Ветеринары-взяточники. Часть 2
Дело - то в том, что Петр Иванович стоял во главе нескольких схем, которые позволили финансировать предвыборную кампанию донецкого кандидата.
Если не все, то многие помнят войну, развязанную несколько лет назад украинскими ветеринарами против американской курятины. Тогда приказом Ветдепа был введен запрет на импорт этого продукта – дескать, технологии выращивания ножек Буша таковы, что несут потенциальную угрозу здоровью потребителя. Несмотря на то, что американская курятина в рознице стоила в два раза дешевле отечественной, против ножек Буша в едином порыве ополчились все, включая СМИ. И хотя большинство противников ножек Буша не верило в их вредность, аргументом для многих стало как раз то обстоятельство, что этот запрет даст стимул для развития отечественного птицеводства. И в самом деле – скоро на рынке появилось сразу несколько новых торговых марок.
Однако же на деле официальный запрет ввозить американские окорочка привел к созданию очередной монополии: количество импортируемой курятины из США не только не уменьшилось, но, наоборот, выросло. Только в прошлом году через Одесский морской порт еженедельно ввозилось от 4 до 10 тыс. тонн курятины производства США и Бразилии ( в этой стране не только много диких обезьян, но и множество птицеферм, выращивающих бройлеров по технологиям, разработанным в США). Затем эта курятина под таможенным конвоем следовала в Донецкую область – в то время зону свободной торговли, где благополучно растаможивалась. И это только через Одесский торговый порт – сколько такой курятины завозилось через Мариуполь, который вообще находиться на территории СЭЗ – неизвестно. В результате реализации приведенной выше схемы были уничтожены легальные импортеры, а потребитель получил право покупать те же ножки Буша, но только по цене в два раза выше. И осталось только выяснить, под какой именно торговой маркой это все затем продавалось в розничных сетях.
Безнаказанность, как известно, вдохновляет. И в прошлом году аналогичную схему Петр Иванович пытался реализовать на рыбной рынке. Но в данном случае, за ним стояли не безымянные донецкие, а вполне конкретный персонаж – Александр Журавлев - о котором «Украина Криминальная» сообщила следующее: «начало бизнеса, родившегося под Севастополем предпринимателя, теряется в следственных томах о крымском бандитизме первой половины 90-х» (http://www.cripo.com.ua/?sect_id=8&aid=1937).
Но уже 10 лет спустя Александр Журавлев уже как бы респектабельный киевский бизнесмен, глава корпорации «Интеррыбторг» выступает на многочисленных пресс-конференциях, на которых обещает завалить рыбный рынок иностранными инвестициями. Тот факт, что с каждой пресс-конференцией объем обещанных инвестиций увеличивался в геометрической прогрессии, никого почему-то не насторожил, и в конце 2003 года по инициативе Журавлева была создана «Экспертная комиссия по привлечению инвестиций в рыбную отрасль и инфраструктуру» (постановление КМУ № 1970 от 18 декабря 2003 года), которую возглавил замминистра АПК Юрий Мельник, который, к слову, делит с Петром Вербицкий приемную в здании министерства на Хрещатике.
Что же касается инвестиций в инфраструктуру рыбной промышленности, которые обещал указанный Журавлев, то их не было вообще: журналисты «Зеркала недели» не поленились проехаться по тем местам, на которых должно было начаться строительство холодильников и рыбных заводов. Проверка показала, что на местах «великих строек века» пока мирно пасутся козы.
Схема передела рыбного рынка практически полностью повторяла борьбу с ножками Буша. Для начала импортеров обвинили в контрабанде и ввозе недоброкачественной продукции, грозящей здоровью потребителя. Кампания против импорта сопровождалась массовыми проверками налоговых служб, СБУ и ветеринарной милиции, причем, как раз ведомству Вербицкого была отведена ключевая роль в этом беспределе, который его инициаторы называли довольно скромно – мониторинг рынка.
Надо сказать, что господин Вербицкий «мониторил» рынок небезвозмездно. С началом массовых проверок он начал разъезжать на зеленом джипе Toyota Land Cruser (государственный номер 222 23 КА). На точно такой же машине, включая номерные знаки, до этого ездил глава корпорации «Интеррыбторг» Александр Журавлев. Однако вскоре автомобильные пристрастия Петра Вербицкого стали достоянием общественности, после за руль этого джипа пересел его зять, возглавляющий в рамках семейного бизнеса ветеринарную клинику на Нижнем Валу в Киеве.
