Вице-премьер по вопросам проведения административно-территориальной реформы Роман БЕЗСМЕРТНЫЙ — человек предельно занятой. Ведь помимо своих прямых обязанностей в правительстве он еще и возглавляет политсовет партии «Народный союз «Наша Украина». И если во втором вопросе все более или менее понятно — партийное строительство идет полным ходом, то в вопросах админреформы все не так гладко. Поскольку далеко не все граждане Украины осознают, что эти реформы коснутся всех и каждого, Роман Петрович считает приоритетной разъяснительную работу. Впрочем, в нашем интервью мы решили не трогать больную тему. Говорили исключительно о политике.
Роман Петрович, как поживает ваше детище — партия «Народный союз»? Насколько я знаю, президиум собирается регулярно. Какие вопросы обсуждаете?
— Сейчас проходят областные конференции партии, идет формирование местных организаций. Уже проработаны несколько областей — Житомирская, Львовская, Херсонская, Сумская и некоторые другие. Члены президиума партии встречаются где-то раз-два в неделю. В основном определяем даты и время проведения конференций, утверждаем председателей оргкомитетов и рассматриваем кандидатуры глав областных организаций партии. Также на заседаниях президиума решаются вопросы членства в «Народном союзе». Пока нет местных организаций, кому-то нужно рассматривать сотни заявлений о вступлении в партию, которые идут потоком. Кроме того, формируется исполком партии: мы решаем все связанные с этим вопросы, начиная от месторасположения офиса, бюджета и заканчивая структурами региональных организаций. Причем все это прорабатывается с учетом будущей избирательной кампании. Конечно, по результатам прошедших областных партийных конференций можно говорить и о позитиве, и о негативе. Кто-то считает, что избирать главой областной партийной организации губернатора области — это недостаток. Но я думаю, что главы администраций, как лидеры общественного мнения, и должны заниматься партией. В общем, сейчас идет построение инфраструктуры партии. Думаю, до сентября «Народный союз» будет иметь полную развернутую систему. Вы же понимаете, проблем с количественным наполнением партии у нас нет. А вот с качественным — хуже. Но все эти вопросы решаются: иногда в дискуссиях, в спорах, в скандалах, но идет нормальная работа. Пока без конфликтов и противостояний.
— Вы обмолвились, что губернаторы должны популяризовать партийные идеи, дескать, их, как местных лидеров, послушают. Назначение Юрия Еханурова в такой непростой регион, как Днепропетровск, связано именно с этим? Вы возлагаете на него функцию популяризации «Народного союза» в восточном регионе?
— Вообще, это очень непростой регион. Но при этом он очень хорош для сильного администратора. И там грех жаловаться на финансовые недостатки или плохую инфраструктуру. Единственный вопрос, который нас беспокоил в Днепропетровске, — это противостояние местных элит. Поэтому на определенном этапе Президенту посоветовали «внедрить» туда человека извне, не связанного ни с одной из местных групп. Других причин назначения Еханурова нет. Разговоры о том, что это «ссылка» или что Безсмертный настолько силен, что «подмял» под себя регион, добившись назначения туда своего коллеги по партии, — это все неправда. Кстати, когда Юрий Иванович впервые услышал предложение возглавить Днепропетровскую область, то отказался. Я несколько раз с ним говорил, и его мнение не менялось. Потому что он действительно очень эффективен на посту председателя исполкома партии и, видимо, не хотел менять место работы. Но после разговора с Президентом Ехануров изменил точку зрения. Не знаю, о чем они говорили, но, очевидно, Виктор Андреевич привел серьезные аргументы. Я считаю, что это не просто правильное решение, но и иллюстрация того, какой подход должен был быть в назначении всех глав областных администраций. Нам нужно вводить в регионы новых, сильных, авторитетных людей. Таких, как Ехануров. Ведь никто не сомневается, что такой опытный человек, как он, справится с ситуацией и не позволит втянуть себя в межклановые войны.
