УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сергей Соболев: "Основной гарантией честных выборов является неучастие в них Президента"

Сергей Соболев: 'Основной гарантией честных выборов является неучастие в них Президента'

Сергей Соболев в новой "оранжевой" системе координат представлял интересы Президента Виктора Ющенко в парламенте. Хотя не очень долго. Все закончилось тем, что полпред главы государства вместе со своей фракцией партии "Реформы и порядок" (ПРП) не поддержал кандидатуру Юрия Еханурова, которого Ющенко рекомендовал на замену Тимошенко. Правда, Юрий Иванович и так стал премьером, но вот Соболев больше не отстаивает интересы Президента. Однако это не мешает одному из идеологов ПРП прогнозировать возможный союз "пчеловодов" с партией "главных пасечников" — "Народным союзом "Наша Украина" (НСНУ). Конечно, в том случае, если ПРП не сможет договориться с Юлией Тимошенко и ее блоком (БЮТ) о совместном электоральном походе. Как раз сейчас идут последние консультации и торги по поводу списков: 7 декабря, на заключительном раунде своего съезда, ПРП должна определиться, в каком блоке она принесет больше пользы и себе, и людям. Правда, "рипки" выдвигают довольно жесткие условия союзничества: от Юлии Тимошенко требуют отказа от любых переговоров с "регионалами" Виктора Януковича, от Президента — неучастия в парламентских выборах "в виде" первого номера списка НСНУ. ПРП уверена: или та, или другая сторона их услышит. Об этом и не только мы говорили с зампредседателя "Реформ и порядка" Сергеем Соболевым:

Видео дня

Сергей Владиславович, как на сегодняшний день у партии "Реформы и порядок" обстоят дела с блокированием, поиском союзников, определением избирательной стратегии? Особенно учитывая противоречивые настроения внутри "оранжевой" команды? — На мой взгляд, наличие нескольких политических сил, которые рядом стояли на Майдане, но на выборы идут отдельно, говорит о том, что мы не смогли договориться по глобальным вопросам. Основа этих недоговоренностей была заложена во время сентябрьского кризиса, когда правительство Юлии Тимошенко было отправлено в отставку. Поэтому те моменты, по которым можно было вести дискуссию, стали объективной реальностью. И сегодня лишь договоренности между двумя ключевыми игроками — Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко — могут способствовать достойному выходу из сложившейся ситуации. К сожалению, пока этого не произошло, хотя до закрытия съездов НСНУ, БЮТ и ПРП остались считанные дни, после чего произойдет окончательное формирование блоков и избирательных списков. Я думаю, что договор между Тимошенко и Ющенко станет главным направлением предвыборного движения.

Но зачем тогда было стоять на Майдане, произносить красивые слова об объединении, обманывая тем самым и себя, и весь народ?

— Как раз то, что произошло в годовщину Майдана, не было наигранным или показным. Чем Майдан не разочаровал, так это тем, что и сейчас, и тогда, год назад, каждый из присутствующих говорил правду. К сожалению, сейчас у каждого своя правда. Но зато не было демонстративных поцелуев и показательных рукопожатий. И в выступлениях Президента, экс-премьера, лидеров партий звучала неподдельная тревога по поводу того, что до сих пор не соединены разорванные связи внутри команды, выигравшей президентские выборы в 2004-м. Я считаю, что нельзя искажать значение "оранжевой" революции в зависимости от того, как в дальнейшем сложились отношения между людьми, стоявшими в те дни за спиной Ющенко. А то, что Майдан был событием, признал весь мир, миллионы граждан Украины, поскольку тогда, осенью 2004-го, рабство пало и у нас у всех появилась возможность стать независимыми и свободными людьми.

Вы уже окончательно решили, с кем вам по пути на парламентские выборы: с блоком Ющенко или с блоком Тимошенко? — Ближайшие дни будут решающими: как вы знаете, съезд ПРП не закрыт. Мы взяли паузу, для того чтобы окончательно определиться. Сейчас мы ведем очень активные переговоры с БЮТ. Если они вдруг закончатся неудачно, хотя я мало верю в такой сценарий, то партия выработает новый вариант стратегии, рассмотрит иную конфигурацию возможного блока. Но, на мой взгляд, скорее всего, эта конфигурация будет связана не с форматом "Народного союза "Наша Украина", а с другими политическими структурами.

