Газовые "торги" Украины с Россией
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Газовые "торги" Украины с Россией — занятие болезненное. Обоюдная острота ощущений давно перевалила за "болевой порог". Стоит вопрос выживания (по крайней мере, для одной из сторон). Партнеры уже почти не вспоминают такие мелочи, как юридическая подоплека их "газовых" отношений. Хотя разбор ситуации нужно было начинать именно с тщательной правовой оценки. Бизнес попробовал наверстать упущенное и проделал работу, полагающуюся государственным мужам обеих стран.
Условия транзита российского газа по украинской территории регулируются как на межгосударственном уровне, так и договоренностями хозяйствующих субъектов — НАК "Нафтогаз України" и ОАО "Газпром".
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношения Украины и РФ урегулированы тремя международными соглашениями, заключенными на уровне правительств двух государств:
1. 1) об экспорте российского природного газа в Украину и его транзите через территорию Украины в европейские страны от 18.02.94 г.;
2) о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины от 22.12.2000 г.;
3) о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины от 04.10.01 г.
Эти документы составляют единый нормативный комплекс. Ведь каждое последующее соглашение прямо ссылается на предыдущее, как на основание своего появления, либо вносит в него изменения.
2. Первое соглашение (1994 г.) во многом утратило нормативное значение, поскольку его ключевые положения, касающиеся условий транзита, перестали действовать после вступления в силу второго соглашения (2000 г.), установившего условия транзита на 2001 г. Кроме того, срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2005 г. Правда, предусмотрено его автоматическое продление на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить действие соглашения. Было ли такое заявление — широкой общественности неизвестно.
3. Что касается второго соглашения, то его основные положения сформулированы в ст.1: "Украинская Сторона гарантирует транзит по территории Украины российского природного газа, принадлежащего ОАО "Газпром", который российская сторона обязуется обеспечить в текущем году в объеме, определяемом в долгосрочном контракте... на период 2002-2013 годов, а также недопущение внеконтрактных отборов этого газа... Под внеконтрактным отбором... понимается отбор российского природного газа на территории Украины сверх объемов, предусмотренных в контракте между ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украши " относительно транзита российского природного газа в текущем году".
4. Наконец, третье соглашение (2001 г.) распространило действие предыдущего на 2002-2013 гг. и установило дополнительные обязательства сторон. В документе сказано (ст.2), что "Российская Сторона гарантирует проведение расчетов ОАО "Газпром" с НАК "Нафтогаз Укра'ти" за услуги по транзиту российского природного газа по территории Украины поставками газа и/или в денежной форме. Объемы транзита российского природного газа по территории Украины, а также размер платежей в денежной форме и/или объемы поставок газа в счет оплаты транзита будут уточняться на основе ежегодных Межправительственных протоколов на соответствующий год". Согласно третьему соглашению, "Российская Сторона гарантирует транзит среднеазиатского природного газа для газоснабжения потребителей Украины, осуществляемый на контрактной основе между хозяйствующими субъектами, по территории Российской Федерации в объемах, определяемых на основе ежегодных Межправительственных протоколов на соответствующий год на условиях, аналогичных условиям транзита Украинской Стороной российского природного газа в Западную Европу".
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ "ГАЗОВЩИКАМИ"
В третьем соглашении сказано, что "НАК "Нафтогаз Укршни" и ОАО "Газпром" до 1 ноября 2001 года подпишут долгосрочный контракт о транзите российского природного газа по территории Украины на период 2002-2013 годов". Сегодня между компаниями действует контракт от 21.06.02 г. об объемах и условиях транзита российского газа по территории Украины на период 2003-2013 гг.
5. Содержание контракта общественности неизвестно, хотя стороны в своих пресс-релизах раскрыли некоторые его положения (тексты — на сайтах НАК: http://www.naftogaz.com и "Газпрома": http://www.gazprom.ru). Но достоверность этой информации вызывает сомнения. Именно недоступность полного текста контракта создает благоприятную среду для всевозможных спекуляций, поскольку любая экспертная оценка юридических отношений компаний будет иметь достаточно условный характер.
Анализ соглашений Украины и РФ относительно транзита газа не позволяет с уверенностью судить о правовой природе отношений НАК "Нафтогаз Украши" и ОАО "Газпром". Скорее, при заключении и исполнении транзитного контракта компании действуют как субъекты частного права. Поэтому их действия нельзя приписывать соответствующим государствам как субъектам международного права.
Итак, транзит газа регулируется на двух уровнях: 1) частноправовыми нормами, которые установлены в контракте между компаниями и в применимом к нему праве; 2) нормами международного публичного права, определенными Украиной и РФ в трех упомянутых соглашениях. При этом на межгосударственном уровне установлены отношения поручительства, цель которых — гарантировать исполнение основного обязательства между двумя компаниями.
Соответственно, реализация обязательств государств может начаться лишь после установления факта нарушения условий контракта одной из компаний.
Поэтому не стоит торопиться взыскивать "настоящую" цену за аренду Севастополя российским флотом и закрывать радиолокационные станции.