— Коснемся будущих парламентских выборов. На учредительном съезде «Народного союза» Президент озвучил состав будущей партийной коалиции, в которую вошли НС, БЮТ и Народная партия. Однако последние заявления некоторых партийных лидеров вызывают сомнения в том, что такой состав коалиции реален...
— Ситуация такова. Я передал учредительные документы и Юлии Владимировне, и Владимиру Михайловичу. Насколько я понял по их интонациям, обоих не устраивают некоторые моменты этих договоров. Но я сказал: жду ваших предложений, готов встречаться и разговаривать. Поэтому я мыслю так когда Президент вернется из своих зарубежных поездок, мы соберемся и обсудим все вопросы. Думаю, что главный вопрос, который вызовет живые дискуссии, — это проблема квот. Но все решаемо.
— А если коалиции не будет, вы воспримете это как трагедию?
— Коалиция будет. Я пока не вижу преград для этого. Даже с точки зрения внутренних трений, которые кто-то пытается раздуть до уровня конфликтов. Например, заявление: Тимошенко напала на Жебривского, потому что он ставленник Порошенко... Это детские игры! Речь идет о внутренних организационных моментах. У нас есть высшая цель — большинство в будущем парламенте, а значит, нужно немного умерить пыл и не ставить межличностные отношения во главу угла.
— Как вы считаете, будет ли подниматься вопрос об избрании вице-спикера Верховной Рады? И кто мог бы занять этот пост?
— Я думаю, что вице-спикером будет Анатолий Матвиенко. Он имеет необходимую поддержку среди депутатов. На нашей фракции тоже обсуждался этот вопрос. Думаю, что «Наша Украина» поддержит его кандидатуру. Я, конечно, не навязываю никому своего мнения, но проголосовал бы за него.
— Правительство подверглось резкой критике из-за своих инициатив касательно таможенных тарифов на мясо. Оппоненты утверждают, что это чистой воды популизм и что подобные меры погубят отечественного производителя. Как бы вы это прокомментировали?
— Такой вывод делают те, кто понятия не имеет о структуре экспорта мяса Я попытаюсь с помощью цифр объяснить, что правительство все делает правильно. Кабмин ввел НДС на экспорт мяса и 10 процентов таможенного сбора. Это значит, 30 процентов стоимости мяса будет состоять из НДС и таможенного тарифа. Это уменьшение или увеличение? Увеличение. Почему на это никто не обращает внимания? Потому что после того, как был перекрыт доступ на ввоз нелегального мяса в страну, возник его дефицит. Вот откуда резкий скачок цен! Что сейчас нужно сделать? Во-первых, осуществить интервенцию, и правительство отрабатывает эти механизмы. Во-вторых, нужно увеличить доходы людей. Ведь если разобраться, разве рост цен на мясо вредит сельскому производителю? Нет. Но нужно сделать так, чтобы население могло покупать это мясо. Все эти процессы должны идти параллельно: наведение порядка в таможенном законодательстве, увеличение доходов людей и развитие рынков потребления.
— Когда мы общались последний раз, вы довольно резко отзывались о тогда еще не премьер-министре Юлии Тимошенко. После того, как она пригласила вас в свое правительство, ваше отношение к ней как-то изменилось?
— Я не знаю, приглашала ли меня она, или ей меня навязал Президент, это уже не имеет значения. Я знаю одно: наши с ней возможные конфликты, с точки зрения работы в правительстве и обеспечения благополучия 48 миллионов человек, никому не интересны. Это нормальные рабочие отношения. Не хочу сказать, что у нас потрясающее взаимопонимание или мы друзья. Иногда я с ней не соглашаюсь, иногда она со мной. Но есть нормальная работа, и мне этого достаточно. Пока мне грех жаловаться на работу в правительстве.
— То есть вы не жалеете, что не остались в парламенте?
— Нет, я не жалею, что ушел в правительство. А если мне удастся провести реформу, сделать что-то полезное с точки зрения организации власти, это вообще будет замечательно...
Беседовала Виктория ЧИРВА, «Столичные новости»