Возможен ли украинский правый блок, который сейчас формирует Юрий Костенко, с участием ПРП? — Структуры, входящие в Украинский правый блок и партия Юрия Костенко уже закрыли свои съезды. Это значит, что они уже определились. Что же касается ПРП и "Батьківщини", то наши съезды не закрыты. На 7 декабря запланировано проведение межпартийной конференции. Другими словами, надо пройти этот этап и в конце концов найти взаимопонимание.

Кто сегодня может гарантировать, что админресурс не распределится в пропорции 50/50? То есть власть будет "собирать" голоса в тех регионах, где у НСНУ свои губернаторы, а в неподконтрольных партии власти областях станут действовать так называемые реваншисты из ПР? — Прежде всего такой гарантией является закон о выборах народных депутатов, в котором предусмотрено, что формировать местные избирательные комиссии должны те политические силы, чьи фракции представлены в парламенте. Уже очевидно, что перевеса одной из сил не будет. Сохранится баланс, поскольку партии в ВР представлены очень разнопланово. Кроме того, нам удалось ограничить влияние партий-фантомов, которые существовали лишь для того, чтобы потом отдать свою квоту в комиссиях более сильным и перспективным "старшим братьям". По-моему, это довольно сильный ограничитель влияния на позицию глав и секретарей избирательных комиссий. Также, согласно закону, будет жестко контролироваться голосование на дому и по открепительным талонам: этот момент четко урегулирован. Да, каждый закон можно обойти, но все-таки сделать это теперь значительно сложнее. Следовательно, и количество нарушений на выборах-2006 существенно сократится. Основной же гарантией прозрачных и честных выборов я считаю неучастие в кампании Президента: вот тогда можно говорить о реальном, а не декларативном неиспользовании административных рычагов. Правда, сам Ющенко не раз заявлял, что займет позицию над схваткой и будет следить за тем, чтобы выборы прошли без нарушений. Я очень на это надеюсь…

И еще один, ключевой фактор: принципиальная позиция прокуратуры и МВД во время избирательной кампании. Рассчитываю, что правоохранители будут стоять на страже закона, а не поддерживать одну из партий, как это было раньше.

Уверены, что это удастся сделать? Все-таки в Генпрокуратуре сегодня двоевластие… — Так может, это как раз и к лучшему? Потому что не будет команды, ангажированной одной политической силой, и работники ГПУ станут следовать прежде всего букве закона, а не выполнять спускаемые "сверху" команды. Это мы уже видели во время прошлых выборов. И президентских, и парламентских.

ПРП собирается подписывать соглашение о честных выборах? Хотя о прозрачной кампании обычно говорят те, кто первым и нарушает все договоренности… — Все зависит от текста такого соглашения. Я уже ознакомлен с его проектом. Но еще раз повторю: главной гарантией честных выборов будет отсутствие имени главы государства в одном из партийных списков. Такой документ ПРП подпишет обязательно.

Сегодня большинство политологов утверждают, что создание в Украине не партий, а именных блоков свидетельствует о желании электората получить некую "сильную руку". Поэтому люди в марте 2006 года придут голосовать не за программу или идеологию, а за личность. Ваше отношение к этой проблеме? — За каждой из таких персон стоит политическая партия. И когда человек голосует за Пинзеника, Януковича или Тимошенко, он поддерживает ту политику, которую, на его взгляд, будет проводить человек, если он придет к власти. Так что вопрос персонификации — это попытка уйти от мелких партийных структур, которые существовали до сегодняшнего дня. И под раскрученные имена собрать максимальное количество команд, способных действовать консолидированно и выражающих общие интересы.