Об автопарке господина Вербицкого вообще отдельный разговор. К примеру, сейчас господин Вербицкий ездит на служебной Toyote Camry. Минимальная рыночная стоимость машины этой марки при базовой комплектации – 27 000 евро. Между тем, согласно постановлению Кабмина под номером 332 от 4 апреля 2001 года, стоимость служебных автомобилей для чиновников не может превышать сумму 40 000 гривен. Впрочем , можно рассчитывать, что с господина Вербицкого за это спросят. На этой неделе относительно одного из его подчиненных – сотрудника Одесской ветеринарной лаборатории – возбуждено уголовное дело как раз по причине пристрастия к импортным автомобилям представительского класса (http://mvsinfo.gov.ua/ua/404/). МВД пока не назвало имя чиновника, но нам оно известно. Владельцем дорогой – за 126 тыс. гривен – иномарки, приобретенной за бюджетные деньги, стал Пустовит Иван Тимофеевич.
Надо отметить, что это не единственное уголовное дело, возбужденное против подчиненных Петра Вербицкого. Но это тема следующей статьи: ведь их больше десяти, чему удивляться особо не стоит - подчиненные часто копируют стиль работы своих руководителей, а в нашем случае – это прямой путь на жесткие нары.
К сожалению, автомобильные пристрастия Петра Вербицкого обошлись нашей стране куда дороже стоимости зеленого Toyota Land Cruser 222 23 КА: чиновникам довольно быстро удалось заблокировать деятельность импортеров рыбопродукции, результатом чего стал дефицит и стремительный рост цен: например, если в апреле прошлого года килограмм скумбрии холодного копчения стоил 16-17 гривен, то сейчас в рознице вряд ли можно найти этот продукт менее чем за 36 гривен, а государственный бюджет в результате свертывания импортных операций не досчитался более $40 млн. обязательных отчислений со стороны операторов рыбного рынка.
Более того, к внутренним проблемам добавились и внешние: так, основной поставщик рыбопродукции в нашу страну - Норвегия приостановила переговоры о вступлении Украины в ВТО по причине препятствий, которые создает Ветдеп для развития торговых отношений между двумя странами.
Совокупность этих факторов, вместе с отчаянным противодействием импортеров рыбной продукции привело в результате к тому, что Петр Вербицкий отменил те приказы, которые полностью блокировали импортные поставки. Но говорить о послаблении для импортеров, которое обещало правительство, невозможно. Только в Украине продолжает действовать пятидневный срок прохождения ветеринарного контроля, только в Украине с 20-тонной партии продукции ветеринары могут забрать 300 кг. для проверки и только в Украине департамент Ветеринарной медицины возглавляет человек настолько уверенный в своей безнаказанности, что даже не тратит усилий на то, чтобы заметать следы при совершении очевидных преступлений. История с джипом - не единственный тому пример.
На фоне деятельности главы Ветдепа на рыбном рынке очень странными выглядят многочисленные заявления Петра Вербицкого и его первого зама Владимира Горжеева о том, что ветеринарное законодательство Украины полностью соответствует нормам ВТО. Учитывая реакцию на действия Ветдепа в других странах, слова Вербицкого можно квалифицировать только как ложь или наглую ложь. При этом руководители Ветеринарного департамента имели все возможности для того, чтобы привести нормы законодательства в области ветеринарной медицины в соответствие с международными нормами. Так, только на реформирование системы управления сферы ветеринарной медицины с целью ее приведения к нормам ЕС и ВТО, государство выделило Ветдепу более 30 млн. гривен.
Однако же, как показала проверка аудиторов Счетной палаты (http://www.ac-rada.gov.ua/Ua/5/200401272.htm), реформирования отрасли не произошло, а выделенные средства были потрачены с многочисленными нарушениями Бюджетного кодекса Украины.
Мы уже говорили о том, что легкость в обращении с бюджетными средствами – это стиль жизни руководителей Ветеринарного ведомства. Но, если зачастую чиновники попросту растрачивают казенные средства, то господин Вербицкий, помимо трат на автомобили и многочисленные загранкомандировки, еще умудряется инвестировать государственные средства в собственный бизнес. Причем родственники, которые возглавляют крупные ветлечебницы в центре Киева – это еще цветочки. Совсем другое дело корпорация «Укрзооветпромпостач», занявшая лидирующие позиции на рынке благодаря многочисленным государственным заказам, полученным в результате выигранных тендеров, проведенных замом Петра Вербицкого Владимиром Горжеевым. Как показала проверка Счетной палаты, помимо хороших заказов - например, поставка лекарств по завышенным ценам или несвойственного ветеринарным лабораториям оборудования, Петр Вербицкий может запросто приказать перечислить деньги на счета этой корпорации даже без указания назначения средств. По результатам проверки, специалисты Счетной палаты пришли к выводу об отсутствии причин для перечисления средств в размере 1 млн. 900 тыс. гривен указанной корпорации. Указанный приказ был подписан Петром Вербицким.
В следующей части: преступление и наказание: во сколько бюджету Украины обойдутся суды, проигранные Ветдепом; Ветеринарный департамент уходит в зону: новая криминальная специализация – ветеринар-взяточник.