ДОВОДЫ НАК
6. "Нафтогаз Украгни" в своем пресс-релизе от 7 декабря 2005 г. утверждает, что в течение 2005-2009 гг. условия транзита определяются положениями дополнения №4 к контракту, которое подписано 9 августа 2004 г.:
"а) фиксированная ставка платы за транзит российского газа в размере $1,09375 за 1 тыс.куб.м газа на 100 км расстояния, которая не подлежит изменению Сторонами;
б) фиксированная цена на российский природный газ, предоставляемый ОАО "Газпром" для обеспечения баланса газа Украины в счет оплаты НАК "Нафтогаз Украти" услуг, предоставляемых по транзиту, в размере $50 за 1 тыс.куб.м, которая не подлежит изменению Сторонами ".
ДОВОДЫ "ГАЗПРОМА"
По мнению российской компании (пресс-релизы от 6 и 7 декабря 2005 г.), из ст. 2 соглашения 2001 г. следует обязательство двух государств заключать на каждый последующий календарный год межправительственный протокол, в котором указываются объем транзита, транзитные тарифы и форма расчетов за услуги по транзиту. На основании данного протокола две компании обязаны внести соответствующие изменения в контракт между ними. "Газпром" утверждает: "Если Протокол не подписан или подписан с другими условиями, это Дополнение (№4. — Ред.) теряет силу, что прямо следует из Контракта", и настаивает, что нормы дополнения №4 к контракту могут действовать лишь в течение соответствующего календарного года, т.е. до 31 декабря 2005 г.
ОЦЕНКА ДОВОДОВ СТОРОН
Слабость позиции НАК "Нафтогаз Украгни" состоит в следующем:
• не опровергнуто утверждение, что утрата силы дополнения №4 "прямо следует из Контракта";
• заключение межправительственных протоколов в межгосударственных соглашениях сформулировано как обязанность сторон; в предыдущие годы стороны практиковали ежегодное заключение межправительственных протоколов; украинская сторона вела и продолжает вести переговоры о заключении протокола на 2006 г.
Однако утверждения "Газпрома" неубедительны. Во-первых, соглашение 2000 г. возлагает на РФ обязательство гарантировать объемы транзита, определенные контрактом между компаниями. При этом какие-либо межправительственные протоколы не упоминаются. Во-вторых, межгосударственные соглашения не определяют правовые последствия незаключения ежегодного межправительственного протокола, поэтому утверждение об утрате контрактом силы не имеет оснований. А из ч.1 ст.1 соглашения 2001 г. можно сделать вывод, что должны продолжать соблюдаться условия контракта. В-третьих, в ч.2 ст.2 соглашения 2001 г. говорится, что предметом межправительственного протокола является "уточнение" условий транзита. Не исключено, что стороны имели в виду корректировку существующих условий, а не установление новых. Кроме того, из документа не следует, что протокол должен заключаться именно на следующий год. Возможно, протокол следует заключать по результатам соответствующего года в целях приведения условий контракта в соответствии с фактически сложившимися отношениями сторон. В-четвертых, если условия транзита (являющиеся существенными условиями контракта) должны устанавливаться ежегодно, то непонятна логика заключения долгосрочного контракта на 2002-2013 гг., а также определения условий транзита на пять лет в дополнении №4. В-пятых, предыдущая практика заключения ежегодных протоколов и ведение переговоров о протоколе на 2006 г. еще не свидетельствуют о юридической обязательности заключения протокола.
Итак, позиция украинской стороны представляется более обоснованной. Если дело дойдет до суда, то более вероятно подтверждение действительности обязательств НАК "Нафтогаз Украши" и ОАО "Газпром", установленных на 2005-2009 гг. в дополнении №4.
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ВАРИАНТ
А если межправительственный протокол на 2006 г. не будет заключен вообще? В случае использования Украиной российского газа не будет ни "воровства", ни "несанкционированного отбора", так любимых российскими политиками. Будет применяться ст.4 соглашения 2000 г., предусматривающая последствия сверхконтрактного отбора российского газа: у нашего государства появляются долговые обязательства на сумму отбора, которая рассчитывается исходя из $50 за 1 тыс. куб.м газа. А это не $160-230, на которых сегодня настаивает "Газпром". Причем Украина даже имеет право выбора: заплатить сразу или оформить задолженность в госдолг путем выпуска 10-летних еврооблигаций. И эти условия никак не привязаны к ежегодному заключению межправительственного протокола. А европейских потребителей российского газа Украине опасаться не стоит: из соглашения 2000 г. следует, что и на территории Украины газ является собственностью "Газпрома".
И наконец, еще один курьезный момент. Условия транзита Россией по ее территории среднеазиатского газа для Украины должны быть аналогичны условиям транзита украинской стороной российского газа в Западную Европу. Однако Украина поставляет газ до границ стран Восточной Европы. Не совсем убедительно, но все же юридическая зацепка есть.
Итак, при составлении межправительственных соглашений украинская команда юристов оказалась явно профессиональнее российской. Значит, "войну нервов" украинская сторона может подкрепить простым, но главным требованием: соблюдать существующие договорные обязательства.
Роберт Хорольский, доцент кафедры международного права национальной юридической академии Украины им.Ярослава Мудрого (г.Харьков), Сергей Шаренко
«Бизнес»