Как вы оцениваете желание Рината Ахметова идти в политику? Самый богатый человек Украины принял решение баллотироваться по списку Партии регионов. — Это результат меморандума, подписанного между Президентом Виктором Ющенко и лидером оппозиционной Партии регионов Виктором Януковичем. Фактически это гарантия всепрощения и вседозволенности. Она дает возможность тем, кто явно нарушал закон о выборах в 2004 году и финансировал фальсификационный процесс, выйти из тени. Сначала был подписан закон о неприкосновенности депутатов местных советов, потом Ринат Ахметов встретился с главой МВД, вместе чай попили, обеим сторонам чай понравился. Теперь Ахметов понял, что ему не надо бояться "возмездия", не надо уводить капиталы за границу… Все-таки ни один из организаторов электоральных махинаций на президентских выборах не привлечен к ответственности: люди-то не слепые, видят все. Хотя в моей родной Запорожской области фальсификации были настолько массовыми, что просто дух захватывало! И кто ответил за это? Мелкие чиновники… Иными словами, сейчас произошла легализация Рината Ахметова, которому дали понять — никто не будет нести ответственность за то, что творилось во время выборов-2004 в Донецкой области.

Эксперты уже сейчас "нарисовали" схему будущего парламентского большинства и считают, что оно будет красно-зелено-синим, то есть КПУ + ПР + партия Литвина. Какая, на ваш взгляд, коалиция реальна и какой вам ее хотелось бы видеть после парламентских выборов? — Конечно, идеальным вариантом было бы создание "оранжевой" коалиции, потому что ничто так не сближает, как внешние угрозы и вызовы. Думаю, этот фактор должен сработать… Но даже если не получится сформировать такую коалицию, то возможность создания союза, о котором вы сказали, тоже не выглядит реальной. Элементарно не хватит голосов. И вот тут возникает другая угроза: у разных крыльев "оранжевой" команды возникнет сильное искушение договориться с партией Януковича. На мой взгляд, если, имея 226 и более голосов, не удастся сформировать большинство из "оранжевых" сил и их естественных союзников, то тогда Президент должен воспользоваться своим конституционным правом и распустить новый парламент.

Вы согласны с Юлией Тимошенко, которая в годовщину Майдана сказала, что в 2006 году страна фактически будет выбирать нового руководителя Украины — премьера? По-вашему, у Юлии Владимировны есть шанс снова занять этот пост после выборов? — Конечно, я и мои коллеги по партии считаем, что период премьерства Тимошенко, при всех ее недостатках и просчетах, был наиболее позитивным после "оранжевой" революции. И я думаю, что ее возвращение в Кабмин реально: люди будут голосовать за того, кого они хотят видеть премьером. Это необходимо подкрепить честным соглашением, которое впоследствии дало бы возможность не расшатать команду: тот, кто "берет" первое место на выборах в ВР, у того и все права претендовать на премьерский пост. Конечно, я имею в виду только "оранжевую" команду.

А вы допускаете, что Юлии Владимировне для достижения этой светлой цели как раз придется искать договоренностей с партией Януковича? И говорят, уже приняты кое-какие решения. Например, Тимошенко становится главой Кабмина и отдает "регионалам" восемь ключевых портфелей в правительстве. Такое возможно? — Насколько мне известно, одним из условий начала переговоров между ПРП и БЮТ было то, что никаких договоренностей между Тимошенко и Януковичем быть не может. Это было подтверждено публично, и все действия "Батьківщини" в последнее время свидетельствуют о фантасмагоричности такой версии.

Должен ли кабинет Юрия Еханурова идти в отставку в случае, если премьер все же возглавит список НСНУ? Иначе сразу начнутся обвинения в использовании админресурса, создании неконкурентных условий для партий… — Если речь идет об отпусках для ключевых персон правительства — то это правильно. Такой шаг необходимо сделать, даже если в законе прямо об этом не сказано. Но давайте следовать не только букве, но и духу закона, тем обещаниям, которые давались на Майдане. С другой стороны, гарантией неиспользования административных рычагов является все-таки не "отпускной" Кабмин, а создание открытых правил электоральной игры. Если же подобные нарушения будут, то они сразу же должны быть преданы огласке через прессу. Политики тоже должны дать оценку таким нарушениям, и тогда каждый факт использования админресурса станет исключением, а не правилом.

Владимир Скачко, Ирина Гаврилова, "Киевский ТелеграфЪ"