гробовое молчание. Хотя вроде бы уже проведены необходимые экспертизы, в том числе и экспертиза СБУ. Но правоохранители и новый гарант Конституции делают вид, что «записей» просто не существует в природе. Что никто не обсуждал на Банковой, как заставить замолчать многих украинских журналистов, в том числе и Гонгадзе. Но если «записей» не существует, значит, Гонгадзе убили трое никому не известных милиционеров, потому что это взбрело в голову милицейскому генералу Пукачу, которому, вероятно, кто-то это почему-то приказал. В принципе, подобные сказки для идиотов вполне могут служить поводом для следующего выхода на Майдан. Но уже под лозунгами: «Ющенко, где Гонгадзе?»
Станислав РЕЧИНСКИЙ, "ВВ"